- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие активности и самостоятельности учащихся посредством формирования познавательного интереса
Развитие активности и самостоятельности учащихся посредством формирования познавательного интереса
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кряжевских Л.А. |
Дата | 25.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 24
Развитие активности и самостоятельности
учащихся посредством формирования
познавательного интереса
Выполнила: Дубовикова Е.А.,
МБОУ Гимназия № 24
Междуреченск, 2014 г. В условиях модернизации современного образования проблема активизации познавательной деятельности по-прежнему актуальна для современной школы. Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний велики. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы сталкиваемся с тем, что у обучающегося не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Все усилия педагога сформировать у обучающегося какое-либо представление или понятие обречены на неуспех, если обучающегося не удалось заинтересовать предметом рассуждения. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. То есть, одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических положений от умения применить их на практике. У учащихся первой ступени основного общего образования глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких учащихся, считающихся одаренными детьми, - единицы. Большинству присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Поэтому необходима специально организованная педагогическая работа по формированию познавательного интереса. Если учащийся в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. Это и определило цель моей педагогической деятельности: формирование познавательного интереса, как средства развития активности и самостоятельности учащихся. Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:
- организовать учебный процесс, способствующий самостоятельному приобретению знаний, постоянному стремлению углубляться в область познания;
- создать условия обучения, воспитания, развития, способствующие формированию познавательного интереса;
- реализовывать интегрированный подход обучения.
- игнорирование учителем индивидуальных особенностей обучающихся;
- стрессовые последствия авторитарной педагогики (она существует наряду с педагогикой сотрудничества);
- несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
- принцип индивидуализации подразумевает организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями обучающихся;
- принцип развития предполагает создание каждому обучающемуся условий, в которых он реализовал бы себя, свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и способности;
- принцип коррекционной направленности предусматривает наряду с решением общеобразовательных задач работу по восполнению пробелов предыдущего этапа развития;
- принцип гуманности ставит в центр образовательного процесса оптимистическую веру в ребенка, приоритет положительного стимулирования и терпимость к детским недостаткам;
- принцип психологической комфортности способствует снятию стрессообразующих факторов учебного процесса.
- формирование позитивного отношения к школе, учебной деятельности;
- компенсация недостатков развития дошкольного образования;
- организация учебного процесса с учетом физиологических и возрастных особенностей учащихся;
- создание благоприятного психологического микроклимата.
Особенности
учащихся
Организация учебного процесса
Сниженная учебная мотивация
Применение продуктивных методов и форм обучения, создание ситуации успеха.
Недостаточное развитие психических познавательных процессов
Использование коррекционно-развивающих упражнений, разработанных на основе учебного материала.
Тревожность
Доброжелательное отношение к обучающимся, поддержка со стороны учителя и одноклассников, одобрение взрослым.
Повышенная утомляемость
Смена видов деятельности; диалоговое общение, беседы; адекватно эмоциональная речь учителя; использование приемов удовлетворяющих двигательную активность обучающихся.
В своей профессиональной деятельности я опираюсь на современные педагогические технологии, которые позволяют формировать познавательный интерес и учитывать психофизиологические особенности каждого учащихся. К ним относятся:
- личностно-ориентированное обучение;
- проблемное обучение;
- перспективно-опережающее обучение.
- отбора тем уроков, которые возможно объяснить, используя продуктивные методы обучения;
- ознакомления с изложенным материалом и подбором дополнительной информации, которая бы расширила и углубила знания учащихся и способствовала формированию желания узнать больше.
- интегрированные уроки;
- урок с использованием мультимедийных средств;
- урок - экскурсия;
- урок - игра;
- урок - сказка;
- урок КВН;
- групповые формы обучения.
- одна на весь класс;
- индивидуальная;
- групповая;
- творческая;
- дифференцированная;
- составление домашней работы для соседа по парте.
- положительная динамика качества образования (качество обучения, мотивация, развитие познавательных способностей);
- участие и достижения учащихся в очных и заочных предметных олимпиадах, конкурсах;
- удовлетворенность образовательным процессом учащихся и их родителей.
- При 100% успеваемости показатели качества обучения составляют 51%.
- По результатам психолого-педагогической диагностики наблюдается положительная динамика в развитии психических познавательных процессов и речи.
- Учащиеся активно принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НПК и занимают призовые места.
-
Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся/ Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1984.
-
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под редакцией Г.И. Щукиной. - М., 1984.
-
Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы: ученые записки Ленинградского гос. Ун-та. - Л., 1989.
-
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса . - Мн: Университетское, 1990.
-
Белкин Е.Л. Управление познавательной деятельностью. - Ярославль, 1988.
-
Беляев М.Ф. Психология интереса. - М., 1987.
-
Беляева Н.А. Пути повышения интереса к учению. - Новосибирск, 1968.
-
Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. - М., 1986.
-
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., Воронеж, 2001.
-
Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М., 1985.
-
Вопросы теории и методики развития познавательной активности учащихся/ Под ред. М.П. Пальянова. - Томск, 1981.
-
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. Т. 3. - М., 1983.
-
Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. - Л., 1986.
-
Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1984.
-
Коменский Я.А. Избранные сочинения. - М., 1975, с.221.
-
Коржуев А.В. Познавательные затруднения в учении школьников //Педагогика. 2000. №1, с. 27-32.
-
Крутецкий В.А. Интерес. - В кн.: Педагогическая энциклопедия. - М., 1965. Т.2.
-
Леви В. Нестандартный ребенок . - М., 1993.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
-
Максимова В.Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - Л., 1981.
-
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 1979.
-
Особенности познавательной деятельности учащихся /Под редакцией П.А. Сорокина.- Л.,1979.
-
Педагогика /Под редакцией П.И. Пидкасистого.-М., 1996.
-
Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Под ред. Г.И. Щукиной. - Л., 1976
-
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980.
-
Российская педагогическая энциклопедия /Гл. редактор В.Г. Панов. - М.,1993.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1983. Т.2
-
Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М., 1971.
-
Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным //Педагогика. 2000. №4, с.30-33.
-
Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. - М., 1979.
-
Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990.
-
Шапошникова И.Г. Формирование познавательных интересов учащихся через организацию домашней работы // Воспитание школьников. - 1997. - №4.
-
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.
-
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1988.
-
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.: Педагогика, 1971.
-
Щукина Г.И. Формирование познавательного интереса учащихся. - М.: Учпедгиз, 1962.