Рабочая программа по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________/Л.В.Астафьева/
Протокол № _1__ от «_29__»_августа__2011г.


«Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ № 12» НМР РТ ____________/Е.А.Сорокина/

«_31__»_августа__2011г.

«Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №12» НМР РТ _________/Р.И.Султанов/
Приказ № _101 § 3___ от

«_31__»_августа__2011г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению, 3 класс А

Сотниковой Ольги Степановны

учителя начальных классов

1 квалификационной категории

МБОУ «СОШ №12» НМР РТ






Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № _1___

«_29__»_августа__2011г.











Нижнекамск


2011- 2012 учебный год

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Программа по курсу »Литературное чтение», (сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.), Издательство Вита-Пресс г.Москва 2008г
  • Учебный план работы МБОУ «СОШ №12» НМР РТ на 2011/2012 учебный год
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 г.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год , 2 часа в неделю, 34 рабочих недели. Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Содержание предмета и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач. Это задачи, связанные с формированием читательской, деятельности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественного слова, литературного вкуса. Очевидно, что предмет литературного чтения обладает специфическими средствами решения указанной системообразующей задачи развивающего обучения. При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что, в отличие от других предметов школьной программы: математики, русского языка, естествознания, литература раскрывает образ, которому свойственна не логическая, а конкретная явственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение, в первую очередь, обращается к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством. Воспитание культуры чтения невозможно без особо организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне его. Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированное самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения, одним словом, «честно читать». Исходя из этих позиций, определяется предмет рассмотрения литературного чтения -именно способ чтения, а его объект - литературный текст. Цель данного курса чтения - обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста, открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении. Достижение для данной цели предполагает решения: 1) образовательных задач: • развитие потребности читать любой текст (художествен­ный и нехудожественный) через освоение приемов син­тагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения; • развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста; • открытие и освоение учениками позиций читателя и автора; • формирование в сознании читателя эстетических (эмо­ционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета; 2) развивающих задач: • развитие «чувства художественного слова», литератур­ного вкуса; • развитие коммуникативных способностей; • развитие речи; 3) воспитательных задач: • формирование культуры творческого восприятия лите­ратурного произведения; • воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни. Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты: - открытие мира литературы (знакомство с новыми име­нами авторов, новыми произведениями, разными особенностями текстов, приемами выраже­ния авторской позиции; рассмотрение одной темы в пред­ставлении разных авторов); - овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказыва­ния, выражения личной авторской позиции); - совершенствование навыка синтагматического чтения; - применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).


Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможно­стей, росту творческого потенциала. В качестве системообразую­щей задачи развивающего обучения в начальной школе указы­вается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтере­сованного в само изменении и способного к нему. В области литературы это задачи, связанные с формирова­нием читательской, деятельности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественного слова, литератур­ного вкуса. Очевидно, что предмет литературного чтения обла­дает специфическими средствами решения указанной системо­образующей задачи развивающего обучения. В то же время реализация перечисленных внутри предметных задач литератур­ного чтения в контексте формирования учебной деятельности имеет большие, на данный момент недостаточно раскрытые перспективы. При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что, в отличие от других предметов школьной программы, литература раскрывает образ, которому свойственна не логическая, а конкретная, явственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение в первую очередь, обращается к образной стороне произведений, обладающих эстетическим достоинством, авторской ценностью. Воспитание культуры чтения невозможно без особо организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне его. Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает формирование самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тща­тельного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения. Исходя из этих позиций, определяется предмет рассмот­рения литературного чтения - способ чтения, а его объек­т - литературный текст. Литература дает читателю мощный заряд для творчества. Она подсказывает разные способы общения читателя с миром. Чтобы овладеть ими, необходимо, в свою очередь, овладеть основными способами самостоятельной деятельности (в ее процессе сочетаются, взаимоотражаются, взаимоосознаются самостоятель­ные голоса читателей и экстериоризируются различные точки зрения на произведение. Восприятие и понимание учащимися текста происходит на ином уровне при условии создания на уроках литературного чтения атмосферы духовности и творчества. Такую атмосферу можно создать только при помощи особого подбора литературных текстов. Это является основным фактором в процессе формиро­вания подлинной читательской деятельности ребенка, несущей в себе элемент творчества. Исходя из этих позиций «тщательное» чтение определяется как собственно творческое чтение, как деятельность, при осу­ществлении которой происходит диалог читателя с автором, с читателем-собеседником, с самим собой (автокоммуникация). Результатом этого акта становится рождение у читателя нового видения, преобразование прежней картины мира в ответ на видение, позицию автора, заявленную в литературном произ­ведении. Программа ориентирует ребенка в разнообразном читатель­ском пространстве, следуя особым критериям отбора литератур­ных текстов. Основными критериями отбора большинства предлагаемых для чтения текстов стали критерии художественности, полифоничности, разнообразия жанрово-видовой специфики произведений, духовности. Критерий художественности является одним из определя­ющих. Истинно художественные произведения формируют эсте­тический вкус читателя, вызывают разнообразные переживания. Большинство из предлагаемых текстов образны. Они подталки­вают ребенка к созданию собственных образов того, что опи­сывает или о чем повествует автор. Данный критерий позволяет выделить те тексты, рассматриваемые в особом порядке, которые создают культурное поле для разворачивания читательской деятельности. Критерий полифоничности предоставляет возможности неод­нозначного восприятия литературного произведения разными уча­щимися. Такие тексты литературных произведений способны удивлять и продолжать диалог ребенка с автором после знакомства с произведением и предполагает исследовательскую позицию Программа насыщена поэтическими и прозаическими текстами разных авторов. Здесь есть тексты описательного и повествователь­ного характера. Тексты-рассуждения строятся в ходе диалога о прочитанном в классе и дома. Учащиеся чаще всего знакомятся с несколькими литературными жанрами, которые чередуются между собой. Повторение нового произведения в уже знакомом жанре позволяет рефлек­сировать то, что ребенок знает, изучал, слышал. У него начинает складываться представление о разнообразии жанров, о том, что писатели предпочитают выбирать определенный жанр, адекват­ный их творческому замыслу. Кроме художественных текстовпредлагается рас­смотреть с детьми и нехудожественные литературные источники. К ним относятся произведения эпистолярного жанра, истори­ческой прозы, научные, учебные и другие тексты. Творческое чтение нехудожественного текста также состоит в открытии авторской позиции и фор­мировании читателем своей собственной позиции, но эта по­зиционность имеет принципиально иной характер. Осознание специфики авторской и читательской позиций по отношению к нехудожественным текстам - залог успешной читательской деятельности учащегося. В 3 классе ученики знакомятся с понятием авторской позиции. На первом этапе на текстах описательного и повествователь­ного характера разной жанровой специфики они вступают в позицию исследователя внутреннего мира героя и автора, а также некоторых авторских приемов художественного произ­ведения (эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения, звуко­писи). Ученикам предлагается для ознакомления и сопоставления научно-популярный текст для того, чтобы понять авторское от­ношение к предмету описания в разных жанрах и выйти на определение понятия «жанр». Постепенное погружение в особенности создания художе­ственного образа позволяет ученикам углубиться в содержание разных произведений, написанных на одну тему. В предлагаемых разделах, объединенных одной тематической идеей, дети выде­ляют признаки портретных характеристик, описаний поведения персонажей и знакомятся с понятием событие. На втором этапе ученики исследуют особенности и структуру художественных и нехудожественных текстов-посланий, выделяют их признаки, чтобы построить модель жанра. Среди нехудожественных произведений изучаются жанры миниатюры, зарисовки, этюда. Понятие жанра окончательно «строится» в конце 3 класса на сопоставлении групп произведе­ний, написанных в одном жанре. Цель уроков чтения в начальном звене - воспитание куль­туры творческого восприятия литературного произведения - решается с помощью творческих задач. Начиная с 3 класса обозначается проблема : как, какими приемами, средствами речи эта мысль доносится до читателя. Творческие задания к текстам учебника способствуют созда­нию такой ситуации в классе, которая дает возможность прове­дения исследовательской работы учащихся уже в начальных классах, появления интересных детских интерпретаций прочи­танных произведений. Начиная с 3 класса в программу включаются специальные задания на осуществление контроля и оценки под рубрикой «От автора к читателю, от читателя к автору». Задачей данных твор­ческих уроков является формирование умений не только создать собственный текст, но и проанализировать написанное согласно выработанным критериям оценки. Такие задания не только наце­ливают ребенка на развитие умения оценивать себя и других, но и позволяют неоднократно дорабатывать так называемые «рукопи­си», доводить их «до совершенства», вырабатывать собственный авторский стиль. Все задачи, выделенные в курсе «Литературное чтение», ребенок способен решить только при условии овладения способом смыслового чтения. Нет сомнения в том, что формирование навыков беглого чтения является необходимым условием успешности всего пос­ледующего процесса обучения. Программа курса решает задачи развития речи ребенка, воспитания его речевой культуры, которые заключаются в оз­накомлении учащихся с особенностями языка разных по содер­жанию, по стилю и форме выражения литературных текстов. Такие тексты позволяют детям продолжить знакомство с язы­ковыми особенностями родной речи. Язык в данном случае играет роль носителя особой культуры и менталитета, а также является средством общения. Программа имеет коммуникатив­ную направленность

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

(68 ч.)


