Рбочая программа по окружающему миру для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рбочая программа по окружающему миру для 1 класса.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №27 имени Д.И.Донского»

МБОУ СОШ №27 г.Шахты


346516 Россия, г. Шахты, Ростовской области, ул. Азовская, 46, тел./факс (8636)26-87-41, e-mail:[email protected]



Утверждаю:


пр. №___от «____»____ 2015 г.


Директор МБОУ СОШ № 27


__________________________


Гарковец Т.Г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



окружающему миру

по_____________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

начальное общее (1-б класс)Уровень общего образования (класс)

_______________________________________________________________

66(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Пашкова Светлана ЮрьевнаКоличество часов ____________

Учитель________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Программа разработана на основе

сборника программ к комплекту «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н.Ф.Виноградовой; М.:Вентана-Граф, 2014 и авторской программы Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир»; М.:Вентана-Граф, 2014.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)







г.Шахты

2015


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Нормативные акты и учебно-методические документы.

Рабочая программа по окружающему миру реализуется на основе следующих документов:
  1. закон «Об образовании» (zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf);

  2. областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
  3. примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  4. постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72);
  5. приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
  6. приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
  7. основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №27 г.Шахты;
  8. программа формирования УУД;
  9. учебный план ОО на 2015-2016 учебный год;
  10. сборник программ к комплекту «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой; М.:Вентана-Граф,2014;
  11. программа «Окружающий мир», автор Н.Ф.Виноградова; М.: Вентана-Граф, 2014.
При реализации рабочей программы используется Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся образовательных организаций: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2012, входящий в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях.

  1. Общая характеристика учебного предмета в учебном плане.

Данный курс построен с учётом следующих положений: 1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития, культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами. 2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее: - уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве; - необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик; - зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями; - преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий. 3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ. Важнейшая особенность содержания предмета - определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений. Причём эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны - природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения: 1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.); 2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности обучающихся. Основные принципы построения курса «Окружающий мир» 1. Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа дает возможность учесть психологическую особенность младшего школьника - целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи. 2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности. 3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание уделяется общекультурным сведениям - творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников». 4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии). 5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе. 6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Всё это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий. Данными принципами определяются следующие требования к содержанию и организации процесса обучения, направленного на литературное развитие школьников: - создание на уроке возможностей для успешной работы каждого ученика в соответствии с его уровнем развития и формирования разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания терминов и понятий; - доступность учебного материала, позволяющая содержанием предмета осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников с учетом их возрастных особенностей и уровня сформированности учебных умений; - последовательное изменение и усложнение курса, формирование необходимых умений и навыков, обеспечивающих развитие обучающихся, социализацию ребенка, принятие им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде; - обеспечение готовности обучающегося к дальнейшему развитию на каждом возрастном этапе, формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции; - создание возможностей для формирования у каждого ребёнка универсальных учебных действий, необходимых для успешного решения любых учебных и жизненных задач, развитие личности и интеллекта ребёнка; - использование на уроках разнообразных методов и средств обучения для активизации деятельности обучающегося. Основная цель уроков окружающего мира - представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. Задачи курса: - воспитание любви к своему городу, к своей Родине, - формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, - развитие интереса к познанию самого себя (осознание возможности изменять себя, понимание важности здорового образа жизни) и познанию окружающего мира, - осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе. Основные содержательные линии программы: В программе представлены следующие ведущие содержательные линии: Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся каждого класса, а также межпредметные связи. На уроках используется региональный компонент. В курс преподавания включены неурочные формы проведения уроков. Все творческие работы проводятся в классе, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ разные: индивидуальные, групповые, работа в парах. Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них обучающиеся действуют с различными предметами - рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях. Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами. Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.). Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства. Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов деятельности (описание, повествование на заданную тему; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления. Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды. Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир» Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников: они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества. Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
  1. Место предмета в базисном учебном плане.

