Конспект урока по обучению чтению на тему Твердые и мягкие согласные звуки: закрепление (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление

(С. 48-49 букваря) Цель: Повторить и закрепить знания учащихся об особенностях гласных и согласных звуков, их характеристик, а также с приёмами вычленения звуков из слова.
Задачи урока: 1. Сделать звуки речи и в целом звучащее слово предметом целенаправленного наблюдения, показать смыслоразличительную роль звуков 2. Способствовать развитию фонетического слуха учащихся. 3. Воспитывать коммуникативные УУД - умение слушать другого ученика-партнёра по коммуникации, учителя. Регулятивные: Научится: выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий. Научится ставить учебную задачу-целеполагание. Учиться работать самостоятельно, находить нужную информацию в учебнике. Познавательные: Научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; понимать знаки, символы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: развивать интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения, социальные нормы; получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, интереса (мотивации) к учению. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя. Характеристика деятельности учащихся: Критически оценивать соответствие рисунка (слова) и модели. Участвовать в коллективном решении проблемы. Понимать задания, представленные в рисунках. Различать изображения предметов и слова как их названия. Составлять пары слов по заданному признаку. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность звуков и их характеристику. Выделять отдельные звуки, характеризовать их как парные или непарные по твёрдости-мягкости. Предварительное замечание. Особенность этого урока в том, что на нём уточняется представление учащихся о парах согласных звуков по твёрдости-мягкости; происходит знакомство и с непарными согласными - твёрдыми [ж, ш, ц] и мягкими [ч', щ', й'].

Ход урока 1. Организация. Не теряя ни минутки, Приглашаю вас я в путь! Взять все знания в дорогу И улыбку не забудь! - Какие «секреты» работы на уроке мы с вами знаем? Слайд 1-2

2. Повторение изученного. Актуализация знаний.
- Кто скажет, для чего служит речь?

- Какой должна быть речь?

- Какая бывает речь?
- Какую речь называем устной, письменной?
- Кто скажет, из чего состоит речь?
- Из чего состоят предложения?
- Из чего состоят слова, кто скажет?
- Из чего состоят слоги?
- А кто знает, на какие две группы делят звуки?
- Какие звуки мы называем гласными, согласными? 3. Работа со схемой. Слайд 3 - Расскажите по схеме, что вы знаете о звуках? 4. Целеполагание. Слайд 4 - Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? 5. Работа по теме урока. Слайд 5 А) Работа над предложениями. - Вы бывали в цирке? - Выберите ту схему, которая соответствует этому предложению. - Сегодня мы побываем в цирке. - Определите, подходит ли для этого предложения оставшаяся схема. - «Запишите» это предложение, разделив его на слова. - Подчеркните «опасные места». - В слове сегодня обозначьте слоги и покажите ударный и безударные. Б) Беседа о цирке. - Кого можно увидеть в цирке? В) Знакомство с клоунами. - Первыми на арену выходят клоуны Бим и Бом. Чтобы разгадать, кто расположился слева, а кто - справа, нужно вслушаться в первые звуки их имён и рассмотреть значки, укреплённые на одежде. (Слева Бом, а справа - Бим.) Г) Работа с учебником (с. 48). - Откройте учебник на с. 48. - Клоуны приготовили задание: отыскать на рисунках вещи, названия которых начинаются, как и их имена, с твёрдого или мягкого согласного звука. - Какие звуки, твёрдые или мягкие, должны быть первыми в словах, называющих вещи Бома (Бима)? - Посмотрите, что у клоунов в руках, на голове, на ногах. Проверим, верно ли художник «раздал» вещи клоунам. (Сравните: карандаш - кисть, колпак - кепка, кроссовки - кеды.) - Обратив внимание на «хитрый» вопрос. Значит надо найти «ошибки» художника. - Какие спортивные снаряды вы видите у клоунов? (Гантели надо отдать Бому, а гири - Биму; у Бома лучше убрать кисточку на колпаке, а у Бима - помпон на кепке.) Д) Физминутка. Е) Знакомство с парными твердыми и мягкими согласными (с. 48). - К выступлению готовятся разные животные. Они будут показывать свои умения парами, но пары эти необычные. Дрессировщица доверила зрителям разгадать, по какому признаку она объединила животных, и дала подсказку: надо вслушиваться в первые звуки названий животных. Вот одна пара: лев - лошадь. - Выделите первые звуки в словах. ([л'-л].) - Хором повторяем: [л'-л]. - Названа пара звуков: твёрдый и мягкий. Звуки, составляющие такую пару, учёные договорились называть парным твёрдыми и мягкими согласными. Пару можно произносить, начиная с любого звука - как с твёрдого, так и с мягкого. Ж) Первичное усвоение информации. - Закончить несколько пар, добавляя недостающий звук - твёрдый или мягкий, например: [с'-…, н-…, б'-…, т-… ]. - Вернитесь на арену цирка. Ищем пары животных. З) Знакомство с непарными твердыми и мягкими согласными (с. 49). - У нас остался один жираф - ему не нашлось пары. Случайно ли это? - Произнесите слово жираф, выделите в нём первый звук, охарактеризуйте его. - Попробуйте подобрать к твёрдому звуку [ж] мягкую пару. - Такого звука в русском языке нет: у твёрдого согласного [ж] нет мягкой пары. Таких твёрдых звуков-«одиночек» в нашем языке всего три. Найти их поможет рисунок на Слайд 6 - Что и кого вы видите на рисунках? - Назовите первые согласные звуки в этих словах. (Это звуки [ж, ш, ц].) - Эти звуки всегда твердые, у них нет мягких пар. Это непарные твердые звуки. - Посмотрите на Слайд 7 - Что и кого вы видите на рисунках? - Назовите первые согласные звуки в этих словах. (Это звуки [ч', щ', й'].) - А эти звуки всегда мягкие, у них нет твердых пар. Это непарные мягкие звуки. И) Игра «Кто внимательный?» - Подберите пару к названному звуку: [б-…, ч'-…, в'-…, ж-…, г'-…, й'-…, д-…, ц-… ]. К) Закрепление. Слайд 8 - Бим и Бом любят разных животных. Назовите животных, которых любит Бим, и животных, которых любит Бом, объясняя почему. 6. Итог урока. - Закончите предложение: Сегодня на уроке… - Спасибо за урок.

© 2010-2022