Часть первая. Мир, созданный автором Раздел I. Рождение замысла Замысел сочинения, произведения, книги. Окружающая действительность - источник для создания художественного образа в произведениях разных авторов. Сопоставление предметов и явлений - способ создания новой художественной «картины». Впечатления автора, передаваемые в произведении. Мироощуще­ния поэта, писателя. Авторская позиция. Автор и читатель. Срав­нение как изобразительное средство, помогающее автору созда­вать интересный образ в произведении. Элементы описания в авторских работах. Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка»; Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»; Д. Хармс «Что это было?»; С. Черный «Крокодил»; А. Е. Екимцев «Дедушка туман»; Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане»; А. Е. Екимцев «Комары»; В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик»; В. И. Белов «Катюшин дождик». От автора к читателю, от читателя к автору Творческая работа: сочинение-этюд «Эти облака похожи на...», «Эти тучки похожи на...», выбор темы, анализ сочинения, обсуждение результатов по критериям творческой работы (фор­мулирование критериев). В. В. Маяковский «Тучкины штучки»; Ф. А. Миронов «Тучи». Раздел II. В царстве пейзажа Описание природы. Роль пейзажа в художественном произ­ведении. Настроение автора и героя, переданное в художествен­ном описании природы. Внутренний мир автора и героя. Спо­собы изображения природы - способы показа внутреннего мира автора и героя. Эпитет как изобразительное средство, помога­ющее автору создавать интересный образ в произведении. Ли­рическое стихотворение. Его отличие от шуточного, юмористи­ческого текста. Способы изображения одной темы у разных авторов. И. С. Тургенев «Осень»; Ю. Качаев «Осенние странни­ки»; П.П.Потемкин «Мухоморы»; В. А. Бахревский «Опоздав­ший мухомор»; Ю. И. Коваль «Последний лист»; И. А. Бунин «Листопад» (отрывок); В.Д.Берестов «Капля»; Ф.А.Миронов «Капля». От автора к читателю, от читателя к автору Творческая работа: сочинение-описание природы «Путеше­ствие осеннего листа», выбор темы, анализ сочинения, обсуж­дение результатов работы по критериям сочинения. Читай, удивляйся, размышляй! А. Е. Екимцев «Как спят сосны»; В. Д. Берестов «Рыжик»; С. Козлов, Л. Шульгина «Гриб»; Ю. И. Коваль «Листья»; Е. Ак-сельрод «Лопухи и одуванчики»; В. Д. Берестов «Осенние оду­ванчики»; Ю. И. Коваль «Фарфоровые колокольчики»; В. Д. Бе­рестов «Мать-и-мачеха»; М.Агафонова «Подснежник»; В.А.Ла-летина «Февральская вьюга еще бушевала»; А. И. Введенский «Ураган»; В. А. Бахревский «Уснувший ветер»; А. Е. Екимцев «Ветерок»; В. Бурак «Ночь над белой луной»; В. А. Бахревский «Встреча». Раздел III. «И сразу стало все не так...» Описание неживого предмета. Создание художественного образа неживого предмета, способы его изображения. Разные способы воплощения авторского замысла в связи с созданием образа - неодушевленного предмета. Использование прямого и переносного значений слов для изображения персонажа - листка, посуды, чайника, кастрюли, самовара - с целью создания шуточного образа, интересного для ребенка-читателя. Олицетворение как яркое изобразительное средство, помогаю­щее автору создавать интересный образ необычного героя в произведениях разных жанров. Звукопись как средство подража­ния «голосу» героя, которое используют авторы при описании объектов неживого мира. Глаголы-действия, помогающие автору «оживить» персонаж в сказке, стихотворении, рассказе. Э. Э. Мошковская «Листок бумаги», «Лесная пятерка»; Е. И. Матвеева «Мечта»; А. Е. Екимцев «Арбуз»; М. Я. Бородицкая «Тетушка Луна»; Ю. П. Мориц «Разговаривали вещи»; Г. X. Ан­дерсен (перевод с датского А. Ганзен) «Чайник»; Ю. П. Мориц «Пузатый чайник»; О. Э. Мандельштам «Кухня»; А. М. Горький «Самовар». От автора к читателю, от читателя к автору Творческая работа: сочинение-описание неживого предмета; использование знакомых изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворений, сравнений, зву­кописи и др.). Оценивание работ по сформулированным учени­ками критериям этой творческой работы. Читай, удивляйся, размышляй! Н. К. Абрамцева «Сказка про старый дом»; М. С. Пляцков­ский «Самовар»; С. Черный «О чем поет самовар»; М. Клява «Родственницы»; В. Д. Берестов «Змей-хвастунишка»; С. Черный «Змей»; Е. А. Пермяк «Некрасивая елка»; В. А. Лалетина «Плака­ла елка, роняя иголки»; Л. С. Петрушевская «Старая дружба»; Р. С. Сеф «Ночная музыка»; А. Е. Екимцев «Ночью»; М. М. Приш­вин «Неведомому другу».
Часть вторая. Секреты рождения образа Раздел I. Доброе слово и кошке приятно Описание животного (кошки, кота, котенка) в художествен­ных произведениях разных жанров: сказке, рассказе, рассказе-этюде, юмористическом стихотворении. Способы изображения внешнего вида и внутреннего мира героя. Главный герой про­изведения о животном, способы создания образа. Изображение одинакового животного в произведениях разных авторов. Изоб­ражение одинакового животного в прозаических и поэтических произведениях, в текстах разной жанровой специфики. Средства художественной изобразительности, помогающие авторам созда­вать образ животного в художественном произведении. Способы изображения кота у одного автора-прозаика, особенности рас­крытия темы в каждом из произведений: этюде и рассказе. Образ героя-рассказчика, который общается с животным, способы изображения авторского отношения к нему и происходящим событиям. Особенности жанров этюда и миниатюры. От автора к читателю, от читателя к автору Творческая работа: описание кота, с которым произошел интересный случай; использование изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворения, сравне­ний). Выбор