В учебном плане начального общего образования МБОУ СОШ №27 г.Шахты на 2015-2016 учебный год учебный предмет «Окружающий мир» реализуется в количестве двух уроков в неделю, 66 часов в год. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы (66 ч) Введение. Что такое окружающий мир (2 ч) Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Ты - первоклассник(9ч) Ты - первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность. ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей. Универсальные учебные действия: - определять время по часам с точностью до часа; - анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения; - воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом; - различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; - описывать назначение различных школьных помещений; - конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке; - реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности. Ты и здоровье(8ч) Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др. Солнце, воздух, вода - факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Универсальные учебные действия: - демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды. Мы и вещи(3ч) Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов. Универсальные учебные действия: - классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.); - ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Родная природа(26ч) Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы). Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные). Универсальные учебные действия:
  • описывать сезонные изменения в природе; определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой при роды;
  • описывать внешние признаки растения;
  • характеризовать условия роста растения;
  • выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
  • различать животных по классам (без термина);
  • сравнивать домашних и диких животных,
  • выделять признаки домашних животных, различать животных по месту обитания.
Родная страна(18ч) Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи. Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. Универсальные учебные действия:
  • составлять небольшой рассказ о своей семье;
  • взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта;
  • кратко рассказывать на тему «Что делают в …»; называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
  • различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия;
  • называть к ним антонимы и синонимы; реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Экскурсии: (6ч) Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Сезонные экскурсии «Времена года»; экскурсии, знакомящие обучающихся с различным трудом. Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Планируемые результаты освоения программы В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
  • получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
  • примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника.

  • Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
  • Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.
  • Формирование основ российской гражданской идентичности.
  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
  • Понимание особой роли России в мировой истории.
  • Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
  • Воспитание уважительного отношения к своей стране.
  • Воспитание уважительного отношения к истории страны.
  • Воспитание любви к родному краю.
  • Воспитание любви к своей семье.
  • Воспитание гуманного отношения к людям.
  • Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
  • Понимание роли человека в обществе.
  • Принятие норм нравственного поведения в природе.
  • Принятие норм нравственного поведения в обществе.
  • Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Формирование основ экологической культуры.
  • Понимание ценности любой жизни.
  • Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
  • Осознание целостности окружающего мира.
  • Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
  • Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
  • Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
  • Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Человек и природа Выпускник научится: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться: использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Человек и общество Выпускник научится: различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Выпускник получит возможность научиться: осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к уровню подготовки обучающихся. К концу обучения в первом классе обучающиеся научатся: - воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России; - различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах; - ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении; - различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий; - различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»; - определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения; - устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы; - описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира; - сравнивать домашних и диких животных. К концу обучения в первом классе обучающиеся смогут научиться: -анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения; - различать основные нравственно-этические понятия; - рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей; - участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
  1. Система оценки индивидуальных достижений обучающихся.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звёздочки, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался", "неверно", лучше обходиться репликами "ты так думаешь", "это твое мнение", "давай послушаем других" и т.д. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются. Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются. Исключение составляют обучающиеся, которые не усвоили основные разделы программы по состоянию здоровья. Вопрос о возможности продолжения обучения таких обучающихся во 2 классе решает медицинская комиссия. В течение 1-го года обучения в журнале и личных делах обучающихся фиксируются только пропуски уроков.

Текущая проверка в 1-ом классе Для проверки сформированности учебных навыков в конце темы (раздела, этапа) следует проводить «срезовую» работу в виде: - текущей диагностики; - тематической диагностики; - итоговой диагностики. Формы контроля в 1-ом классе: - устный опрос - письменный опрос (самостоятельные проверочные работы).
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др. Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос). Письменный опрос - это самостоятельные проверочные работы. На проведение самостоятельной работы требуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения. Самостоятельные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания. Оценочная деятельность учителя, который организует обучение по УМК «Начальная школа XXI века», облегчается тем, что в программе определены знания и умения, которые должны усвоить младшие школьники к концу каждого года обучения. Выделено три типа заданий, которые дети должны выполнить: «называть (приводить примеры)», «различать (соотносить)», «решать задачи в учебных и бытовых ситуациях». Задания первого типа проверяют качество восприятия и память ученика - как он умеет воспринимать и воспроизводить изученные факты, явления, события окружающего мира; владеет ли адекватным использованием терминов, предпонятий, понятий. Второй тип заданий позволяет установить, может ли учащийся проводить элементарное сравнение, анализ полученных сведений (о природе, обществе, культуре, из истории), объяснять некоторые зависимости и закономерности явлений природы (похожи - непохожи; одинаковые - разные; существенное - несущественное). Третий тип заданий помогает установить, сформировалось ли у ученика умение применять знания, полученные в процессе изучения окружающего мира, в различных ситуациях - как учебных, так и бытовых. Значительная часть заданий представлена в рабочих тетрадях. Задания носят дифференцированный характер и могут использоваться для контроля успешности обучения детей разного уровня обученности. Главное в оценивании заключается в том, что, используя различные виды и формы контроля, педагог не только констатирует уровень успешности ученика в усвоении окружающего мира, но и учит школьника самостоятельно оценивать результаты своего учебного труда. Знания и умения обучающихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.


