- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок Мир деятельности по теме: Учусь наблюдать
Урок Мир деятельности по теме: Учусь наблюдать
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пушкарева Н.Б. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект внеурочного занятия по курсу «Мир деятельности» в 3 классе на тему «Учусь наблюдать».
Цель: Сформировать представление о методе наблюдения как общенаучном методе познания окружающего мира. Построить простейший алгоритм проведения наблюдения в учебной деятельности и сформировать положительный опыт его применения.
Основные структурные элементы урока:
- Новое знание урока заключается в понятии «наблюдать» и в алгоритме наблюдения.
- Задание на пробное действие: составить алгоритм для проведения наблюдения.
- Фиксация затруднения: «Я пока не могу составить алгоритм наблюдения» или «Я пока не могу обосновать, что составленный мной алгоритм - правильный»
- Фиксация причины затруднения: «Я не знаю алгоритма наблюдения».
- Цель деятельности учащихся: «Построить алгоритм наблюдения и разобраться, как им пользоваться».
- Фиксация нового знания осуществляется с помощью эталона «Алгоритм наблюдения», в котором зафиксирован сам алгоритм и карта фиксации результатов.
Ход занятия
Наше занятие мы как всегда начнем с оценки своих достижений на «лесенке успеха». Вспомните, над какой темой мы работали и оцените свои умения.
-Кто поставил себя на 4 ступеньку? Почему?
-На третью?
-На вторую?
-На первую?
Закройте пока ваши тетради и послушайте меня внимательно.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Наше новое занятие я начну стихотворением:
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет-нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.(слайд2)
-Красивое стихотворение? - А как по- вашему, чтобы написать такое стихотворение, автору нужно быть каким человеком? (наблюдательным). -А зачем в жизни мы пользуемся наблюдением? (чтобы узнать что-то новое) -Верно, с помощью этого метода можно открыть для себя много нового. В жизни случаются ситуации, которые не описаны в учебниках и энциклопедиях, и некуда посмотреть. Один из способов получения знаний в этом случае - пронаблюдать. -Как вы думаете, кто пользуется методом наблюдения? (ученые) -А на каком уроке вы уже сталкивались с наблюдением как ученые? (на уроках окр. мира , когда изучали погоду, свойства воды,воздуха, почвы) -Сегодня, мы вновь будем в роли ученых и, как вы уже догадались, будем узнавать что-то новое о наблюдении. Но сначала нам нужно вспомнить то, что мы изучали на предыдущих занятиях. 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Мы сейчас уточним, что значит наблюдать и вспомним алгоритм сравнения. (слайд ) -Попробуйте продолжить предложение: «Наблюдать - это значит…» (ответы учащихся) -Спасибо за ваше мнение. Вспомните, где мы можем узнать точную формулировку значения слова? (в словаре) -Верно. Давайте уточним наше понимание этого слова в словаре _Т.Ф Ефремовой. (Наблюдать - внимательно следить глазами… или воспринимать, замечать какое-либо свойство… или исследовать, изучать). (слайд…) -Для учеников, также как и для ученых, важны все 3 значения данного слова. Особенно, когда вы проводите исследование! Что означает слово «наблюдать», мы выяснили, а сейчас вспомним алгоритм сравнения объектов, т.к. сегодня на занятии вам пригодится умение сравнивать. Но наш алгоритм рассыпался, вам нужно его восстановить. Проверим по слайду. (слайд…)
- Мысленно анализирую объекты
- Фиксирую названия свойств, по которым буду сравнивать.
- Сопоставляю свойства объектов.
- Устанавливаю различные и одинаковые свойства.
-Значит, для чего нужен алгоритм наблюдения? (чтобы правильно провести наблюдение и чтобы понимать, что необходимо сделать) - А сейчас вспомните уроки окружающего мира, на некоторых из них ,мы проводили наблюдение, н-р когда изучали свойства воды. Вспомните, как мы это делали, и попробуйте самостоятельно составить алгоритм наблюдения. (2 мин) (слайд…) Подумайте, из каких шагов состоит алгоритм наблюдения. -Поднимите руки те, кто не смог выполнить задание? В чем ваше затруднение? ( Мы не можем составить алгоритм наблюдения) -Поднимите руки те, кто выполнил задание? -А ваше затруднение в чем? ( Мы не можем обосновать, у нас нет эталона) При ответах учащиеся опираются на эталон, изученный во 2 классе, который есть на доске.
