Выступление на педагогическом совете

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 имени Е.И.Зеленко»

Выступление на педагогическом совете

Выступление на педагогическом совете

Инновации в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Выступление на педагогическом совете

Подготовила

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Кудрина Екатерина Анатольевна


2014 - 2015 уч. год

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Детские годы оказывают огромное влияние на жизнь каждого человека. От того, в каких условиях находится ребёнок с самого раннего возраста, во многом зависит его будущее. Развитие человека, формирование его личности зависят от благотворного влияния семьи, от стремления родителей познать особенности развития детей в каждом возрастном периоде, от желания изучить своего ребёнка, от умения направить процесс формирования его личности. С введением в образовательный процесс ФГОС второго поколения наиболее актуальным становится обучение детей с особыми образовательными потребностями. Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей. Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Этот ребёнок был лишён родительской любви и заботы с самого рождения, т.к. родился с диагнозом ДЦП. Но, к счастью, в октябре 2009 года этого мальчика усыновила замечательная женщина, воспитавшая 3-ёх детей, которая полюбила его, занялась его здоровьем, воспитанием, обучением.

Он в инвалидной коляске, с низким уровнем развития, не умеющий читать и писать, с маленьким словарным запасом, замкнутый в себе, ручки висели вдоль тела - именно таким был мой ученик, когда «новая» мама усыновила его. Прошло 11 месяцев… После многочисленных операций по наращиванию мышц на руках и ногах ребёнок ходит своими ножками, он пишет, держа ручку 2-мя руками, владеет компьютером (печатает текст, играет в игры, как все дети, находит нужную информацию, используя Интернет); усваивает школьную программу, много читает, любит слушать аудио записи рассказов, сказок, отлично пересказывает их и хорошо рисует и изучает английский язык. Сейчас вместе с мамой, сестрами и братьями он живёт в Манчестере. Мальчик обучается в 2-ух школах: английской (причём обучение ведется, только на английском языке) и у нас, во вновь созданном в 2010 году - Областное бюджетное образовательное учреждение «Новые технологии», используя дистанционное обучение. Их деятельность направлена на развитие дистанционного образования детей, которые в силу своих индивидуальных особенностей и здоровья не могут посещать школу, и нуждаются в обучении на дому и организацию повышения квалификации работников ОУ города. Для этого дополнительно были оборудованы специальные классы в образовательных учреждениях города, ставшие базовыми площадками.

Конечно, процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником, но мы прекрасно понимаем, что у ребенка с ОВЗ в школе возникнут осложнения, связанные с его психологическим и физическим состоянием:

  • стеснение в кругу сверстников,

  • чувство психологического дискомфорта,

  • трудности с физическим перемещением из кабинета в кабинет и т.п.
Кроме того, не секрет, что некоторые школы не горят желанием принимать на учебу таких детей. У детей с особыми образовательными потребностями возникают определённые сложности в обретении статуса ученика, во взаимоотношениях со сверстниками и окружающим миром. Во многом это зависит от взрослых, организующих их режим жизни. Поэтому востребованность дистанционных образовательных технологий существенно возрастает:
  • дистанционное образование становится реальной возможностью для обучения в индивидуальном режиме независимо от места и времени;

  • это отличная возможность получить образование по индивидуальной траектории;

  • они позволяют организовать доступность качественного обучения в удобном режиме для обучающихся.

Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения - эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с ОВЗ. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения:

  • каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе;

  • каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо

для освоения той или иной дисциплины.


Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы обучающегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Преимущества дистанционного образования:

- более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;

- повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.;

- оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на электронных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;

- возможность пройти обучение и аттестацию быстро, в сжатые сроки, или наоборот, отсрочить аттестацию, то есть лучше, разумнее планировать свое время;

- возможность одновременно заниматься по нескольким специальностям в разных учебных заведениях;

- повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;

- ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).

Итак, преимущества ДО очевидны:

  • это индивидуализация;

  • гибкость;

  • адаптивность обучения.

При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки - работать с каждым ребёнком до полного решения учебной задачи. Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка: все его работы, все оценки в электронном дневнике и электронном журнале, комментарии учителя. Актуальность внедрения дистанционных форм обучения при работе с детьми, имеющими значительные отклонения в состоянии здоровья, не нуждаются в особых комментариях, ведь это, по существу, едва ли не единственный способ вернуть их к полноценной творческой жизни, помочь им самореализоваться в сложных социальных условиях. Но следует отметить, что при всех явных достоинствах, важнейшим условием успешности дистанционного обучения ребёнка с ОВЗ является принятие и поддержка родителями данного вида обучения. Необходимо, чтобы родители не только владели компьютерной грамотностью и могли помочь ребёнку технически организовать учебный процесс, но и, что наиболее важно, были мотивированны на результаты дистанционного образования своего ребёнка. К сожалению, многие родители не считают целесообразным такое обучение, не видят его практического применения в будущем своего ребёнка. Как следствие, незаинтересованность родителей снижает эффективность дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. Для семьи, воспитывающего «особого» ребёнка, важнейшими функциями являются: коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная функции, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребёнка, достижения им материальной независимости и социальной адаптации.








Литература:

1.Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.Москва: Владос, 2003, с.123-135

2.Е. М. Мастюкова, А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Москва. Вдадос 2004, с.18- 19

3.Мария Земска. Семья и личность. Москва «Прогресс» 1986. с.125

4.Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. - «Знание»,

2000 - 276 c.

5.tigweb.org/youthmedia/panorama/article.html?start=6534&ContentID=6766 Литература

6.Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. М: «Мысль», 1999. - 368 с.


© 2010-2022