Система оценивания предметных результатов в 1 классе характеризуется следующими основными положениями:

  • Оценивание результатов предполагает оценку (это словесная характеристика результатов действий и отметку (это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы оценивания);
  • Оценки (словесной характеристики) достойны отдельные действия ученика, прежде всего успешные;
  • Оценка (словесная характеристика) результатов проводится с 1 класса («Молодец», «Хорошо», «Удовлетворительно», «Плохо»).
  • Система балльного (отметочного) оценивания в 1-м классе исключается.




















  1. КАлендарно-тематическое планирование

урока


  1. урока








Дата








Тема урока

Кол-во часов









Характеристика

основных видов

деятельности ученика (на уровне учебных

действий)




Вид контроля, самостоятельной деятельности

Ресурсы уроков


По плану

Факт.







1 четверть

18





Введение. Что такое окружающий мир

(1 ч.)





1

02.09.2015


Нас окружает удивительный мир.

(Урок - путешествие.)

1 Работать с иллюстрированным материалом «Что нас окружает». Выполнять задания на классификацию: «Объединим предметы в группы», играть в дидактическую игру «Назовём объекты природы». Выполнять задания в рабочей тетради. Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Текущий. Фронтальный.

Уч. с.4-5

Презентация «Этот удивительный мир».

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-okruzhaet-udivitel


Ты - первоклассник. (3 ч.)





2

07.09.2015


Давай познакомимся.

(Урок - игра.)

1 Рассказывать на тему: «Расскажу вам о себе». Работать с иллюстрированным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Выполнять логические упражнения на сравнение: « Сравним портреты двух девочек». Принимать участие в игре «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Работать с текстом стихотворения «Первоклассник». Выполнять упражнения: как правильно вставать и садиться в классе ; как вести себя в столовой, в раздевалке. Работать с текстом стихотворения «Первый урок». Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке. Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности. Оценивать взаимодействия в совместной деятельности. Осуществлять оценку жизненных ситуаций, самооценку отношения к окружающим людям. Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 6-7

3

09.09.2015


Мы - школьники.

(Урок - игра.)

1 Практический.

Уч. с.8-12

4

14.09.2015


Правила поведения в школе. (Урок - практикум.)

1 Текущий. Индивидуальный опрос. Практический.

Уч. с.13-14

Презентация: «Правила поведения в школе».


Родная природа. (3 ч.)





5

16.09.2015


Сентябрь - первый месяц осени. Экскурсия в парк.


1 Рассматривать различные деревья, сравнивать их внешний вид. Наблюдать за птицами. Рассматривать паутинки и полеты лесных паучков. Принимать участие в дидактической игре «Что нам осень подарила» (с использованием натуральных объектов). Принимать участие в ролевой игре «Узнай по описанию». Выполнять задания в рабочей тетради. Выполнять упражнения: сравнение и описание внешнего вида грибов и плодов разных деревьев и кустарников. Работать с таблицей и текстом учебника: календарь сбора грибов.

Применять правила ведения учебного диалога. Оценивать взаимодействия в совместной деятельности.

Анализировать, обобщать, делать выводы; предвидеть и адекватно оценивать результаты своей деятельности. Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 15-17

festival.1september.ru›Первый месяц осени

6

21.09.2015


Что нам осень подарила.

(Урок - игра.)

1 Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с.18-20

Презентация «Дары осени».

rvsn2.narod.ru›doc646.htm

7

23.09.2015


Грибная пора.

(Урок - путешествие.)

1 Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 21-22

Презентация «Осторожно, грибы!»

proshkolu.ru›user/marinakunstman/file/5110977/


Родная страна (4 ч.)





8

28.09.2015


Семья.