жанра работы. Анализ сочинения, обсуждение ре­зультатов этой творческой работы по выработанным критериям. Читай, удивляйся, размышляй! М. С. Пляцковский «Как попался кот на удочку»; С. Чер­ный «Как кот сметаны поел»; Н. К. Абрамцева «Загадка»; М. М. Пришвин «Кот»; Ю. И. Коваль «Летний Кот», «Солнечное пятно». От автора к читателю, от читателя к автору Творческая работа: сочинение-описание кота на темы «Ве­сенний Кот», «Зимний Кот», «Осенний Кот» (аналогичная тема задана в этюде Ю. И. Коваля «Летний Кот»); выбор жанра сочи­нения; использование изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворения, сравнений). Ана­лиз сочинения, обсуждение результатов этой творческой работы по выработанным критериям. Раздел II. О всякой живности Животное - любимый герой литературы для детей. Выбор писателем или поэтом объекта описания в произведении. Показ события в произведениях повествовательного жанра с целью заинтересовать читателя необычным (обычным) образом живот­ного. Ритмический рисунок поэтического произведения о живот­ном - способ передачи настроения в стихотворении. Философ­ское стихотворение - жанр, позволяющий глубже понять внут­ренний мир автора, его восприятие живого мира. Понятие литературной эпохи. Метафора (скрытое сравнение) как яркое изобразительное средство, помогающее авторам создавать интересный образ обычного героя (животного, птицы, насекомого) в произве­дениях разных жанров. Художественное и научное описа­ние животного. Позиция автора в разных видах описания. Ху­дожественное и нехудожественное произведения: сходства и различия между ними. Художественный образ - центральное понятие художественной литературы. Цикл рассказов о живот­ных, объединенный общей идеей создания образов деревенской жизни. В. Д. Берестов «Жуки»; М. В. Ломоносов «Кузнечик»; Г. Но­вицкая «Ливнем грива падает седая...»; Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот»; научно-популярное описание бегемота (от­рывок из энциклопедической статьи «Аванты+»); Д. Хармс «Бульдог и таксик»; В. А. Бахревский «Дом с жабой»; Ю. И. Ко­валь «Лось»; В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности» («Рома», «Петух», «Последняя синичка»). От автора к читателю, от читателя к автору Творческая работа: анализ и интерпретация лирического стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»; работа с незнакомой лексикой; выявление изобразительных средств для создания авторского образа (эпитетов, олицетворения, сравне­ний), композиционных приемов текста. Сочинение-интерпретация небольшого объема. Составление партитуры текста для выразительного чтения. Выразительное интонирование стихотворения. Раздел III. Каждый сам о себе Художественные произведения разных жанров, в которых используется прием изображения героев - рассказ персонажа от его имени. Самопрезентация героя. Речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог как средства раскрытия его характера. Способы изображения авторского отношения к герою-животному. Использование звукописи для передачи настроения героя, автора. Хвалебная речь персонажа, способы ее произне­сения. Описание интересного события в произведениях повествова­тельных жанров - прием характеристики героя, выявляющий достоинства и недостатки его характера. Басня о животных, осо­бенности жанра, иносказание и мораль в басне. Дневниковые записи собаки. Нестандартная ситуация, рас­крывающая характер героя, его взаимоотношения с окружающим миром. Юмор в произведении. Способы характеристики животного и человека через дневники. Особенности «молитвы», которую произносит собака: добрая тональность и тонкий юмор произве­дения. Р. С. Сеф «Полночь...»; В.Д.Берестов «Песня лягушек»; С. Черный «Индюк»; Д. С. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»; В. Д. Берестов «Гусь и его критики»; С. Черный «Дневник фокса Микки» (глава «О Зине, о еде и т. п.»), «Арапкина молитва». Читай, удивляйся, размышляй! С. А. Островой «Загадочная птица»; В. И. Белов «Мышонок, бабушка и кот»; О. Неш «Микроб» (перевод с английского Г. Кружкова); В. В. Чаплина «Обыкновенная кошка»; Н. С. Гуми­лев «Гиппопотам»; Л. Н. Толстой «Булька»; У. Д. Смит (перевод с английского И. Фонякова) «Собаки»; А. В. Тихонов «Царевна-лягушка»; М. Петровых «Кузнечики... А кто они такие?..»; A. А. Фет «Мотылек мальчику»; Рене Гийо (перевод с француз­ского М. Яснова) «Радуга»; Э. Н. Успенский «Хамелеон»; B. В. Бианки «Лупленый бочок»; С. Кирсанов «Этот мир». Раздел IV. Необычные уроки письма Послание как способ передачи авторских мыслей и чувств. Авторская позиция в послании (автор - адресант). Адресность послания. Адресат и адресант. Цели и свойства послания. Про­исхождение послания: бытовые и литературные послания. Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету. Жанровые особенности литературного послания. Этикетные нормы послания. Тон послания. Комплимент как обязательный компонент послания. Комплимент (антикомплимент) как особое выразительное средство адресности. Ю. Н. Кушак «Почтовая история»; Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок»; Дж. Родари (перевод с итальянского С. Я. Марша­ка) «Письмо фее»; А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне»; Л. Мези-нов «Соседи»; М. С. Пляцковский «Козленок в почтовом конвер­те»; А. П. Чехов «Ванька»; А. С. Пушкин «19 октября» (отрывок), «И.И.Пущину», «Няне»; В.В.Лунин «Записка»; Я.Л.Аким «Пишу тебе письмо»; М. Я. Бородицкая «Лето прошло»; Э. Э. Мошковская «Письмо». От автора к читателю, от читателя к автору Творческая работа: сочинение различных посланий, редак­тирование.































