Статья «Должен ли будущий первоклассник уметь читать в современной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Григорьева Анна Александровна, МОУ СОШ 25 г. Вологды, учитель начальных классов.

Наименование работы: «Особенности сформированности навыка чтения у будущих первоклассников в условиях ФГОС.

За последнее время в школе произошли серьезные

преобразования, введены новые программы, изменилась её

структура. Все более высокие требования предъявляются к детям,

идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных

методик позволяет обучать детей по более интенсивной

программе.

Слайд 1

Чтение письмо и счет это сложные мыслительные операции, которые формируются достаточно длительное время и для более легкого освоения которых необходима кропотливая подготовительная работа. В своем выступлении я бы хотела остановиться на вопросе который больше всех волнует вас «Должен ли ребенок читать на момент поступления в 1 класс?»

Слайд 2

За процесс чтения отвечают речевые зоны в коре головного мозга. Очень важно активизировать эти отделы различными упражнениями: лепка, термомозаика (на сегодня считается одно из самых полезных упражнений), просто мозаика, перебирать гречу вместе с ребенком.

Слайд 3

Итак обязательно ли ребенок должен читать на начало поступления в школу? Не обязательно, но желательно.

Не нужно пугаться. Если ваш ребенок не умеет читать школа его научит. Это не требование, это рекомендация.

Современные программы рассчитаны на ребёнка, который владеет навыком чтения. Если ваш ребенок окажется одним из немногих в классе кто не умеет читать ему будет очень сложно успевать за темпом урока, возможно он будет медленнее выполнять какие-то задания. Нам не нужно беглое чтение, главное уметь соединять звуки в слоги, слоги плавно сливать в слова.

Учить читать нужно правильно. В этом тоже есть свои тонкости. Очень часто родители учат детей читать буквами, что выливается в огромную проблему для ребенка научится сливать в слоги, а для нас педагогов ПЕРЕУЧИТЬ что намного сложнее чем научить. Как ребенок прочитает слог ля если для него первая буква эль. Постарайтесь когда учите алфавит что бы ребенок произносил не название букв (ка эль ха и тд) а то что мы слышим звуки (к л х). Это все тонкости работы учителя. В первом классе мы научим их отличать звук от буквы, но если вы поставили цель научить ребенка читать до школы то научите его правильно.

Часто родители пытаются научит читать не слогами а звуками например ш к о л а ребенок должен сливать в слоги. Пусть медленное, но чтение должно быть слоговое.

При обучению чтению возникает проблема- нет желания у ребенка. Ни в коем случае нельзя заставлять насильно. Вы должны проявить терпение, не кричать на ребенка, а разыграть ситуацию которая находится в одном ряду с игрой. Иначе у ребенка сформируется негатив к процессу чтения, а у некоторых детей и страх. В последствии чтение будет для них наказанием.

Как же обыграть ребенка?

Во первых включать в процесс выбора книги. Пусть сам выберет, дайте ему полистать её посмотреть картинки.

Можно выбрать книгу с интересным сюжетом ( по интересам ребенка) и чуть-чуть не дочитать. Пусть у него возникнет это желание.

Слайд 4 подготовительная работа

Для успешного усвоения навыка чтения необходима подготовительная работа, которая должна быть освоена на момент поступления в школу:

-знать печатные буквы алфавита (будет хорошо если он у вас висит дома на стенке и вы хотя бы минутку в день уделяете на то что бы ребенок называл вам буквы звуками и не увлекайтесь современными говорящими алфавитами мало того что там все нечетко произносятся звуки они произносятся названием букв. О чем мы уже говорили.

-придумать слова на заданный звук в начале середине в конце слова

-придумать слово на заданный слог ли…..са

-учить пробивать слоговой ритм ма-ши-на Играйте в эти игры по 10 мин в день.

Все это развивает фонематический слух и способствует более легкому усвоению навыка чтения.

Слайд 5

-отдых между чтением ребенок очень устает особенно в первые моменты когда начинает учиться читать.

-читайте сами ребенку. На уроках ребенок должен не только слушать уметь но слышать т.е понимать о чём говорит учитель.

Слайд 6

Разговорная речь. Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом "да" или "нет", уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. "Чёрный" - кидаете вы ему мяч, "белый" - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное -несъедобное, одушевлённое -неодушевлённое.

Дети должны уметь разговаривать, давать четкие ответы на заданный вопрос. После прочтения любой книжки не торопитесь заняться своими делами, обсудите произведение, задайте вопросы по сюжету:

- главные герои положит отрицательные, обсудите их поступки

-что тебе понравилось больше

-старайтесь не задавать вопросы требующие ответа да нет и требуйте от ребенка полных ответов.

Слайд 7

И хотелось бы дать ещё 2 последние рекомендации

На момент поступления ребенок должен владеть навыками САМООБСЖИВАНИЯ Режим школьный требует чтобы со звонком дети были готовы к уроку. Умели не только одеть себя сами но и вовремя подготовится к уроку.

И ещё одна рекомендация не нужно запугивать школой. «Вот пойдешь в школу там тебе покажут!!» Для ребенка школа-это путь к новым открытиям и они должны с радостью идти в школу.
Тест для родителей. Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

  1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
  2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
    3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут)
самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)? 4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей? 5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений? 6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть? 7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам? 9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке? 10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры? 12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки? 13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)? 14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок? 15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных? 16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши? 17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д. Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться. Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком. В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
На пороге школы едва ли не самое главное - научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность. До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?


© 2010-2022