1 Обсуждать крылатое выражение: «Семья крепка ладом». Работать с текстами стихотворений «Простое слово» И. Мазнина и « Бабушка» Е. Трутневой. Принимать участие в дидактической игре «Узнай сказку по описанию», в ролевой игре (на выбранную детьми тему). Составлять рассказ на тему: «Люблю ли я кукольный театр?». Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Применять правила ведения учебного диалога. Осуществлять оценку жизненных ситуаций, самооценку отношения к окружающим людям. Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с.23-24

9

30.09.2015


О маме.

1 Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 24-25

10

05.10.2015


Любимые занятия. (Урок - игра.)

1 Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с.26-28

11

07.10.2015


Воскресный день.

(Урок - игра.)

1 Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 29-30


Мы и вещи. (1 ч.)





12

12.10.2015


Как из зерна получилась булка.

1 Обсуждать поговорку: «Худ обед, когда хлеба нет». Описывать натуральные объекты. Принимать участие в дидактической игре с иллюстрированным материалом. Выполнять задания в рабочей тетради. Применять правила ведения учебного диалога. Оценивать взаимодействия в совместной деятельности. Анализировать, обобщать, делать выводы; предвидеть и адекватно оценивать результаты своей деятельности. Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с.31-32

Презентация «Как выросла булка?»

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-mira-kak-iz-zerna…


Родная природа. (3 ч.)





13

14.10.2015


Человек и домашние животные.

1 Решать проблемную ситуацию: «Кого называют домашним животным?» (работа с иллюстративным материалом). Выполнять задания в рабочей тетради. Принимать участие в словесной дидактической игре «Угадай, кто я ». . Наблюдать: какие изменения произошли в парке ( лесу); закончился ли листопад, какого цвета небо, каких птиц можно встретить в парке ( лесу). Какие из них перелётные, какие - оседлые. Осуществлять поиск зимних убежищ животных: насекомых, белок, ежей. Работать с иллюстрированным материалом учебника - выделять характерные особенности разных явлений природы. Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Применять правила ведения учебного диалога. Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 33-34

Презентация «Домашние животные».

festival.1september.ru›

14

19.10.2015


Октябрь уж наступил.

Экскурсия в парк.


1 Текущий. Индивидуальный опрос. Практический.

Уч. с.35-39

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-mira-v-1-m-klasse

15

21.10.2015


Явления природы.

1 Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с.40-43

Презентация «Явления природы»

shkola-21-veka.ucoz.com›load…po…urok…prirody/10-1


Родная страна. (1 ч.)





16

26.10.2015


Где ты живешь?

1 Работать с иллюстрированным материалом учебника. Принимать участие в игре «Имя улицы» (игра с пиктограммами). Выполнять задания в рабочей тетради и в учебнике. Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Оценивать взаимодействия в совместной деятельности. Осуществлять оценку жизненных ситуаций, самооценку отношения к окружающим людям.

Текущий.

Индивидуальный опрос.

Уч. с. 44-45

Презентация «Мой город, в котором я живу».

nsportal.ru/.../urok-okruzhayushchego-mira-umk-nachalnaya-shkola-21


Ты - первоклассник. (1 ч.)





17

28.10.2015


Правила поведения на дорогах.

(Урок - экскурсия.)

1 Моделировать «Улицы города». Играть «Знаки дорожного движения», «Мой адрес». Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. Анализировать, обобщать, делать выводы; предвидеть и адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Текущий.

Индивидуальный опрос. Практический.

Уч. с. 46-49

festival.1september.ru›articles/649964/


Мы и вещи. (2 ч.)





18

11.11.2015


Ты и вещи.

1 Играть на классификацию: «К чему относятся эти предметы?». Принимать участие в беседе по стихотворению «Федорино горе» и работать с текстом учебника. Принимать участие в дидактической игре « Я - аккуратный» Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Применять правила ведения учебного диалога.

Текущий.

Индивидуальный опрос.

Уч. с. 50-53

Презентация «Ты и вещи»

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-miru-1-klass

2 четверть

14



19

16.11.2015


Кто работает ночью.

1 Принимать участие в дидактической игре «Угадай профессию». Выполнять задания в рабочей тетради и в учебнике. Оценивать взаимодействия в совместной деятельности. Анализировать, обобщать, делать выводы; предвидеть и адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Текущий.

Индивидуальный опрос.

