- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике (1-4 К)
Рабочая программа по математике (1-4 К)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юсупова А.Ж. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа создана на основе:
Примерного регионального учебного плана специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII видов». Образовательной программы М.Н. Перовой, В.В. Эк по предмету «Математика» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида Издательство «Просвещение», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.
Общая характеристика учебного предмета. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. В программе предусмотрено изучение разделов «Нумерация», «Единицы измерения», «Арифметические действия», «Решения задач». Упражнения в решении задач даются в виде отдельного раздела, а также в процессе изучения всего программного материала по математике. Изучение геометрического материала осуществляется в рамках изучения предмета «Математика и конструирование».
Цели обучения
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Математика» являются умения:
- анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, определять причинно-следственные зависимости и другие логические умения;
- выполнять вычисления по определённым алгоритмам;
- правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и проверять эти вычисления
- пользоваться календарём, определять время по часам;
- измерять различные величины с помощью приборов и инструментов;
- строить линии, фигуры, тела, распознавать их;
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Рабочая программа рассчитана для 1 класса на 165 часов в год. Количество часов в неделю-5 часов. 2 класс на 175 часов в год - 5 часов в неделю. 3 класс на 210 часов в год - 6 часов в неделю. 4 класс на 210 часов в год - 6 часов в неделю
Учебно-тематический план
1класс
165 часов (5 часов в неделю)
Содержание учебного материала
Количество часов
Общие понятия
16 ч.
Числа 1-5
50 ч.
Число и цифра 6
14 ч
Число и цифра 7
11ч
Число и цифра 8
13ч
Число и цифра 9
13ч
Число и цифра 10
36ч
Повторение
12ч 2 класс
175часов ( 5 часов в неделю)
Содержание учебного материала
Количество часов
Повторение. Первый десяток.
Второй десяток.
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
Мера времени - час.
Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток.
Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).
Геометрический материал
Повторение
22
34
30
5
5
46
3
25
5
3 класс 210 часов ( 6 часов в неделю)
Содержание учебного материала
Количество часов
Второй десяток. Нумерация (повторение)
63
Умножение и деление.
33
Сотня.
23
Единицы (меры) длины
10
Единицы (меры) времени
10
Геометрический материал
11
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
25
Числа, полученные при счете и при измерении
9
Деление на равные части. Деление по содержанию.
19
Взаимное положение геометрических фигур на плоскости
3
Повторение
19
4 класс 210 часов ( 6 часов в неделю)
№
Краткое содержание раздела
кол- во часов Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (повторение).
5
2
2
4
9
12
- Умножение и деление числа 2.
- Умножение числа 3
- Деление на 3 равные части
- Умножение числа 4.
10
- Деление на 4 равные части
10
- Умножение числа 5.
- Деление на 5 равных частей.
10 10 Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
5 11 Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.
- Умножение числа 6.
- Деление на 6 равных частей.
10 12 Длина ломаной линии.
5 13 Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
- Умножение числа 7.
- Деление на 7 равных частей.
10 14 Прямая линия. Отрезок.
5 15 Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
- Умножение числа 8.
- Деление на 8 равных частей.
- Умножение числа 9.
- Деление на 9 равных частей.
10 16 Взаимное положение прямых, отрезков.
- Умножение единицы и на единицу.
- Деление нуля.
10 17 Взаимное положение окружности, прямой, отрезка.
- Умножение числа 10 и на 10.
- Деление чисел на 10.
10 18 Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка.
7 19 Меры времени.
5 20 Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени.
4 21 Секунда - мера времени.
7 22 Взаимное положение геометрических фигур.
5 23 Все действия в пределах 100.
10 24 Деление с остатком.
8 25 Треугольники.
6 26 Определение времени по часам.
10 27 Четырёхугольники.
9 28 Повторение пройденного за год.
10
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Нумерация
80
30
10
Единицы измерения
10
15
25
25
Арифметические действия
45
70
100
105
Решение задач
15
45
60
66
Резервное время
15
15
15
14
Итого:
165
175
210
210
НУМЕРАЦИЯ (120 ЧАСОВ)
Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3. Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Место каждого числа в числовом ряду (0-9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно. Число 10. Число и цифра. Десять единиц - 1 десяток. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Числа однозначные, двузначные. Числовой ряд 1-20, сравнение чисел. Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=).
Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ (75 ЧАСОВ)
Единицы (мера) стоимости копейка, рубль. Обозначение. Размен и замена.
Единицы (меры) длины сантиметр, дециметр, метр, миллиметр . Обозначение. Соотношения.
Единицы (меры) массы, емкости килограмм, литр, центнер. Обозначение.
Единица времени сутки. Обозначение. Неделя - семь суток, порядок дней недели.
Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени час. Обозначение. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
Единицы (меры) времени секунда, минута, месяц, год. Обозначение. Соотношения. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 1, 5 мин.
Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами.
Секундная стрелка. Секундомер.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ (320 ЧАСОВ)
Сложение и вычитание десятка и единиц. Переместительное свойство сложения (практическое использование). Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся. Число 0 как компонент сложения. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени. Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц». Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через. Нуль в качестве компонента сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Скобки. Действия I и II ступени. Знак умножения (х). Запись и чтение действия умножения. Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица умножения и деления. Взаимосвязь таблиц умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов умножения и деления в речи учащихся.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (169 ЧАСОВ)
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством, все случаи.
Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
Содержание тем учебного курса
1 класс
165 часов, в том числе 4 часа - практическая работа
НУМЕРАЦИЯ - 80 часов
(в том числе 1 час - практическая работа). Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0-9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно. Число 10. Число и цифра. Десять единиц - 1 десяток. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название, обозначение, десятичный состав чисел 11- 20. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1 - 10 с рядом чисел 11-20. Числовой ряд 1-20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5.
Практическая работа. Контрольная работа.
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ - 10 часов Единицы (мера) стоимости копейка, рубль Обозначение: 1 к., 1р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена. Единицы (меры) длины сантиметр, дециметр. Обозначение: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см. Единицы (меры) массы, емкости килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л. Единица времени сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя - семь суток, порядок дней недели.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ - 45 часов
(в том числе 2 часа - практическая работа).
Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. Название компонентов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Практическая работа. Контрольная работа.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ - 15 часов
Решение задач на нахождение суммы остатка.
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ - 15 часов,
(в том числе 1 час - практическая работа).
Ряд чисел от 1 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание в пределах 20. Решение задач на нахождение суммы остатка.
Практическая работа. Контрольная работа.
2 КЛАСС
175 часов, в том числе 5 часов - практическая работа
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ - 5 часов,
(в том числе 1 час - практическая работа).
Ряд чисел от 1 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание в пределах 20. Решение задач на нахождение суммы остатка.
Практическая работа. Контрольная работа.
НУМЕРАЦИЯ - 30 часов
(в том числе 1 час - практическая работа).
Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=).
Практическая работа. Контрольная работа.
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ - 15 часов
Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ - 70 часов
(в том числе 2 часа - практическая работа).
Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа. Таблицы состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
Число 0 как компонент сложения.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.
Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
Практическая работа. Контрольная работа.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ - 45 часов
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия. Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ - 10 часов,
(в том числе 1 час - практическая работа).
Ряд чисел от 1 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание в пределах 20. Решение задач на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.
Практическая работа. Контрольная работа.
3 КЛАСС
210 часа, в том числе 5 часов - практическая работа
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ - 5 часов,
(в том числе 1 час - практическая работа).
Ряд чисел от 1 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание в пределах 20. Решение задач на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.
Практическая работа. Контрольная работа.
НУМЕРАЦИЯ - 10 часов
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков.
Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.
Числовой ряд 1-100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4.
Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица.
Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ - 25 часов
Единица (мера) длины метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м=10 дм, 1 м=100 см.
Единица (мера) массы центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц=100 кг.
Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами.
Единицы (меры) времени минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11ч).
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ - 100 часов
(в том числе 3 часа - практическая работа).
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60+7; 60+17; 61+7; 61+27; 61+9; 61+29; 92+8; 61+39 и соответствующие случаи вычитания).
