Урок окружающего мира Полезные ископаемые

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира в 4 классе по теме « Полезные ископаемые. Их добыча»

Цели урока: 1) образовательная:

- познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи;

- организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых

2) развивающая:

- развивать экологическое мышление;

- развивать умения анализировать, делать выводы, обобщать

3) воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природным богатствам

Тип урока: предметный, комбинированный

Форма урока: урок- исследование

Форма организации учебной деятельности: индивидуально- групповой, фронтальный

Оборудование: проектор, экран, коллекция ископаемых, лупа, гвоздь, пробирки, стакан, вата, воронки молотки

Дидактический материал: карточки инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, условные знаки, карта России, Ростовской области, картинки карьера, шахты, скважины

Ход урока

1.Организационный момент.

- Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Посмотрите на меня. Я желаю вам интересного урока.

2. Проверка домашнего задания.

- Какие темы мы изучили?

- Проверочный графический диктант « Согласны ли вы с этим выражением»

1 Горные породы состоят из минералов

2 Грифель карандаша сделан из гипса

3 Самый твердый минерал - алмаз

4 Поваренная соль это минерал - рубин

5 Каменные сосульки в пещере с потолка - это сталактиты

6 Самый мягкий минерал - тальк

7 Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются со дна - сталагмиты

8 У нас под ногами под тонким слоем почвы располагаются горные породы

9 Вода и ветер не играют никакой роли в образовании осадочных пород

10 Торф, уголь образовались из остатков растений и животных, населявших Землю в давние времена

- Проверьте с экрана ( слайд 1) 1 + 6+ «5» - нет ошибок

2 - 7 + «4» - 1-2 ошибки

3 + 8 + «3» - 3-5 0шибок

4 - 9 - « 2» - 6 и более ошибок

5 + 10 + Поставьте отметку

3 Мотивация и целеполагание

- слайд 2 Предметы: чашка, ножницы, ложка, машина, дом памятник

- Как вы думаете, о чём пойдет сегодня наша речь на уроке?

- слайд3 Прочитайте тему урока: Полезные ископаемые. Какие вопросы можно поставить по этой теме?

- Какие проблемы нам надо раскрыть?

Слайд 4 Проблема: Можно ли обойтись без полезных ископаемых?

Для чего нам необходимо это знать?

4 Фронтальная работа.

- Нам нужно выяснить, что обозначают слова полезные и ископаемые.

- От какого слова произошло « полезный, ископаемый» ( необходимые, нужные, доставать , извлекать)

- Теперь поработайте в группе и дайте определение , а теперь с учебником стр.88 - 1 предложение.

- Сравните своё определение.

5 Практическая работа.

- Итак, мы знаем, что такое полезные ископаемые. Что еще мы должны о них знать?.

- Свойства. Каждое полезное ископаемое обладает каким - то свойством. Сейчас будем выявлять.

- Исследование нефти по плану( учитель)

1 состояние( жидкое, легкая, маслянистая)

2 цвет

3 основное свойство( горючесть)

4 где используют( топливо)

Работа в группах

1 группа - каменный уголь

( карточка - инструкция) 1 рассмотреть, определить цвет, есть ли блеск

2 опустить в воду, плавает или тонет

3 провести ногтем по породе

- если остался след - то порода мягкая

- если можно поцарапать гвоздем - то он твердый

- если нет следа от гвоздя - то очень твердый

4 Уголь твердый, но хрупкий. Докажите! Как это сделать?

5 Где используют7

2 группа - гранит

(( карточка - инструкция)1 рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите цвет и из чего состоит.

Подумайте, на какой фрукт похож.

2 Определите легче воды или тяжелее?

3 Определите твердость, оставляя царапины гвоздем, ногтем

4 Узнайте прочность гранита - проведите по стеклу гранитом и углем

5 Где используют?

3 группа - известняк

( карточка - инструкция) 1 Рассмотри в лупу. Узнай цвет и из чего состоит.

2 Определите, легче воды или нет

3 Твердый или нет поведите царапины ногтем и гвоздем

4Прочный или нет. Догадайтесь как это узнать

5 Где используют?

4 группа - поваренная соль

( карточка- инструкция) 1 Оредели цвет. Из чего состоит?

2 Опустите в воду.

3Хрупкий или нет. Как узнать?

4 Где используют?

- Прослушиваются выводы от каждой группы.

- Итак, что еще мы узнали?

- Поработайте с учебником на стр. 88-89.

Проверка фронтальная беседа:

- на какие группы можно разделить полезные ископаемые?

- Где человек использует их?

- Какие полезные ископаемые бесполезные

- Назовите полезные ископаемые

- Составим схему полезные ископаемые

Твердые жидкие газообразные

6.Добыча полезных ископаемых

- Про свойства мы узнали. Теперь, что мы должны знать?

- Как добывают .

Слайд 5- Кто такие геологи? Послушайте выступление о геологах.( выступление ученика)

- Сейчас каждая группа будет геологами - разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. Вам помогут учебник и дополнительная информация. У каждой группы свое задание. Начинать рассказ будете так « Мы геологи вернулись с экспедиции …»

-Работа по учебнику стр.91.

Слайд 6- Перед чтением словарная работа: карьер - это открытый котлован ( картинки)

Шахта - это глубокие колодцы

Скважина - глубокое цилиндрическое отверстие в земле

Задание 1 группе. Каменный уголь( приложение - текст каждому )

-После прослушивания, учитель показывает условный знак и показывает на карте

Задание 2 группе. Нефть

Задание 3 группе . Железная руда

Задание 4 группе. Строительные материалы: песок, глина, известняк.

- Теперь по вашим рассказам дополним схему. Для чего же нужны полезные ископаемые и где их используют?

Полезные ископаемые

Топливо строительство для получения металлов ? ( пища) ? ( газ)

- Послушаем сообщения.( дети рассказывают про соль и газ)

7 Бережное использование

- Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

- Обсудите ситуацию :1 Хозяйка сняла с плиты кастрюлю и оставила включенным газ. Правильно ли она поступила? Как это может повлиять на состояние ресурсов природного газа?

2.При перевозке нефти танкер дал течь и часть нефти разлилась по морю. Как это может повлиять на живую природу?

- Какая же возникает проблема?( бережно относиться)

8 Рефлексия:

1 - Какие вопросы ставили на уроке?

- Справились ли с ними?

- Что помогло в работе?

- Какие открытия сделали?

2.Игра( раздать детям карточки с названиями полезных ископаемых. Занимают места по месту применения полезных ископаемых) нефть, газ, уголь, торф, железо, руда, вода, глина, гранит, известняк, мел, песок, соль - топливо, строительство, пища

9 Домашнее задание

- Поднимите руки те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых?

- Я предлагаю вам приготовить об одном полезном ископаемом?

- Стр. 88-92

-

-



© 2010-2022