Уч. с. 54-55


Ты и здоровье. (5 ч.)





20

18.11.2015


Что такое здоровье.

1 Принимать участие в дидактических играх: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету», «Кто быстрее ответит на вопросы?», «Угадай что за часы». Слушать рассказ учителя с использованием иллюстративного материала «Что такое здоровье». Выполнять упражнения : демонстрация правильной позы при чтении, просмотре телевизора, приёме пищи; упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение». Участвовать в конкурсе загадок о предметах гигиены. Выполнять задания в рабочей тетради и в учебнике. Принимать участие в играх - соревнованиях на ловкость и быстроту. Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи.

Текущий.

Индивидуальный опрос.

Уч. с. 56 myshared.ru›slide/909720/

21

23.11.2015


Твои помощники - органы чувств.

1

Текущий.

Индивидуальный опрос.

Уч. с. 57-58

Презентация «Органы чувств».

o-detstve.ru›…primaryschool/o-mir/14165.html

22

25.11.2015


Правила гигиены.

1

Текущий.

Индивидуальный опрос.

Уч. с. 59-60

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-gigiena-urok-v-1-k

23

30.11.2015


О режиме дня.

1

Текущий.

Индивидуальный опрос.

Уч. с. 61-62

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-mir-1-klass

24

02.12.2015


Урок в спортивном зале.

1

Практический.

Уч. с. 63-65


Родная природа. (4 ч.)





25

07.12.2015


Ноябрь - зиме родной брат. Экскурсия в парк.

1 Наблюдать за изменениями в природе в ноябре. Находить в природе признаки предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков. Принимать участие в дидактической игре «О ком рассказали?», в ролевой игре «Расскажу вам о себе», в минутке любознательных «О чём я хочу узнать?». Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнять заданий в рабочей тетради. Выполнять задания на классификацию: «Домашние и дикие животные». Работать с дневником наблюдений. Принимать участие в обсуждении рассказа «Воробьи». Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Применять правила ведения учебного диалога.























Практический.

Уч. с. 66-67

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-noyabr-zime-rodnoy

26

09.12.2015


Дикие животные.

1 Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с.68

Презентация «Дикие животные».

UchMet.ru›Библиотека›material/140854

27

14.12.2015


Звери - млекопитающие.

1 Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч.с.68-71

Презентация

«Млекопитающие».

uchportal.ru›Методические разработки›Уроки в начальной школе

28

16.12.2015


Что мы знаем о птицах.

1 Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 72-76

Презентация «О птицах».

uchportal.ru›Методические разработки›46-1-0-23060




Родная страна. (3 ч.)





29

21.12.2015


Родной край.

1 Составлять творческий рассказ по образцу на тему: «Где ты живёшь?». Принимать участие в беседах: «Край в котором мы живём, - наша Родина», «О чем рассказывают вывески?». Работать с иллюстрированным материалом учебника. Участвовать в дидактической игре: «Угадай профессию». Работать в рабочей тетради. Читать и анализировать рассказ «Для чего руки нужны» Е. Пермяка. Слушать рассказ детей: «Как я тружусь дома». Применять правила ведения учебного диалога. Оценивать взаимодействия в совместной деятельности. Анализировать, обобщать, делать выводы; предвидеть и адекватно оценивать результаты своей деятельности. Осуществлять оценку жизненных ситуаций, самооценку отношения к окружающим людям. Текущий.

Уч. с. 77-79

infourok.ru›okruzhayuschiy…klass…shkola_21…rodnoy…

30

23.12.2015


Дом, в котором ты живёшь.

1 Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 80-83

Презентация «Такие разные дома».

infourok.ru›material.html?mid=45342

31

28.12.2015


Зачем люди трудятся. Экскурсия в школьную библиотеку.


1 Текущий. Индивидуальный опрос. Практический.

Уч. с. 84-86

festival.1september.ru›articles/621209


Родная природа. (2 ч.)





32

30.12.2015


В декабре, в декабре все деревья в серебре. Экскурсия в парк.

1 Наблюдать за сезонными изменениями в природе. Давать характеристику времени года. Проводить опыты с водой: определять свойства воды как вещества Работать с учебником и рабочей тетрадью. Наблюдать разные состояния воды. Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Текущий. Индивидуальный опрос. Практический.