Учебно-тематическое планирование по литературному чтению

Класс : 3 А

Учитель: Сотникова Ольга Степановна

Количество часов всего 68 часов,

в неделю 2 часа,

34 учебные недели.

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.




Учебник Матвеева Е. И. Литературное чтение . 3 клас (1-4) Части 1,2 - Москва.: Вита- Пресс ,2009 г.







Учебно - тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе

(Планирование предлагается в соответствии с программой четырехлетней начальной школы )

(2 ч х 34 нед. =68 ч)

Раздел 1. Мир, созданный автором

Основное содержание урока


Тезаурус


Вид контроля

Задания


Элементы содержания

Требования

К уровню подготовки обучающихся

(результат)

дата

план

факт 1. Тема I. Рождение замысла.
Тема авторства Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка» (волшебная история)
Замысел автора. Автор
текущий

С. 3-6 пересказ

С.9 вопросы устно


Самостоятельно ориентироваться в тексте, использовать текст


Знать приёмы ориентирования в учебнике

2.09

2.09 2. Рождение замысла.
Тема авторства Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка» (волшебная история)
Рождение замысла текущий

С.8-9 пересказ

Понимать содержание текста, участвовать в обсуждение текста

Уметь читать осознанно текст, пересказывать его, понять замысел автора

6.09

6.09 3. Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»
Заглавие рассказа. Описание. Тон произведения
Выразительное чтение, текущий

С.12-17 выр.чт.



Выразительное чтение, использование интонаций

,

Делить текст на смысловые части, выполнять словесное рисование

9.09

9.09 4. Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»
Воплощение мировосприятия Диагностика навыков

С.12-17 пересказ

Понимать содержание текста, участвовать в обсуждение текста

Уметь различать видение мира автором , способы воплощения мировосприятия

13.09

13.09 5. Д. Хармс «Что это было?». Способ изображения характера героя
Характер героя
текущий


С.17 выр. чт.


Умение работать с книгой, пользоваться выходными данными


Уметь читать осознанно текст, пересказывать его, понять замысел автора

16.09

16.09 6. С. Черный «Крокодил». Способ изображения характера животного
Адресат автора. Рассказчик

текущий


С.19 ответы на вопросы устно


Соблюдение интонаций при чтение анализировать прочитанное


Уметь пересказывать прочитанный текст ,приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

20.09

20.09 7. Способы изображения одного явления природы разными авторами. А.Е. Екимцев «Дедушка туман»
Жанр произведения: стихотворение и сказка

индивидуальный

С. 20-21 выраз. чтение



Умение изображать явления природы


Уметь различать художественные жанры литературы

23.09

23.09 8. Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана
Характер героя.
текущий


С.22-28 пересказ


Уметь описать сходство и различия образов.

Уметь

дать характеристику героям, описания событий ,происходящих в произведении,

27.09

27.09 9. Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана
Описание события текущий

С.29 выраз. чтение

Выразительно передать события ,с помощью интонации .

Уметь передавать словами описания автора событий

30.09

30.09 10. А. Е. Екимцев «Комары». Творческие секреты автора
Секреты создания образа. Тема стихотворения. Адресат автора

Проверка техники чтения


С.30-31 пересказ


Умения передать и раскрыть тему содержания стихотворения


Уметь бегло и осознанно читать произведения

4.10

4.10 11. В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик». Форма рассказа о событии, ее соответствие содержанию
Природа и настроение.

текущий


С.30 устно ответы на вопросы


Передавать события автора.


Знать содержание прочитанного

7.10

7.10 12.В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик». Форма рассказа о событии, ее соответствие содержанию
Прием «оживления» предмета текущий

Сочинение «Эти облака похожи на…..»

Изобразительное средство создания образа: сравнение

Уметь выразительно читать произведения, предъявляя в чтении читательской и авторской позиции.

11.10

11.10 13. В. И. Белов «Катюшин дождик». Настроение героя. Событие, изменяющее настроение
Настроение и содержание рассказа, их связь
.фронтальный


С.34-40 пересказ


Работа по содержанию текста


Уметь передать словесно настроение главных героев, задуманных автором

13.10

13.10 14. В. В. Маяковский «Тучкины штучки». Ф. А. Миронов «Тучи». Изобразительное средство создания образа: сравнение
. текущий

С.41 устно вопросы


Передавать настроения оттенки , переданные в слове автором


Уметь бегло и осознанно читать произведения

18.10

18.10 15. Урок-рефлексия

Сочинение с заменой героя - действующего лица
текущий

С. 42-44 пересказ


Раскрыть тему сочинения

Уметь заменить героя-действующего лица на вымышленный образ

20.10

20.10

16. Работа в позиции «Критик»

Анализ творческих работ текущий

С.46-50 выраз. чтение


Раскрыть тему творческой работы



25.10

24.10 17. Тема 2. В царстве словесного пейзажа. Образ природы в произведениях разных авторов. И.С. Тургенев «Осень». Способы выражения авторского отношения к природе
Пейзаж. Поэтический и прозаический образ. Оттенки настроений, переданные в слове

текущий

Творческая работа

Передача оттенков настроения, переданного в слове

Уметь пересказывать своими словами авторское отношение к природе, использовать различные способы

27.10

27.10 18. И. Качаев «Осенние странни­ки». Описание осени. «Событие» осеннего дня
Заглавие рассказа. Описание «путешествия» героя

текущий

ТР. История о листке.

Описание событий осеннего дня

Знать содержание прочитанного

8.11

8.11 19-22. П. П. Потемкин «Мухоморы», В. А. Бахревский «Опоздавший мухомор». Способы передачи авторского настроения
Сравнение героев произведений, способы их изображения разными авторами
текущий.