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения.
Скобки. Действия I и II ступени.
Знак умножения (х). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления.
Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Практическая работа. Контрольная работа.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ - 60 часа
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию). Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ - 10 часов,
(в том числе 1 час - практическая работа).
Нумерация в пределах 100. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного. Составные арифметические задачи в два действия.
Практическая работа. Контрольная работа.
деление.
4 КЛАСС
210 часов, в том числе 5 часов - практическая работа
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ - 4 часа,
(в том числе 1 час - практическая работа).
Нумерация в пределах 100. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного. Составные арифметические задачи в два действия.
Практическая работа. Контрольная работа.
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ - 25 часов
Единица (мера) длины миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.
Единица (мера) времени секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с.
Секундная стрелка. Секундомер.
Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ - 105 часов
(в том числе 3 часа - практическая работа).
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.
Названия компонентов умножения и деления в речи учащихся.
Практическая работа. Контрольная работа.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ - 66 часов
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством, все случаи.
Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ - 10 часов,
(в том числе 1 час - практическая работа).
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Таблица деления и умножения. Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
Практическая работа. Контрольная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
Учащиеся должны знать:
- количественные, порядковые числительные в пределах 20;
- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;
- десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;
- единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 дм, 1 кг, 1 л, соотношение 1 дм = 10 см; - название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3,4, 5;
- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + +5, 10 + 4, 4 + 10;
- решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
- узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
Примечания.
Присчитывание и отсчитывание в пределах 20 только по 1 - 2 единице. Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом пересчитывания или присчитывания, отсчитывания. Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5 р. Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.
Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным учителем.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Учащиеся должны знать:
- счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
- таблицу состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
- названия компонента и результатов сложения и вычитания;
- математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
- решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
- определять время по часам с точностью до 1 часа.
Примечания.
1. Решаются только простые арифметические задачи.
2. Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.
3. Знание состава однозначных чисел обязательно.
4. Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток (сопровождается подробной записью решения).
Требования к уровню подготовки 3 учащихся класса.
Учащиеся должны знать:
- числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;
- смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и. записи каждого вида деления;
- таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
- порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
- единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
- порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Учащиеся должны уметь:
- считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать на счетах любые числа в пределах 100; складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
- использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
- различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
- определять время по часам (время прошедшее, будущее); находить точку пересечения линий; чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Примечания.
Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.
Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.
Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.
Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых - умножение или деление.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
Учащиеся должны знать:
- различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
- таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10.
- правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
- названия компонентов умножения, деления;
- меры длины, массы и их соотношения, меры времени и их соотношения;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
- практически пользоваться переместительным свойством умножения;
- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
- самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
Примечания.
1. Необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе как для нахождения произведения, так и частного.
2. Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.
3. Определение времени по часам хотя бы одним способом.
4. Решение составных задач с помощью учителя.
5. Черчение прямоугольника, квадрата, на нелиновоной бумаге с помощью учителя.
Учебно - методическое обеспечение
Алышева Т.В. Математика 1 класс. - М.: Просвещение.
Алышева Т.В. Математика 2 класс. - М.: Просвещение.
А.А.Хилько «Математика» 2 кл., М., Просвещ., 2000 г.
Эк. В.В. «Математика» 3 кл., М., Просвещ., 2002 г.
Перова М.Н. «Математика» 4 кл.,М., Просвещ.,2002 г.. М.Н.Перова Методика преподавания математики в коррекционной школе, М., Владос, 2001 г.
Материально-техническое обеспечение (Учебники, методические пособия)
Учебники: Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вида) 1 класс в 2 частях. М.: Просвещение, 2010. - Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вида) 2 класс в 2 частях. М.: Просвещение, 2010. -Эк В.В.. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вида) 3 класс в 2 частях. М.: Просвещение, 2010. учебник (М.Н.Перова Математика 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2009г.- 232с.)
- Эк В.В.. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.:Пособие для учителя. -М.: «Просвещение», 2005. - Хилько А.АВ. Рабочая тетрадь №.1, 2 . С.-Пб. Просвещение.-2008.