Конспект урока по русскому языку на тему Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК

ТЕМА: Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Цели деятельности учителя: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш], мягких согласных [ч ], [ Щ ] ; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи-ши с буквой и, ча-ща с буквой а, чу-щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

  • научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;

  • получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий

Метапредметные

  • познавательные - овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

  • коммуникативные - развивать способность слушать собеседника и вести диалог;

  • регулятивные - оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Методы и формы обучения: биоадекватная методика; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.
Оборудование: тетради, ручки, карандаши, карточки с текстами, карточки для работы в парах, группах; предметные рисунки на доске (ветер, туча, солнце, осень, яблоня, чайник с ребусом), приглашение от Осени, силуэты яблок, осенних листьев, ягоды шиповника, чайник с отваром шиповника и чашки для чаепития , альбомы, мелки, горки словарных слов, карточки настроений, рисунки демонстрационные животных (белка, заяц, кролик, волк, барсук)
ХОД УРОКА
1.ОРГМОМЕНТ - Сегодня у нас на уроке много гостей, поздоровайтесь с ними. -Покажите мне карточку настроения, с которым вы пришли на урок. В конце урока мы посмотрим каким будет ваше настроение. -Сегодня на уроке вас ждёт много интересных заданий и девиз нашего урока будет: « ВСЁ У НАС ПОЛУЧИТСЯ!»
2. МОТИВАЦИЯ -Какое сейчас время года? (осень) -Составьте ассоциативный куст к слову ОСЕНЬ.( Солнце меньше греет, дует ветер, идёт дождь, дни короче, желтеют и опадают листья, птицы улетают на юг, собирают урожай, грибы., звери готовятся к зиме …) -Нам с вами пришло приглашение от Осени. Она приглашает нас к себе в гости, так как скоро осень уступит своё место зиме. Но есть одно условие: во время нашего путешествия нас будут встречать друзья Осени, а мы должны выполнять их задания. Только выполнив их, мы увидим золотую красавицу.
- Отгадайте, кто нас встречает первый? Носится, свищет, Мечется, рыщет, Где пробежит- Листик дрожит, Где пронесется - Дерево гнётся. (ВЕТЕР) Открывается на доске рисунок ветра. - А какой бывает осенью ветер? Ветер предлагает прочитать горки слов и проверить домашнее задание.
3.ЧТЕНИЕ ГОРКИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ -хором -по цепочке -с ударением -по слогам -как написано -как произносим -распределяя по кругу
4.ПРОВЕРКА ДОМ. ЗАДАНИЯ (Прочитайте предложения про осень, которые составили дома)
- Отгадайте , кто дальше нас встречает? Летит орлица по синему небу, Крылья распластала, солнце застлала (ТУЧА) Рисунок на доске. Туча на простая , а грамматическая, она предлагает поработать в тетрадях. На ней мы видим буквы , которые сейчас красиво напишем на минутке чистописания.
5.МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ Жж Шш Чч Щщ -Что вы знаете про эти буквы? -Какие звуки обозначают? (Ж,Ш-всегда твёрдые согласные, Ч,Щ - всегда мягкие) 6.КОМЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДОСКИ. -Составьте свои предложения про тучу. -А теперь составьте предложение из слов: По, плывёт, серая, небу, туча. -Какой звук слышите в конце слова туча? А какую букву пишем? 7. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. -Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? - Чему должны научиться? -Сегодня мы узнаем как пишутся буквы Ж Ш Ч Щ с гласными А У И.
8.НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. -Нас встречает Солнышко и приглашает в путешествие…
1) УЧЕБНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ (под музыку) Сели удобно, закрыли глазки, положили голову на ручки. Представьте над вашей головой маленькое теплое солнышко. Его лучи касаются вашей головы, окутывают мозг, оздоравливают каждую клеточку, лучики проникают в ваше тело, и вы чувствуете тепло и нежность его ласковых лучей. Лучи окутывают ваше сердечко, оно улыбается солнышку. Поблагодарите сердечко за его работу для вас. Солнышко опускается ниже, несет здоровье, тепло каждой клеточке вашего тела, оздоравливает животик, дает здоровье, тепло ножкам, дошло до пальчиков ног. Скажем ему спасибо. Лучик солнышка приглашает вас в путешествие. Представьте себе солнечный осенний день, вы идете по тропинке в осенний сад. Дует свежий ветерок, почувствуйте его приятную прохладу, ощутите запах опавшей осенней листвы. Перед вами куст шиповника. На нем еще остались зеленые листочки. Рассмотрите внимательно его веточки. Прикоснитесь к нему. Ощутите его колючие шипы. На одной веточке шиповника висят спелые ягоды. Потрогайте их. Ощутите их гладкую кожицу. Их шесть. Они большие и красные. На них мы видим надписи. На одной написано сочетание жи с буквой и, на другой - сочетание ши с буквой и. ЖИ, ШИ с буквой И. На третьей и четвертой ягодах - сочетания ча, ща с буквой а. ЧА, ЩА с буквой а. На пятой и шестой - сочетание чу, щу с буквой у. ЧУ, ЩУ с буквой у. Еще раз посмотрите на ягоды шиповника с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Поблагодарите их за теплый прием, мысленно помашите им ручкой, и медленно, каждый в своем темпе, по тропинке, возвращайтесь в класс. Почувствуйте ножками пол, сожмите ручки в кулачки, и медленно открывайте глазки. Я вас всех жду и очень люблю.