Уч. с. 87

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…v-dekabre-vse-der

3 четверть

18


33

11.01.2016


Какой бывает вода?

1 Текущий. Индивидуальный опрос. Практический.

Уч. с. 88-89

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-mira-1-klass-kakoy


Ты - первоклассник. (3 ч.)





34

13.01.2016


О дружбе.

1 Принимать участие в беседе с использованием рассказа В. Осеевой «Синие листья». Играть в дидактическую игру «Ждем гостей» («Накроем стол для чая, обеда», «Подготовим программу концерта для гостей»). Обсуждать воображаемую ситуацию «Подарок». Выполнять упражнение «Письмо заболевшему другу». Обсуждать правила празднования праздника Нового года в классе, дома. Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности. Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Применять правила ведения учебного диалога. Осуществлять оценку жизненных ситуаций, самооценку отношения к окружающим людям. Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 90-91

Презентация «Дружба».

pedsovet.org›Учитель›link_id,141227

35

18.01.2016


Идём в гости.

1 Текущий.

Уч. с.92

multiurok.ru›sv…okruzhaiushchii…1-klass…shkola-21

36


20.01.2016


С Новым годом!

1 Творческая работа.

Уч. с. 93


Родная природа. (3 ч.)





37

25.01.2016


Январь - году начало, зиме - середина.

1 Смотреть и обсуждать видеофильм «Природа зимой». Принимать участие в дидактической игре: «Узнай дерево по силуэту». Наблюдать из окна за природой зимой. Работать с иллюстрированным материалом. Называть сезонные изменения в природе, виды деревьев, растущих в твоём краю. Выполнять практическую работу с гербарием. Работать с текстами учебника. Называть птиц в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Рассказывать о зависимость питания птицы от строения клюва. Принимать участие в беседе с иллюстрированным материалом «Что умеет делать клюв?». Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Применять правила ведения учебного диалога. Текущий. Индивидуальный опрос. Практический.

Уч.с. 4-6

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-nachalo-zime-sere

38

27.01.2016


Хвойные деревья.

1 Текущий. Индивидуальный опрос. Практический.

Уч. с. 7-8

Презентация «Хвойные деревья».

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-okruzhayushcheg

39

01.02.2016


Жизнь птиц.

1 Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 9-12

festival.1september.ru›articles/590054/


Родная страна. (5 ч.)





40

03.02.2016


Наша страна - Россия.

1 Слушать рассказ учителя о гимне России, о лесах России. Работать с иллюстрациями из учебниками: «Столица Россиии». Совершать заочное путешествие по карте России. Принимать участие в беседе «Цветы России». Ориентироваться по карте: значение цвета, значение по символам (знакам) представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны. Принимать участие в ролевых играх «К нам в гости приехали люди разных национальностей. Они рассказывают, где и как живут», «Магазин «Российский сувенир»; в дидактической игре «Вспомни сказки разных народов». Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Осуществлять оценку жизненных ситуаций, самооценку отношения к окружающим людям.
Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 13-17

festival.1september.ru›articles/593041

41-42

15.02.2016,-17.02.2016


Богата природа России.

2 Текущий.

Уч. с. 18-24

Презентации: «Леса России», «Луга России».

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-1-klass-bogata-pri

43

22.02.2016


Мы - россияне.

1 Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч.с.25-28

festival.1september.ru›articles/613765/

44

24.02.2016


Народная сказка.

1 Текущий. Индивидуальный опрос. Практический.

Уч. с. 29

nsportal.ru›nachalnaya-shkola…urok…1-klass-umk…xxi


Родная природа. (3 ч.)





45

29.02.2016


Февраль - месяц метелей и вьюг.

1 Принимать участие в ролевой игре «Лесные картинки». Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Различать комнатные растения: название, внешний вид, условия роста. Ухаживать и наблюдать за комнатными растениями. Оформлять уголок природы. Подводить итоги и записывать выводы по теме в дневнике наблюдений. Оценивать взаимодействия в совместной деятельности. Анализировать, обобщать, делать выводы; предвидеть и адекватно оценивать результаты своей деятельности. Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 30-31

kindergenii.ru›for-teacher/fevral-mesyts-viug.htm

46

02.03.2016


Звери - млекопитающие.

1 Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 32-35

47

07.03.2016


Наш уголок природы.

1 Текущий. Индивидуальный опрос. Практический.

