Конспект урока литературное чтение О. Высотская Осеннее утро

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока. О.Высотская «Осеннее утро». Цель: формирование навыков качественного чтения. Задачи:
  • создавать у учащихся целостное представление об окружающем мире, используя близость содержания основных тем предметов (чтение, музыка, рисование, развитие устной связной речи;
  • учить правильному, осознанному, выразительному чтению стихотворения О.Высотской «Осеннее утро» с соблюдением пауз, интонации и логических ударений;
  • корригировать и развивать зрительную и слуховую память учащихся, используя мнемонический приём; развивать слуховое восприятие, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • продолжать работу по обогащению и уточнению словарного запаса и развитию связной речи; активизировать словарный запас учащихся с ОВЗ;
  • развивать умения преодолевать препятствия;
  • развивать на основе литературного материала интерес к предметам эстетического цикла.
Оборудование: магнитная доска; осенние листья, наборы частей стихотворного текста в конвертах; сюжетная картина «Осеннее утро», словарные карточки (изморось, изморозь), текст стихотворения «Осеннее утро» на слайде; презентация к уроку «Осеннее утро».

Ход урока. I. Организационный момент. II. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. 1. Упражнение «Эхо». - Помните, эхо повторяет слова сначала громко, потом тихо и затихает. а) повторение учащимися последнего слова строчки отрывка из стихотворения Ю.Коринец «Листопад». УЧИТЕЛЬ: УЧЕНИКИ: Вьётся в воздухе листва, … листва, листва, листва В жёлтых листьях вся страна. … страна, страна, страна У окошка мы сидим … сидим, сидим, сидим И глядим наружу. … наружу, наружу, наружу Шепчут листья: «Улетим!» …улетим, улетим, улетим И ныряют в лужу. …в лужу, в лужу, в лужу.
2. Упражнение «Ветерок». - Повторяйте слова за мной на выдохе.

  • лист, листья, листопад;
  • лиловый, золотой, багряный;
  • зеленоватые, красноватые, желтоватые;
  • падают, устилают, шуршат.
- К какому времени года относятся эти слова? 3. Упражнение «Осенние листья». - Возьмите листики с осенних деревьев и положите перед собой на парте. (У каждого учащегося по одному листочку.) - По моей команде: «Слабо…» вы подуете на лист тихо, будто лёгкий осенний ветерок, так, чтобы листок едва закачался. Но если я скажу: «Сильно!», ваш лист должен словно подпрыгнуть от сильного осеннего ветра. III. Проверка домашнего задания. IV. Вступительная беседа. картина «Осеннее утро» - Какую осень изобразил художник? - Какие признаки золотой осени вы здесь видите? - А какое время суток изображено на картине? - Почему вы так думаете? V. Изучение нового материала. 1. Первичное чтение стихотворения О.Высотской «Осеннее утро» учителем с целевой установкой: - Я прочту стихотворение Ольги Ивановны Высотской «Осеннее утро», вы внимательно послушаете и скажете, о каком времени суток говорится в стихотворении? (Учитель читает, учащиеся слушают и отвечают на поставленный вопрос.) - А какое настроение передаёт автор в стихотворении? 2. Проверка восприятия текста. Ответы учащихся на вопрос: - Какое настроение передаёт автор в стихотворении? - О каком времени суток говорится в нём? (Природа прощается с летом, всем грустно, всё вокруг чего-то ждёт.) 3. Повторное чтение стихотворения учителем. - Я ещё раз прочту стихотворение, вы внимательно следите и постарайтесь запомнить интонации и паузы. (Учитель читает, учащиеся следят.) 4. Чтение учеником I части стихотворения. - Куда смотрит клён? - Что он там видит? - Какое его отражение в озере? (Клён любуется своей красотой.) - Что автор подразумевает под словом «серебро»? (Осенний заморозок ещё можно назвать лёгким осенним инеем, а точнее - ИЗМОРОЗЬ.) (На доску выставить карточку «ИЗМОРОЗЬ».) 5. Словарная работа. - Прочтите слово ИЗМОРОЗЬ по слогам. А теперь - целиком. (На доску выставить слово «ИЗМОРОСЬ».) - Прочтите это слово. - Чем слово ИЗМОРОЗЬ похоже на слово ИЗМОРОСЬ? - Чем отличаются эти слова? - Как вы думаете, что значит слово «ИЗМОРОСЬ»? - Изморось - мелкий моросящий дождь. 6. Чтение учеником II части стихотворения. а) словарная работа: запоздалый, озябшая. - Как вы думаете, откуда на рыжике появились капли? (Растаяла изморозь.) 7. Чтение учеником III части стихотворения. - Почему лоси осторожные? - Лоси - крупные животные, но, несмотря на свои большие размеры, умеют ходить очень тихо, бесшумно, тихо. осторожно. 8. Словарная работа. *Тревожная тишина - лес с тревогой ждёт, что будет дальше, какие произойдут изменения. *Чутко - любой шум, даже совсем незначительный, может разбудить бор. * Гложут - едят, грызут. 9. Чтение учеником IV части стихотворения. - Что поэтесса назвала красными бусами? (Кисти или грозди рябины.) - Почему она говорит, что рябина празднует? (А праздник-то называется золотая осень!) 10. Физминутка «Осенние листья». Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. (Дети произносят слова и имитируют движения.) - Сейчас мы поиграем. Во время ветра все деревья в парке или в лесу раскачиваются и поют одну и ту же песню: «Ы-Ы-Ы». Вот только поют они эту песню разными голосами. Внимание!!! Вокруг себя повернитесь, в дуб превратитесь. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «Ы-Ы-Ы». Вокруг себя повернитесь, в берёзы превратитесь. Берёзы раскачивает даже лёгкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Берёзы поют высоким голосом: «Ы-Ы-Ы». Вокруг себя повернитесь, в осинки превратитесь. Осины дрожат даже тогда, когда ветра совсем нет. Покажите, как вы это представляете. А осины поют ещё более высоким голосом: «Ы-Ы-Ы». Вокруг себя повернитесь, учеников превратитесь. Присядьте на место. 11. Чтение учеником всего стихотворения О.Высотской «Осеннее утро». - Читай стихотворение не торопясь, соблюдая паузы и ударение. 12. Работа с деформированным текстом. - Закройте учебники, откройте конверты, которые лежат на ваших партах. Достаньте тест стихотворения, разрезанный на части, и соберите его в таком порядке, в каком мы читали в учебнике. (В конце выполнения задания ученики поднимают осенний листок.) - Прочитайте собранное стихотворение. (Ученик читает стихотворение целиком, остальные - проверяют.) VI. Итог урока. Рефлексия «Моё настроение». - Оцените своё настроение в конце урока. Покажите красный круг, если вам сейчас хорошо и весело, было интересно на уроке; синий круг - вам грустно и у вас плохое настроение, на уроке было неинтересно. - Какие тёплые тона осень использовала в стихотворении «Осеннее утро»? (Жёлтый, красный.) VII. Домашнее задание.



© 2010-2022