- Преподавателю
- Начальные классы
- Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»
Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Витязева Е.С. |
Дата | 15.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цели урока:
Продолжить знакомство с творчеством М.М. Пришвина, организовать эмоционально-эстетческое восприятие, учить формировать идею произведения.
Развивать речь учащихся, развивать навык осознанного и правильного чтения. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.
Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю, как создателю художественного произведения.
Воспитывать любовь к родному дому, краю, Родине, воспитывать бережное отношение к природе, доброту.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Психологический настрой
2. Проверка домашнего задания.
1) Речевая разминка.
- Начнем наш урок с разминки. Продолжите пословицы: (слайд 2)
Кто много читает…(тот много знает)
Чтение - лучшее…(учение)
Будешь книги читать…(будешь все знать)
- Так зачем же нам надо читать? (Ответы детей) (слайд 3)
«Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос».
2) Выразительное чтение стихотворения «Черемуха» С.А.Есенина.
-Что было задано на дом?
Опрос домашнего задания.
-Молодцы.
2. Актуализация знаний
- Мы с вами прочитали уже немало книг, познакомились с творчеством многих писателей. Давайте вспомним некоторых из них. (слайд 4)
- Кто это? Назовите фамилии писателей. (Сладков, Бианки, Чарушин)
- Что объединяет этих писателей? (Писали о природе и животных)
3. Изучение новой темы
а) Постановка целей и задач урока
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Мы продолжим знакомство с русскими писателями, прочитаем новое произведение, попытаемся определить замысел автора и основную идею этого произведения)
- С творчеством какого писателя нам предстоит познакомиться сегодня вы узнаете, разгадав небольшой кроссворд.
1. Известный дедушка - баснописец.
2. Написал рассказы про «Мышонка Пика».
3. Автор сказок о «Золотой рыбке», «О царе Салтане…» и др.
4. Имя автора рассказа «Лев и Собачка».
5. Автор, писавший о животных и сам иллюстрировавший свои книги.
6. Автор книг о приключениях Незнайки в Солнечном городе.
- Как фамилия этого писателя.
-(М.М. Пришвин) (слайды 6-7)
-Ребята, я предлагаю вам послушать песню. Послушайте и скажите, о чем она?
(Песня "Гляжу в озера синие", О. Воронец, слайды о родной природе.)
- О чём же эта песня? (О Родине.)
-Тема родной природы и Родины является одной из самых важных в творчестве поэтов, писателей, композиторов.
-Кто догадался как будет называться произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (Моя Родина)
-Давайте сформулируем тему урока. (М.Пришвин «Моя Родина»)
б) Краткий рассказ о писателе:
- Об этом авторе К. Паустовский сказал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю М.М. Пришвина. (слайд 8)
Жизнь и творчество М.М. Пришвина - это увлекательное путешествие: иногда в соседний лес, а бывает и в дальние страны.
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал её Север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки, озера. Он умел видеть необыкновенное, волшебное в самом простом. И про все это вы прочитаете в его книгах: «В краю непуганых птиц», «Кладовая солнца», «Женьшень» и других. (Показ книг слайд 9).
-Прочитайте название раздела в нашем учебникеего . («Люби живое»).
- Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
в) Чтение рассказа «Моя Родина» хорошо читающими учениками.
Проверка первичного восприятия текста:
- О чем это произведение?
- Согласны ли вы, что это произведение о Родине?
- О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
- Важны ли они для писателя?
- Почему они важны?
4. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем. Поморгаем.
И работать начинаем.
5. Подготовка к повторному чтению
а) Речевая подготовка: (слайд 10)
Ма-ло-по-ма-лу
Жи-вот-ный и рас-ти-тель-ный мир
Со-кро-ви-ща-ми
По-кры-ва-лось
Не-о-бык-но-вен-но
Кла-до-ва-я (объяснить смысл слова. Словарь)
- Что такое сокровища? (Ответы детей.)
- Что такое кладовая? (Ответы детей.)
Давайте проверим значение этих слов из толкового словаря (слайд)
Сокровище-
-
драгоценность, дорогая вещь
-
так говорят о ком-то, о чем-то ценном, дорогом
-
ценности духовной и материальной культуры
Кладовая-
1) помещение для хранения материалов, товаров
2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, (например подземные кладовые)
б) Чтение по цепочке.
6. Беседа по прочитанному:
- Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил.
- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?
- Какие строки этой статьи самые главные?
- Согласны ли вы с призывом автора?
- Прочитайте еще раз выразительно эти строки.
- Как вы можете беречь нашу школу, наш поселок, а следовательно и свою Родину?
- Как вы понимаете значение слова Родина?
- Кто из вас где родился?
- Что объединяет эти названия? (Они находятся в Тюменской области)
- Значит Тюменская область - наша с вами Родина.- Наша Тюменская область входит в состав России. Значит Россия - тоже наша Родина, а мы все - россияне.
- Посмотрите на некоторые фотографии, показывающие красоту нашего родного края. (слайды 11-15)
- А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? (Ответы детей: род - рождение - родители - родство - родимый - родной - родинка - родительский - родовитый - безродный) (слайд 16)
- Вспомните пословицы о Родине.
- Давайте их прочитаем: (слайд 17)
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
«Родная сторона - мать, а чужая - мачеха»
«Человек без Родины, что птица без крыльев»
«На чужой сторонушке рад своей воронушке»
«Своя земля в горсти мила»
7. Подведение итогов урока
8. Домашнее задание
- Перечитать еще раз рассказ М.М. Пришвина «Моя Родина». Нарисовать свой любимый уголок природы.
9. Рефлексия
- С творчеством какого писателя знакомились?
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились?
- Уже много лет нет с нами М.М. Пришвина, но для нас с вами он оставил послание, которое мы ещё раз прочитаем: (слайд 18)