Уч. с. 36-42

Презентация «Наш уголок природы».

festival.1september.ru›articles/570951/


Родная страна. (1 ч.)





48

09.03.2016


Мы - граждане России.

1 Слушать рассказ учителя о правах гражданина России. Участвовать в обсуждении стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри». Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Применять правила ведения учебного диалога. Осуществлять оценку жизненных ситуаций, самооценку отношения к окружающим людям. Текущий.

Уч. с. 43-48

Презентация «Символы России».


Ты - первоклассник. (1 ч.)





49

14.03.2016


О правилах поведения.

1 Обсуждать воображаемые ситуации: «Как разрешать споры и ссоры», «Как разговаривать по телефону». Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Текущий. Индивидуальный опрос. Практический.

Уч. с. 49-51


Родная страна. (2 ч.)





50

16.03.2016


23 февраля - День защитника Отечества.

1 Представлять, как можно встретить праздники 23 февраля и 8 марта в семье, как проявить внимание к родным и близким. Оценивать взаимодействия в совместной деятельности. Анализировать, обобщать, делать выводы; предвидеть и адекватно оценивать результаты своей деятельности. Осуществлять оценку жизненных ситуаций, самооценку отношения к окружающим людям. Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 52

Презентация «День защитника Отечества».

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-zashchitnika-oteche




4 четверть

16


51

21.03.2016


8 Марта - праздник всех женщин!

1 Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с.53-54


Родная природа. (1 ч.)





52

04.04.2016


Март - капельник.

1 Наблюдать за весенними изменениями в природе. Участвовать в чтении и в обсуждении рассказа Ю. Дмитриева «Пушистый незнакомец». Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Применять правила ведения учебного диалога. Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 55-60

prezentacya.ru›…kapelnikquot-urok…miru…klass.html


Ты и здоровье. (3 ч.)





53

06.04.2016


Если хочешь быть здоров, закаляйся!

1 Принимать участие в беседе с иллюстрированным материалом «Как можно закаляться». Играть в дидактическую игру «Какие вида спорта мы знаем?». Анализировать воображаемую ситуацию «Кто правильно питаться». Осуществлять коллективную изобразительную деятельность - подготовка плаката «Будем питаться правильно!». Работать с иллюстрированным материалом учебника. Выполнять упражнение «Раскрась шарики». Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Применять правила ведения учебного диалога. Осуществлять оценку жизненных ситуаций, самооценку отношения к окружающим людям. Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 61-62

Презентация «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-miru-1-klass

54

11.04.2016


Здоровая пища.

1 Текущий. Индивидуальный опрос.

Уч. с. 63-64

Презентация «О вкусной и здоровой пище».

festival.1september.ru›articles/606935

55

13.04.2016


Какое бывает настроение.

1 Текущий. Индивидуальный опрос. Практический.

Уч.с. 65

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-mir-nastroenie-1-k


Родная природа. (3 ч.)





56-57

18.04.2016-20.04.2016


Апрель - водолей.

2 Выполнять наблюдения: сезонные изменения в разгар весны: что происходит на водоёме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава? Составлять рассказы на тему:и «Вылез из под снега подснежник обернулся и увидел…», «Вылез из берлоги медведь, посмотрел по сторонам и сказал…», «Выбрался из под старых листьев ёж, греется на солнышке и ворчит…». Работать с текстом учебника «Лесные картинки». Оценивать взаимодействия в совместной деятельности. Анализировать, обобщать, делать выводы; предвидеть и адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Текущий.

Индивидуальный опрос.

Практический.

Уч. с. 66-71

prezentacii.com›…11714-aprel-vodoley-1-klass






58

25.04.2016


Весенние работы.

1

Текущий.

Индивидуальный опрос.


Уч. с. 72-74

referatsmotri.ru›…okruzhayushhego…1-klasse…shkola…


Родная страна. (2 ч.)





59

27.04.2016


Кто работает на транспорте.

1 Коллективная работать над созданием плаката «Транспорт». Работать с учебником и рабочей тетрадью. Сравнивать: выделять сходства и различия различных видов транс порта. Принимать участие в беседе «Как всё начиналось». Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Применять правила ведения учебного диалога.

Текущий.

Индивидуальный опрос.