3.Выявление причины затруднения. У вас у всех возникло затруднение. (анимация) -Что вы не можете сделать? (мы не можем составить алгоритм наблюдения) -Почему так вышло? (, мы этого не изучали) 4. Построение проекта выхода из затруднения. -Какую цель перед собой поставим? (построить алгоритм наблюдения и разобраться, как им пользоваться) (вывешиваю на доску) -Какова будет тема урока? (Учусь наблюдать) Учитель прикрепляет тему урока на доску. 5. Реализация построенного проекта. Открытие вы будете делать необычным образом. Я сегодня буду в роли помощника, а вы в роли ученых-наблюдателей.-Хотите узнать, за кем вы будете сегодня наблюдать? (да) Отгадайте загадку:
Яркая, нарядная,
Лёгкая, приятная,
На траву садится,
В цветочек превратится! (бабочка)
Молодцы! Вы будете наблюдать за развитием бабочки. В 1 классе мы ходили на экскурсию и видели много разных видов бабочек. А ккак развивается бабочка, мы пока не знаем. Предлагаю вам следующие ключи для открытия: мультфильм о жизни бабочки, заполненную карту наблюдения нашего знакомого ученого-профессора Ивана Гермагеновича Енотова и шаги алгоритма наблюдения. -Скажите, а как мы будем действовать, чтобы достичь цели? (по плану) Давайте прочитаем план нашей работы: (слайд…) Какой 1 пункт плана? ( Выполняю наблюдение за развитием бабочки. (на доску вывешиваю) Т.е. вам надо просмотреть мультфильм о жизни бабочки) -А ученый Енотов просто так начал смотреть за бабочкой или у него была цель? (была цель) Верно. Для учебного наблюдения всегда ставится цель. -Предположите какую цель он перед собой поставил? ( изучить как появляется на свет бабочка ) -У нас будет эта же цель при просмотре фильма? (да) -Давайте ее проговорим. -Ученые наблюдают этот процесс в жизни в среднем 2-3 недели. Вы же будете наблюдать за процессом в ускоренном режиме. Просмотр видеофильма .-Выполнили 1-ый шаг плана? (да) -Поставим + напротив 1 пункта. -Какой 2-ой шаг необходимо реализовать? (Соотнести шаги алгоритма с картой наблюдения). Работать вы будете в группах. У каждой группы есть таблица с шагами алгоритма и описанием увиденного в фильме. Вы должны выстроить эти шаги в логической последовательности и наклеить их в пустые ячейки. После выполнения задания учащиеся озвучивают свои результаты.
-Приступайте. (5 мин)
Описание наблюдения ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ: изучить, как появляется на свет бабочка ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ: бабочка РЕЗУЛЬТАТЫ: 1-я стадия: яйцо 2-я стадия: гусеница 3-я стадия: куколка 4-я стадия: бабочка
ВЫВОДЫ: Бабочка проходит 4 стадии в развитии для того, чтобы появиться на свет. После выполнения задания представитель каждой группы озвучивает рез-т. Беседа: - Какой шаг алгоритма вы приклеили первым? (выбираю объект) -Какой шаг второй? (провожу наблюдение и фиксирую результаты) -Какие результаты зафиксировали ученые в нашем наблюдении? (стадии развития бабочки) Назовите их. -Как звучит последний шаг нашего алгоритма? (формулирую вывод) -Какой вывод сделали ученые? (бабочка проходит 4 стадии в развитии для того, чтобы появиться на свет) -Молодцы! Вы справились с заданием. Поставим + напротив 2 пункта плана. Остался лишь последний шаг нашего плана. Как он звучит? (составляем эталон) -Теперь вам будет легче составить эталон, опираясь на восстановленные шаги. -С чего началось наблюдение? (поставили цель) - Какой 1 шаг алгоритма? (выбираю объект наблюдения ) щелчок -2-ой шаг? (Провожу наблюдение и фиксирую результаты ) -3-ий шаг: (Формулирую вывод ) - Кто догадался, что мы с вами только что составили? (Эталон Алгоритм наблюдения) (слайд…) Молодцы! Поставим + напротив 3 пункта плана. Первичное закрепление. -Теперь мы попробуем этот алгоритм запомнить. Игра « Кто найдет ошибку» (слайд… анимация) - Вы были внимательны,Теперь приклейте наклейки в вашей тетради, составьте эталон. (на доску вывешиваю) Физкультмин.