2)Беседа:

-Что вы представили?

-какой куст?

-сколько ягод?

-какие они поцвету, по размеру?

-что на них написано?

3) Рисование образа в альбомах мелками (Дети рисуют самостоятельно)

4)Защита рисунков(Рассказать , что нарисовали)

5)Сравнение с образом учителя, повторение правила.

ФИЗМИНУТКА

9.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Ну а это кто у нас на пути?

Кто открыл на небе душ?

Под ногами много луж.

И на нас водица льётся.

Как явление зовётся? (ДОЖДЬ)

-Дождик предлагает несколько заданий.

1) Прочитать текст «ШИПОВНИК» и подчеркнуть слова с данными

сочетаниями. Объяснить.

Шиповник Растет в лесу пышный куст. Летом на нем цветут крупные розовые цветы, зреют яркие ягоды. На цветках - острые шипы. Это шиповник, или дикая роза. Его родная сестра - садовая красавица. Но шиповник не завидует сестре. Ведь его тоже любят. Но не только за цветы, а и за полезные ягоды. Шиповник богат витамином С. Из ягод шиповника делают отвар, который помогает при простудных заболеваниях. Его пьют для укрепления иммунитета. Чай получается душистый и чудесный.

Беседа:

-Какой шиповник?

-Чем полезен?
-Что делают из шиповника?

2) Вставьте пропущенные буквы. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

-Дождик наделал луж на нашем пути, чтобы пройти дальше, нужно вставить буквы и объяснить.(Слова записаны на луже)

Ч..СЫ, Ш..ПЫ, КУВШ..Н, ПИЩ.., Ч..ДЕСА, УГОЩ..

3)Распределительный диктант. Записать слова в 3 столбика

ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ

«Назовите одним словом»

1)Густой непроходимый лес - чаща

2)длинношеее животное - жираф

3)смешной человек - чудак

4)посуда для чая - чашки

5)сваленные горкой вещи - куча

6)хищная рыба - щука

7)животное с колючками - ёжик

8)деревянные дощечки для перемещения по снегу - лыжи

9)Там Мальвина закрыла Буратино - чулан

10)очень твердый металл - чугун

11)растение кислого вкуса, из которого готовят борщ - щавель

12)в них находятся орешки у сосны, ели, кедра - шишки

Самопроверка по образцу.

4) РАБОТА В ГРУППАХ(распределиться по листочкам, лежащим на парте : кленовые ,дубовые , берёзовые, ивовые)

« НАЙТИ ОШИБКИ И ИСПРАВИТЬ»

В моржы жывут в море.

Над водой летают чяйки.

Дети ищют грибы.

Мама дала чяшку чяя.

Осенью рощя опустела.

На улице большые лужы.

5) ИГРА « Мама-детёныши» Работа в парах

У зайчихи - зайчата
У белки - ……….

У волка-……….

У кролика -

У барсука -…….

10.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

-А вот и наша красавица ОСЕНЬ. Посмотрите, чего на хватает на её платье ? (листочков).

- Но ведь в гости приходят не с пустыми руками. Давайте мы ей подарим листочки на платье.

-Напишите за 1 минуту слова с сочетаниями ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ(пишут с обратной стороны листочков)

-Прикрепляем листочки и зачитываем слова.

11. РЕБУС

Осень-хозяйка приготовила для вас чудесный ребус на чайнике.( ЧАЙ……, ЧАЙ…., ..ЧАЙ, ..ЧАЙ)

12.РЕФЛЕКСИЯ «ЯБЛОНЯ МУДРОСТИ»

-У Осени в саду есть яблоня мудрости. Если вы поняли как писать слова с ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ прикрепите красное яблоко, если есть сомнения - желтое, если ещё очень трудно - зеленое.

15.ИТОГ УРОКА

-Какие задания выполняли?

-Что понравилось?

-Что запомнили?

-О чем расскажете дома?

-Покажите теперь своё настроение.

ОСЕНЬ вас угощает душистым, полезным, чудесным чаем из шиповника и дарит вам ягоды шиповника.

МБОУ « Гвардейская школа- гимназия №3»


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

2класс

ТЕМА:

« Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ»


Учитель высшей категории

Чернобук В.Н.

п. Гвардейское 2015г.


© 2010-2022