С. 54-57 пересказ



Выразительное чтение произведения


Знать способы изображения

11.11

15.11

11.11

15.11 23-24.. Ю. И. Коваль «Последний лист». Художественная деталь





Сравнение описания природы
Индивидуальный ,выразительное чтение

С. 58-60 пересказ


Работать над передачей описания природы автором и своим мировоззрением


Уметь сравнивать описания природы

18.11

22.11

18.11

22.11 25. Конкурс чтецов. Проверка выразительного чтения Юмористическое и текущий

С.69-72 пересказ

Выразительное чтение

Уметь проявить себя, показать себя перед публикой

24.11

24.11 26. В. Д. Берестов «Капля», Ф.А. Миронов «Капля».
лирическое стихотворения

текущий

С.75-81 пересказ



Авторская позиция


Уметь определять выбор изобразительных средств в зависимости от замысла создаваемого текста

29.11

29.11









28. Урок-рефлексия

Проверочная работа: сочинение «Путешествие осеннего листа» с элементами описания природы
текущий

С. 83-87 пересказ


Проверочная работа

Уметь читать в слух любой незнакомый текст целыми словами,

ориентируясь на ключевые слова ,знаки препинания

6.12

6.12 29. Тема 3. «И сразу стало все не так...» Неживой предмет - объект внимания разных авторов.
Описание неодушевленного предмета. Способы изображения «характера» героя
текущий

С. 88-91 выр. чтение



Развитие речи, речевой культуры.


Знать позицию автора, передать позицию автора.

9.12

9.12 30.Э. Э. Мошковская «Листок бумаги», «Лесная пятерка». Способы выражения авторского отношения к объекту описания Анализ творческих работ Выразительное чтение, текущий

С.92-95 пересказ

Текст собственного сочинения в жанре послания.

Уметь выразительно читать эпическое и лирическое художественное произведение ,предъявляя в чтении читательскую и авторскую позицию

13.12

13.12 31. Е. И. Матвеева «Мечта». Работа в позиции автора
Рассказ от первого лица. Рассказчик

текущий

С. 92-95 рассказ от первого листа



Позиция автора и своя точка зрения


Уметь выявить внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом произведении, настроение лирического героя.

16.12

16.12 32. А. Е. Екимцев «Арбуз». Описание предмета. Действия героя стихотворения
Изобразительное средство создания образа: олицетворение

фронтальный

Изобразительное средство создания образа

Обсуждение действий героя, его характера



Уметь передать словами действия героев

20.12

20.12 33. Олицетворение Изобразительное средство создания образа: олицетворение
Текущий, выразительное чтение

Выучить наизусть « Луна»

Умение выразительно читать текст, создавая образ героя автором

Знать изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (метафора, олицетворение, сравнение, звукозапись, эпитет, звукозапись)

23.12

23.12

34. М. Я. Бородиикая «Тетушка Луна». «Событие» в шуточном стихотворении

Способ «оживления» героя: описание его действий

текущий


Инсценировка


Шуточная передача образа героя


Инсценировка

описанной ситуации.

27.12

27.12

35.Ю.П.Мориц «Разговаривали вещи». Способы «оживления» неживых предметов

Диалог героев - способ раскрытия их «характеров»

Выразительное чтение

Инсценировка


Передача образа героя


Уметь определять изобразительное средство

30.12

30.12

36.Играем в театр.

Замысел автора.

Диагностика навыков

инсценировка

Инсценировка своей роли

Уметь разыграть свою роль ,инсценировка

13.01

13.01 37. Г. X. Андерсен «Чайник». Ю. П. Мориц «Пузатый чайник». История жизни героя
Рассказ от первого лица. Рассказчик. Настроение сказки

текущий

инсценировка


Приём усиления изобразительного текста путём звукового построения фраз, картине , выражаемому настроению.


Уметь передать рассказ от имени героя-рассказчика, от имени рассказчика-повествователя, диалог.

17.01

17.01 38. О. Э. Мандельштам «Кухня». Жизнь кухни. Способы ее воссоздания
Изобразительное средство создания образа: звукопись. Тон и темп чтения стихотворений

текущий

инсценирование


Приём усиления изобразительного текста путём звукового построения фраз, картине , выражаемому настроению Знать особенности художественного и нехудожественного текстов, особенности эпического и лирического произведений.


Уметь выявлять внутренний мир героев в оценке пересказчика ,настроения героев.

20.01

20.01 39. Играем в театр. Передача настроения героев. Диагностика навыков

С.57-58 выр чт.

Внутренний мир героев в оценке рассказчика.

Уметь выявлять внутренний мир героев в оценке пересказчика ,настроения героев

24.01

24.01 40 Играем в театр. Передача характера героя. текущий

Разучивание роли

Внутренний мир героев в оценке рассказчика

Уметь выявлять внутренний мир героев в оценке пересказчика ,настроения героев

27.01

27.01 41. Звукопись. Тон и темп чтения стихотворений
Изобразительное средство создания образа: звукопись. Тон и темп чтения стихотворений
Выразительное чтение

Разучивание роли

Работа над темпом и тоном стихотворения.

Уметь выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим читательским интересам.