-Давайте проговорим наш эталон друг другу. Алгоритм наблюдения мы запомнили, но нам нужно научиться пользоваться этим алгоритмом. Работать вы будете в парах. - Как настоящие ученые-исследователи, мы проведем опыт. В процессе опыта вам необходимо все очень внимательно наблюдать и заполнить карту наблюдения по записанному вами алгоритму. Вы готовы принять участие в исследовании? Объект, который мы выберем для наблюдения, скрыт в загадке. Давайте ее разгадаем и узнаем, что это за объект.
В ярко рыжей кожуре
Вырастает на жаре.
Круглый, вкусный "витамин",
Это сочный ...
(АПЕЛЬСИН)
Верно, мы будем наблюдать за апельсином.
Цель нашего наблюдения: проверить гипотезу , что апельсин всегда плавает на поверхности воды.. Кто согласен с этим? А кто нет? Вот и проверим. -С какого шага алгоритма начнем? ( Что наблюдаю, т. е. выбираю объект) _ -А на втором шаге? (начинаем наблюдение и запишем результат ) -Что вы будете наблюдать? -На третьем шаге? (вывод ) Учитель ставит перед учениками миску с водой. Далее в прозрачный сосуд с водой опускается апельсин в кожуре. Апельсин плавает на поверхности. Далее в воду опускается такой же по размеру апельсин без кожуры. Он тонет. -Ваша задача, зафиксировать результат наблюдения, выполняя задание №2 в учебном пособии, и сделать вывод. Работаете в таблице. -Кто озвучит свой результат? (Вывод: в воде плавает лишь апельсин в кожуре) -Все пришли к такому выводу? 7. а теперь вас ждет- самостоятельная работа. Предлагаю вам выполнить задание №3 в вашем пособии. -Что нужно выполнить в этом задании? (прочитать, как проводила наблюдения ученица, и определить, какие шаги алгоритма она выполнила.) -Каким эталоном вы будете пользоваться? («Алгоритм наблюдения») Проверка задания ( слайд…) -Назовите слова, которые указывают на объект наблюдения.( тюльпан) -Какие слова указывают на то, что 2 шаг алгоритма выполнен? (девочка отмечала результаты, фиксировала этапы роста тюльпанов) -И 3 шаг? (Аня узнала, сколько времени нужно, чтобы зацвели тюльпаны, т.е. сделала вывод) -А ее вывод совпал с поставленной целью? -Какая была цель у Ани? - У кого нет ошибок? -Кто ошибся? В чем? Молодцы! 7.Включение в систему знаний. Мы сегодня все занятие учились наблюдать. Где вам пригодится умение наблюдать? -Для ученых - это один из методов сделать новое открытие. -Смогли ли мы проверить гипотезу о плавающем апельсине, если бы не провели наблюдение? (нет) -Это очень нужный способ открытия нового знания. Я вам приведу один замечательный пример. Ученый-биолог Александр Флеминг учился в маленькой сельской школе, с детства любил наблюдать за природой. Но он был очень рассеян. Однажды он забыл вымыть чашки с исследуемыми бактериями. А сделанное им по этой причине наблюдение помогло открыть пенициллин - вид плесени, который в 1928 году стал сенсацией медицины ХХ века. Это был антибиотик. С его помощью спасено немало жизней людей.
8.Рефлексия деятельности на уроке. А сейчас давайте вспомним -Какую цель мы поставили вначале занятия? (узнать алгоритм наблюдения и научиться им пользоваться)-Мы узнали? да. Докажите. (мы составили эталон) Научились им пользоваться? Значит, добились цели? да-Оцените свой результат на «Лесенке успеха»