Исследовательская работа на тему Строение растений (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Восток

администрации Поронайского городского округа


Исследовательская работа

«Строение растений»

Автор исследования:

Абрамов Максим

ученик 3 класса

МБОУ СОШ с.Восток


Руководитель проекта:

Ракова Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Восток




с.Восток

2013 год

Оглавление


Введение с. 3 - 4

Основная часть с. 5 - 8

Заключение с. 9 - 10

Приложение

















Введение

«Познание начинается с удивления»

Аристотель


Человечество всегда стремилось узнать, что такое жизнь, живое. Одним из шагов человечества в познании тайн живого стало изучение клетки, образующей живой организм. Начало этого процесса положено сравнительно недавно, конечно, по историческим меркам. Оно стало возможным только с развитием методов исследования, прежде всего с развитием микроскопии.

Цель работы:

  • С помощью экспериментов (опытов) понять строение и жизнь растений, их потребности, а также оценить пользу, которую приносят растения в хозяйстве человека.

  • Способствовать развитию интереса к предмету исследовательской деятельности.

Задачи работы:

1.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

2. Расширять представления о значимости растений в жизни человека.

3. Проанализировать имеющуюся научную литературу в аспекте проблемы.

4. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними.

Актуальность проекта: применение цифрового микроскопа во внеурочное время, направленное на включение ученика в процесс познания окружающего мира под руководством учителя. С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Благодаря использованию цифрового микроскопа, дети лучше понимают, что всё живое хрупко и беззащитно, поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает.

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский.

Нами выделены ряд самых важных понятий, которые обязательно должны быть усвоены:

Цель опыта - то, что нужно исследовать.

Результат - то, что получилось в итоге опыта.

Вывод - умозаключение, обобщающее результат опыта, постановку опыта, изученный теоретический материал и осуществленное в соответствии с целью опыта.




Основная часть

Чтобы понять строение и жизнь растений, их потребности, а также оценить пользу, которую приносят растения в хозяйстве человека, нужно узнать, из каких веществ они состоят. Простые опыты и наблюдения помогут нам выяснить это.

Изучая растения, мы хорошо знаем их части - это корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Все эти части есть у травянистых растений, кустарников, деревьев.

Нам стало интересно - из чего же состоят растения изнутри.

На занятиях кружка «Я - исследователь», используя различные приборы, изучили внутреннее строение растений, их органов.

Разрезав ножом корень моркови, мы увидели на срезе участки, различные по цвету и сочности.

На разрезе яблока хорошо различимы кожица, мякоть и плотные пластиночки, окружающие семена (фото 1).

Значит, каждый орган растения имеет свое сложное внутреннее строение.

Разобраться в нем помогут увеличительные приборы - лупа и микроскоп (фото 2).

Лупа - это увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон (линза), через которое можно видеть предметы увеличенными в несколько раз. Бывают лупы с увеличением в 2-10 раз, иногда даже в 20-25 раз.

Ручная лупа - линза, вставленная в оправу. Она имеет специальную ручку или футляр, который служит вместо ручки Цифровой микроскоп позволяет рассматривать различные объекты при увеличении в 10, 60 и 200 раз. С его помощью можно не только рассмотреть заинтересовавший вас предмет, но и сделать его цифровое фото. Исследовательская работа строилась на проведении опытов.

Опыт 1

Мы положили на бумагу масленичные культуры - семена подсолнечника и кунжута, раздавили их (фото3 ).

На бумаге появилось жирное пятно.

Следовательно, в состав семян растений входят жиры.

Подсолнечник, хлопчатник, лен, арахис, соя и другие масличные культуры нужны для получения растительных жиров.

Опыт 2 Что будет со срезанной зеленой травой, если ее оставить на солнце или положить в сухое теплое место? Она высохнет, станет сеном. Высушить можно и корни, и цветки, и плоды. Все знают сухой компот, который состоит из кусочков сухих яблок, груш, абрикосов, винограда. Что же происходит с частями растений, когда они высыхают? Они теряют воду, которая была в их составе и необходима им для жизни. Во всех частях растений содержится вода. Проведем опыт для того, чтобы определить много ли воды содержится в растениях. Мы взяли свежие листья салата, взвесили их, затем высушили в течение 29 дней и снова взвесили (фото 4,5). Затем мы вычислили разницу между сухой и сырой массой и узнали, что сырые листья весят на 67 г больше, чем сухие (таблица 1). Вес высушенных листьев меньше, чем свежих, значит, в них содержится вода.

Опыт 3 Сахар в частях растений обнаружить еще проще. Какой вкус имеет корень моркови, свёклы, листья капусты? Какое качество мы больше всего ценим у плодов культурных растений - арбуза, дыни, винограда, яблони и многих других? (фото 6) Все эти части растений сладкие - они богаты сахарами. Больше всего сахара в корнеплодах сахарной свёклы и в стеблях тропического растения - сахарного тростника. Из этих растений и добывают сахар. Следовательно, в состав растений входит сахар.

Опыт 4 Даже невооруженным глазом, а еще лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза, помидора, яблока состоит из очень мелких крупинок, или зернышек (фото 7 ). Это клетки - мельчайшие "кирпичики", из которых состоят тела всех живых организмов. Клеточное строение растений было открыто в 17 веке благодаря изобретению микроскопа.

Опыт5

Если рассмотреть мякоть плода помидора или арбуза при увеличении микроскопа примерно 56 раз, видны округлые прозрачные клетки.

У яблока они бесцветные, у арбуза и помидора - бледно-розовые. Клетки в "кашице" лежат рыхло, разъединены между собой, и поэтому хорошо видно, что каждая клетка имеет свою оболочку, или стенку (фото 8).

Опыт 6

В разных клетках есть особые тельца, которые называются пластидами. Они дают цвет растениям.

В одних клетках растений пластиды могут быть окрашенными (как в клетках мякоти томата), в других - бесцветными.

В каждой живой клетке растений есть только один какой-либо вид пластид: или бесцветные, или цветные. Они могут быть желтыми, красными, оранжевыми или зелеными. Цветные пластиды определяют цвет органа (фото 9).

Кратко мы можем охарактеризовать клетку так: клетка - это единица строения растения (схема 1).







Заключение

Таким образом, в состав растений входят вещества (жиры, вода, сахар). Клетка - это единица строения растения.

Первым человеком, увидевшим клетки, был английский учёный Роберт Гук . В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью микроскопа. Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему соты в ульях медоносных пчел, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски cell означает «ячейка, клетка») (фото 10 ).

Все растения состоят из множества клеток. Раздел биологии, занимающийся изучением строения и жизнедеятельности клеток, получил название цитологии. О нем мы узнаем в старших классах.



Литература:

1) Ботаника. Часть 1. Строение растительного организма
Чуб В.В., М.: МАКС Пресс, 2005г

2)Барыкина Р. П. и др. "Практикум по анатомии растений", М.:"Высшая школа", 1979, с.5-18, с.24-25.

3) Блукет Н. А. и др. "Практикум по ботанике", «Практикум по зоологии», М.:"Колос". 1980. с.5-12.

4) Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010

5) Энциклопедия «Я познаю мир», 2002 г

Источники:

bichschool2010.narod.ru/urokbiolog1.htm

nachalka.com/book/export/html/326 - исследовательская и проектная деятельность

rastenia.siteedit.ru/page2

bibliofond.ru/view.aspx?id=432565


© 2010-2022