31.01

31.01 42. А. М. Горький «Самовар». Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении
Заглавие сказки. Отношение автора к главному герою сказки
текущий

С.46-49 пересказ


Внутренний мир героев в оценке рассказчика


Уметь выявлять внутренний мир героев в оценке пересказчика ,настроения героев

3.02

3.02 43.Играем в театр. Передача характера героя. текущий

инсценировка

Внутренний мир героев в оценке рассказчика

Уметь выявлять внутренний мир героев в оценке пересказчика ,настроения героев

7.02

7.02 44.Играем в театр. Передача характера героя. текущий

инсценировка

Внутренний мир героев в оценке рассказчика

Уметь выявлять внутренний мир героев в оценке пересказчика ,настроения героев

10.02

10.02 45.Играем в театр. Передача настроения героя. текущий

инсценировка

Внутренний мир героев в оценке рассказчика

Уметь выявлять внутренний мир героев в оценке пересказчика ,настроения героев

14.02

14.02 46. Урок-рефлексия

Чтение сказки по ролям. Проверочная работа: сочинение-описание неживого предмета
текущий

С. 63-65 пересказ



Сочинение-описание


Уметь пересказывать текст , близко к содержанию

17.02

17.02


Учебник, раздел 2. Секреты рождения образа


47. Тема 1. Доброе слово и кошке приятно. Описание животного. Способы выражения авторского отношения к нему
Замысел автора
текущий


инсценировка


Внутренний мир героев в оценке рассказчика


Уметь выявлять внутренний мир героев в оценке пересказчика ,настроения героев

21.02

21.02 48. Авторское выражение отношения. Сказочная история о коте (кошке или котенке)
текущий

инсценировка

Внутренний мир героев в оценке рассказчика

Уметь выявлять внутренний мир героев в оценке пересказчика ,настроения героев

24.02

24.02 49. М. С. Пляцковский «Как кот попался на удочку»
Описание поступка героя. Смена настроения. Юмор как средство изобразительности в произведении

текущий


Анализ ТР.


Умение передавать смысл прочитанного текста.


Уметь пересказывать текст , близко к содержанию

28.02

28.02 50. С. Черный «Как кот сметаны поел». Образ кота - шуточный образ
Юмористическое описание кота. Юмор как средство изобразительности в произведении

фронтальный


С.48-54 пересказ


Работа над выразительным средством прочитанного


Уметь применять правила для беглого и правильного чтения

2.03

2.03 51. Н. К. Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде
Характер героя-животного.
текущий

Юмористическое описание кота


Чтение по ролям, обсуждение каждого персонажа


Уметь выделять ключевые слова в тексте

6.03

6.03 52. Средства изображения животного в сказке Изображения животного автором текущий

Характер героя животного

Выразительное чтение прочитанного

Знать содержание прочитанного.

12.03

12.03 53. М. М. Пришвин «Кот».
Способы передачи чувств автора к своему герою. Смысл концовки рассказа

текущий


Способы передачи чувств автора


Сопоставление различных героев ,их характеристик


Обсуждать характер героя с целью раскрытия его настроения.

14.03

14.03 54. Взаимоотношения человека и животного. Способы их изображения Внутренний мир . Выразительное чтение

Способы воплощения

Взаимоотношения людей с животными.

Уметь пересказывать текст близко к содержанию .

16.03

16.03 55. Ю. И. Коваль «Летний кот», «Солнечное пятно». Одна тема в творчестве автора - разные способы ее воплощения
Герой-рассказчик. Этюд, миниатюра

Выразительное чтение

Внутренний мир автора и героя


Разные способы воплощения.


Уметь пересказывать текст , близко к содержанию

19.03

19.03 56. Способы показа внутреннего мира автора и героя. Внутренний мир героя Текущий

Внутренней мир автора и героя

Различные способы внутреннего мира героя.

Уметь передать внутренний мир автора и героя

20.03

20.03 57.Контроль техники чтения. Техника чтения. текущий

Техника чтения

Работа над выразительным чтением.

Уметь передать настроение героя, его чувства и переживания

2.04

2.04 58. Урок-рефлексия

Сочинение этюда (миниатюры): «Весенний кот», «Осенний кот», «Зимний кот» текущий


С.72-78 пересказ


Разные способы воплощения


Уметь пересказывать текст, близко к содержанию

3.04

3.04 59. Тема 2. «О всякой живности».Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах. В. Д. Берестов «Жуки»
Ритмический рисунок стихотворения. Сравнение

текущий

С79-81 пересказ



Работать над ритмическим рисунком.


Знать внутренний мир героев в оценке рассказчика

6.04

6.04 60. М. В. Ломоносов «Кузнечик». Размышления автора
Размышления в стихотворении.

текущий

Стихотворение наизусть



Выразительное чтение стихотворения наизусть.


Знать изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте.

10.04

10.04 61. Литературная эпоха В.В. Маяковский « Тучкины штучки» Образ героя. текущий

Создания образа героя автором

Внутренний мир героев в оценке рассказчика

Внутренний мир героев в оценке рассказчика

13.04

13.04 62. С.А Есенин « Берёза» Изобразительное средство создания образа героя: метафора

Выразительное чтение,тест


метафора


Рассмотреть поэтический образ.



Знать изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте

17.04

17.04 63. Л. Н. Толстой « Белка и волк» Художественный образ.

текущий


Художественный образ героя


Обсуждение статьи из энциклопедии.


Знать о детской периодике

( журналах и газетах).

20.04

20.04 64. И. А. Крылов « Чиж и голубь» Изобразительное средство автора Выразительное чтение, тест

Описание птицы, мораль басни.