Уч. с. 75-77

Презентация «Транспортные средства».

multiurok.ru›…kto…okruzhaiushchii-mir-1-klass.html

60

02.05.2016


День космонавтики.

1

Текущий.

Индивидуальный опрос.


Уч. с. 78-79

Презентация «О космосе».

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир


Родная природа. (4 ч.)





61

04.05.2016


Май весну завершает, лето начинает…

1 Сравнивать все месяцы года. Принимать участие в беседе с использованием иллюстративного материала «Повсюду цветущие сады». Сравнивать лягушку и жабу. Рассматривать и обсуждать схему «Развитие лягушки». Работать с иллюстративным материалом. Составлять плаката «Что умеют животные». Составлять рассказ «Как семья лесника спасла олененка». Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Применять правила ведения учебного диалога.

Текущий.

Индивидуальный опрос.

Практический.

Уч. с. 80-82

infourok.ru›…po…1_klass_may_vesnu…leto_nachinaet

62

11.05.2016


Жизнь земноводных весной.

1

Текущий.

Индивидуальный опрос.


Уч. с. 83-84

Презентация «Земноводные»

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-mira-v-1-klasse-z

63-64

16.05.2016-18.05.2016


Животное - живое существо.

2

Текущий.


Уч.с. 85-90

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-mira-v-1-klasse





Ты - первоклассник. (1 ч.)





65

23.05.2016


Ты - пешеход.

1 Воспроизводить правила дорожного движения. Различать знаки дорожного движения. Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Оценивать взаимодействия в совместной деятельности.

Практический.

Уч. с. 91-93

nsportal.ru›Начальная школа›Окружающий мир›…-okruzhayushcheg


Что такое окружающий мир

(1 ч.)





66

25.05.2016


Итоговый урок. Этот удивительный мир.

1 Применять знания в практических и учебных (смоделированных) ситуациях. Осуществлять самоконтроль выполнения учебной задачи. Анализировать, обобщать, делать выводы; предвидеть и адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Текущий.

Индивидуальный опрос.

Практический.




4.Учебно-методическое и МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  1. Литература
1. Учебник для учащихся образовательных организаций: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2012,. 2. Рабочая тетрадь для учащихся образовательных организаций: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2015. 2. Сборник программ к комплекту «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой; М.:Вентана-Граф, 2014; 3. Программа «Окружающий мир», автор Н.Ф.Виноградова; М.: Вентана-Граф, 2014. 4.Бут Т.В., ЛободинаН. В. Окружающий мир: 1 класс: поурочные планы по учебнику Виноградовой Н.Ф., Волгоград: Учитель, 2013.


Дополнительно: № Автор Название Издательство Год 1 Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС 2003 2 Петров В,. В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя. - 2-е изд., доп. М.: Просвещение 1991 3 Смит М. Тело человека: Детская энциклопедия. М.: РОСМЭН. 2014 4 Соколова Э. В., Заболотная В. В., Николаева И. Р., Семочкина Е. Н., Сиволапова Г. П. Полный школьный курс. 1-4 класс. Справочное пособие. СПб.:ИГ «Весь» 2007


Печатные и другие пособия

  • таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др;
  • плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
  • портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
  • энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания;
  • географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
  • модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
  • модель торса человека с внутренними органами;
  • репродукции с изображением исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений;
  • иллюстрации с изображением строения цветкового растения, цветка, реки;
  • коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых;
  • гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
  • предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

  • живые объекты (комнатные растения).

    1. Технические средства обучения и программное обеспечение

Мультимедиа проектор

1 Портативные ноутбуки

14 Программные средства

Лицензионное ПО и свободное ПО Операционная система

Windows 7 Pro, Офисные приложения

Microsoft Office 2010

    1. Учебно-практическое и лабораторное оборудование.

  • демонстрационный экземпляр микроскопа;
  • демонстрационный экземпляр глобуса;
  • комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
  • комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
  • демонстрационный экземпляр барометра;
  • демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
  • демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов: пластилин, глина, песок, цветная бумага, клей и ножницы с тупыми концами. Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.). Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат.  
    1. Цифровые образовательные ресурсы.

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru).






СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ СОШ №27 г.Шахты _________ В.А. Трофимова

от ________2015 года №_____ (подпись)

«___»_____________2015 года

Руководитель МО

И.А.Гончарова _____________



© 2010-2022