Открытый урок по литературному чтению на тему И. С. Тургенев Перепёлка (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ 92

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Тема:

И. С. Тургенев «Перепёлка»



Ресурсы

Цели: Познакомить учащихся с рассказом И.С. Тургенева «Перепёлка», развивать восприятие, память, внимание, навыки выразительного чтения, передавая настроение чтения; умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; поддерживать интерес к чтению; совершенствовать умение работать с иллюстрацией; воспитывать любовь, переживания, доброжелательность к окружающему миру.

Задачи:

-учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста; давать оценку героям произведения;

-проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения;

-применять приемы анализа текста, определять главную мысль произведения; находить средства выразительности.

Учебник, портрет писателя, картинки урока, карточки


Учащиеся готовятся к уроку.

1. Орг. момент

А) Приветствие

Б) психологический настрой

В) Межпредметные связи

Г) Тип урока


Учитель приветствует учащихся

Каждый день- всегда, везде
На занятиях , в игре
Смело , чётко говорим
И тихонько сидим.


Познание мира, русский язык, ИЗО

Формирование знаний и умений


Учащиеся приветствуют друг друга


2.Проверка дом задания

Краткий пересказ рассказа В. Драгунского «Отверженные. В слоне»

В какой стране происходят события?

Что можно сказать о главном герое? Каким ты его представляешь?

Опиши слона. Чем он был для бездомных детей?

Почему Гаврош взял вещи у зверей?


Кратко пересказывают,

Отвечают на вопросы.

3. Актуализация знаний

На лугу Она живет,

И все время спать зовет!

-Пить-пирю, спать пора!

Так до самого утра!

Кто такую птичку знает?

Кто загадку отгадает? (Перепелка)

(показ картины перепелки)

Перепёл- самые маленькие представители куриного племени. Весят от 50 до 130 граммов. Перепелка гнездо строит на земле, в кладке 7-15 грушевидных с крупными бурыми пятнами яиц. Окраска хорошо маскирует птицу, а вспугнутая перепелка бежит так быстро, что ее трудно разглядеть. Летят они на зимовки за тысячи километров. Живут на лугах и в степях, вблизи лесов, на опушках( но обязательно с густой травой). Основная пища перепелов- семена трав. А во время выкармливания птенцов они уничтожают во множестве насекомых и их личинок. Этим перепелки, приносят большую пользу.

Уч-ся делают словарную работу, отвечают на вопросы, делают выводы.

4.Работа над новым материалом

Первичное закрепление


1Слово о писателе (портрет писателя)

Великий русский писатель. Родился в городе Орле. Оказал большое влияние на русскую и мировую литературу. Выдающийся мастер психологического анализа, описания картин природы.

2.Чтение рассказа учащимися

3.Беседа:

-От имени кого ведется повествование в рассказе? От имени взрослого или мальчика? (От имени взрослого, который вспоминает своё детство)

-сколько лет мальчику?

-На кого охотился отец?

-Во сколько лет отец позволит стрелять мальчику?

-Какие предметы брал с собой мальчик на охоту?

-Какое самое большое удовольствие было для мальчика?

-Какая птица «и близко человека не подпустит»?

-В какой день отправились мальчик с отцом на охоту?

-Почему перепелка летела странно?

-Для чего мальчик попросил мертвую перепелку у отца?


Отвечают на поставленные вопросы по теме


5. Физ.минутка



6. Проверка знаний


-После этой истории к чему пропала страсть у мальчика?

-Назовите действующих лиц этого рассказа (героев) .(Мальчик 10 лет, живёт с отцом на хуторе. Отец- страстный охотник. Трезор- охотничья собака .Умная, ловкая)

-Почему рассказ называется «Перепёлка»? (Перепёлка-храбрая, старая птица, защитница своих детей)

-Этот случай изменил что то в мальчике?

В центре воспоминаний героя лежит описание какого случая? (Как перепёлка погибла ,защищая своих детей, т. е. случай с перепёлкой на охоте)

Вспомните , как он относился к жаворонкам? (Смотрел на них как на свою добычу)
Какую характеристику дадите мальчику до случая с перепёлкой?(Жестокий, безжалостный)
Можно ли сказать, что из него вырастал такой же страстный охотник , как отец?


Уч-ся работают над текстом, отвечают на вопросы .

7. Работа в тетрадях

На сколько частей можно разделить данный рассказ?

1 часть. Мальчик мечтает стать охотником.

2 часть. Перепёлка спасает своих детей.

3 часть. «Не сделался настоящим охотником»

Отвечают на вопрос

7.Подведение итогов урока

Ознакомление с литературными терминами.
1)В развитии событий , изображённых в литературном произведении, различают 3 момента:

Момент, когда наступает высшая точка напряжения в развитии событий, называется кульминацией.

Есть завязка. Это какой момент? Начальный момент)

Как называется заключительный момент? (Развязка)

-Запись терминов в тетради.
2) Определим кульминацию этого события.
-Чтение по «цепочке» на отметку.

-Когда же наступила кульминация?(Перепёлка умерла, мальчик плачет)

3) В первой части мы видели мальчика безжалостного, которого и кровь убитых птиц не трогает. А в третьей части это какой мальчик? (Он изменился. Ему очень жалко перепёлку, он плачет, хоронит птицу)
Что он думает об убийстве перепёлки? (Считает несправедливо убивать её. Ведь она мать , защищает своих детей)

-При этом он как думает об отце и Трезор?(Обвиняет их про себя)

Этот трагический случай помогает раскрыть душу мальчика. Он в душе какой?(Добрый, ранимый)

Эти изменения в сыне удивляют отца .Но он его понимает. В чём это видно?(Даёт ему похоронить перепёлку, не стреляет в старого перепела)

Определение главной мысли рассказа.

1) Попробуем ответить: какая же главная мысль этого рассказа?(Нужно беречь , любить всё живое, охранять природу.
-Какие качества в человеке помогают воспитывать этот рассказ?
(Доброту, умение сопереживать. Вам было жалко, вы волновались, переживали вместе с героем).
-Умение сопереживать- очень важное качество в человеке. И это очень нужно в наше жестокое время.
2)А что можно сказать о писателе? Как он относится к своему герою?
Положительно или отрицательно?(Он понимает, поддерживает во2 и 3 частях)
-Какой он сам человек?(Добрый , наблюдательный, любит природу)
-Рассказ написан каким языком?( Понятным ,простым)
-А читать было интересно?(Потому что очень выразительный язык)
-Возьмём для примера описание местности вокруг хутора(Чтение хором)
-Какие прилагательные? Какие сравнения?
3)Автор очень наблюдательный, хорошо знает природу, разбирается в птицах.
-Какие птицы встречается в рассказе?(Перепел, дрофа, куропатка, жаворонок)

-Какую характеристику можете дать перепёлке?(трудолюбивая, любящая, бесстрашная)

4) Работа по карточкам (задание письменно)

Отвечают на вопросы

Устно отвечают









Письменно

Подведение итогов

Какой рассказ изучали? Чем он понравился?

Чему учит рассказ И.Тургенева «Перепёлка»?

Отвечают

8.Рефлексия

  • На сегодняшнем уроке я узнал...

  • Сегодня на уроке мне захотелось...

  • На уроке похвалил бы за....

Заполняют листы

9.Оценивание

Выставление оценок за урок


Подают дневник

10. Дом. задание

Подготовить пересказ этого рассказа

Записывают в дневник.



© 2010-2022