Чувство художественного слова, литературного вкуса

Уметь увидеть мораль басни.

24.04

24.04 65 В.А. Жуковский «Песня» Изобразительное свойство автора текущий

Выражения чувств

Умение описать образ автора.

Знать содержание текста, уметь отвечать на вопросы.

4.05

4.05 66. М. Ю. Лермонтов « Утёс»
Тон стихотворения. Юмор как изобразительное средство
Проверка техники чтения


инсценировка


Инсценировка


Уметь выразительно читать и пересказывать текст

15.05

15.05 67. А.А. Фет « Мотылёк малышу» Сказочность языка произведения.
текущий

инсценировка



Умение показать лиризм произведения




Знать сюжет событий в произведении.


18.05


18.05


68. Изобразительные средства автора Н. А. Некрасов « Мороз Красный нос» Способы изображения героев автором. Проверка техники чтения

Задание на лето

Проверка техники чтения. выразительное чтение.


Уметь бегло и правильно читать.

22.05

22.05











ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:



Вид контроля

Цели

Вводный контроль (остаточные знания)

Проверить знания основных литературоведческих понятий, основных авторов и их произведений, узнать героя по его описанию, узнать произведения по отдельным эпизодам

Промежуточный контроль

Проверить знание базовых теоретико-литературных понятий, основных фактов и явлений творческой биографии писателя, текстов произведений, изученных в первом полугодии

Итоговый контроль

Проверить умение осмысливать и анализировать художественное произведение, обосновывать своё суждение и давать характеристику героям и их поступкам.

Диагностика скорости чтения*

Проверить динамику качества чтения, выявить уровень понимания структуры текста и его языковых особенностей

Диагностика уровня обучаемости**

Оценка способности ученика овладевать заданным содержанием обучения : характер усвоения знаний

Диагностика уровня обученности***

Оценка результата учебной деятельности за определённый период: объём знаний и характер их воспроизведения.

Диагностика учебно-интеллектуальных умений, навыков и способов деятельности

Проверка умения анализировать, синтезировать, сравнивать, логически мыслить и делать выводы.

Диагностика учебно-организационных умений, навыков и способов деятельности

Проверка умения самостоятельно планировать учебную деятельность, навыков контроля и оценки своей деятельности, навыков само- и взаимоконтроля.

Диагностика информационно- коммуникативных умений, навыков и способов деятельности

Проверка умения самостоятельно добывать информацию, перерабатывать её, представлять в других формах(таблицы, схемы и т.д.)


Нормы оценок по литературному чтению

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям :

- беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Подготовка к выразительному чтению - разметка текста.

Логическое ударение фразовое:

первое - ударное слово подчеркивается пунктиром ---,

второе - одной чертой ______,

третье - двумя чертами

Пауза: короткая - расположенными по вертикали точками

средняя - одной вертикальной чертой |

длинная - двумя вертикальными чертами | |

Высота голоса: понижение, стрелка над словом с наклоном вправо вниз

повышение, стрелка над словом с наклоном вправо вверх

Темп: замедление - на полях словом - медл. или -----

убыстрение - на полях словом - быстро или ____

Отличительной чертой произнесения басни является бытовая интонация.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения литературного чтения ученик должен знать
  • изученные литературные произведения и их авторов;
  • жанры детской художественной литературы (приводить примеры сказок, стихотворений, басен, рассказов);
уметь
  • читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;
  • читать выразительно художественный текст (заранее подготовленный);
  • приводить примеры фольклорных произведений (пословиц, загадок, сказок)
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем - до 1с.);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • использовать чтение русской художественной литературы как источник приобщения к русской культуре;
находить в словаре значение неизвестных слов.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ К концу третьего класса обучающиеся должны знать: - изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, звукопись); - особенности художественного и нехудожественного текс­тов; особенности эпического и лирического произведе­ний; - особенности текстов описательного и повествовательного характера; - «модель» жанров: послания, сказки; уметь: - выразительно читать эпическое и лирическое художе­ственные произведения, предъявляя в чтении читатель­скую и авторскую позиции; - определять выбор изобразительных средств в зависимости от замысла создаваемого текста; - выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом произведении, настроение лирического героя в лирическом произведении; - определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание; - выявлять роль заглавия произведения, портрета, пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции; - ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения, определять критерии творческих работ; - создавать текст собственного сочинения (в жанре посла­ния, миниатюры, рассуждения, текста-описания) соглас­но авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к такому тексту; - выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим читательским интересам; - читать вслух любой незнакомый текст (художественный и нехудожественный, поэтический и прозаический) целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препина­ния (темп чтения на конец 3 класса - не менее 75 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитан­ного текста; оценивать свое чтение; иметь представление: - о текстах одной тематики; одинаковой (различной) жан­ровой специфики; одинаковой (различной) авторской принадлежности; - о способах построения текста (рассказ от имени героя-рассказчика, от имени рассказчика-повествователя, диалог); - о детской периодике (журналах и газетах).






ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Методические и учебные пособия.

  1. Матвеева Е. И. Литературное чтение. Учебник, 3 класс. В 2-х частях: - М.: Вита-Пресс. 2008
  2. Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению, 3 класс: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2008.

Список используемой литературы


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

2. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова), Издательство Вита-Пресс г.Москва, 2008 год.


© 2010-2022