Урок по русскому языку 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш. Цель: знакомство с согласным звуком [ш] и буквой ш, с особенностью этого звука. Задачи: формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой, овладевать начертаниями письменных букв; развивать умение слышать и слушать; обогащать словарный запас обучающихся; воспитывать культуру поведения при работе в группах; воспитывать аккуратность, умение радоваться успехам друзей. Формирование УУД: Познавательные УУД: формируем умение: - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, - представлять информацию в виде схемы, - выявлять сущность, особенности объектов, - на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: формируем умение: - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, -прогнозировать предстоящую работу (составлять план), -осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: формируем умение: - слушать и понимать речь других, - строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, - участвовать в диалоге на уроке, работать в паре. Личностные УУД: формируем умение: - высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Оборудование: компьютер, фонограмма «Песня Шапокляк», рисунок Шапокляк, предметные картинки, модели звуков, раздаточный материал (в конверте), рисунок «На что похожа буква», образец штриховки, образец написания буквы и слогов, плакат со слогами, шарики из цветной бумаги трёх цветов у каждого ученика. 1. Орг. момент. Слышишь звонкий голосок? Нам пора начать урок! Мы - умные! Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! 2.Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы. 1)Побуждающий диалог. -К нам торопится одна гостья.

  • звучит фонограмма «Песня Шапокляк»
-Узнали? Вот эта героиня у нас в гостях. Но пришла она не одна. Посмотрите.
  • на доске: рисунок Шапокляк, звуковичок с восклицательным знаком.
-Сегодня мы будем работать с новым звуком и новой буквой, у нас урок «открытия» новых знаний, так как звуковичок не одет, на нём нет буквы. -Что необычного заметили у звуковичка? (восклицательный знак) -Ребята, звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. -Какой у вас возникает вопрос? (Чем новый звук отличается от других звуков?) -Вот это нам и предстоит сегодня открыть - новый звук, новую букву и понять, чем отличается новый звук от других звуков. 2) Дыхательная гимнастика. -Какой звук будем «открывать», узнаете из языковой разминки. Завели машину (вдох) Ш-ш-ш (выдох) Накачали шину (вдох) Ш-ш-ш (выдох) Улыбнулись веселей и поехали быстрей (вдох) Ш-ш-ш-ш-ш (выдох) 3) Подведение к формулированию темы. -Знакомы ли мы с таким звуком? -Сформулируйте тему урока. (звук [ш], буква ш.) -Каковы задачи нашего урока? Чему мы должны научиться?
  • дети ставят задачи, учитель прикрепляет на доске кружочки.
1) узнать про новый звук и новую букву; 2) научиться писать новую букву; 3) научиться читать слоги и слова с новой буквой. 3. «Открытие» нового знания. 1) Знакомство с новым звуком. -Нам нужно узнать, какой это звук. Согласный или гласный? (он согласный, при произношении встречает преграду) -Раз он согласный, что мы можем про него ещё узнать? (мягкий или твёрдый, звонкий или глухой) -Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему? (доказательство) -Надеваем чёрную шляпку на звуковичка (учитель прикрепляет на доске). -Как узнать бывает ли он твёрдым или мягким? (послушать, как он звучит в словах) -Шапокляк приготовила для вас задание в конвертах (рисунки, кружочки-звуки)
  • Работа в парах: составьте схемы слов: ушки, шары, шляпа
(3 человека работают у доски) -Дайте характеристику нового звука. ([ш] - твёрдый) -Какое слово повторялось в характеристике нового звука? Что мы можем сделать с башмачком? (надеваем синий башмачок) -Может быть, в других словах этот звук произноситься мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произноситься, твёрдо или мягко?
  • Учитель читает стихотворение
Шуба, шапка, шляпа, шар, Шли однажды на базар. Шли пешком, неспешно шли, И шалаш в лесу нашли. Посмотрели на шалаш, Был ничей, а будет наш. -Назовите слова, выделяя голосом звук [ш]. Звук [ш] всегда твёрдый. (одеваем второй синий башмачок) -Чем же новый звук отличается от других звуков? (он всегда твёрдый) -Давайте произнесём слова с новым звуком, выделяя его, потянем. -Похоже на звук, который возникает, когда шипит масло, утюг, вода в кране. Вот поэтому этот звук ещё называют шипящим. 2) Знакомство с печатной буквой ш. -Звук [ш] обозначается буквой ш.
  • показ печатной буквы ш.
-Что напоминает вам эта буква?
  • рисунок «На что похожа буква ш?»
На что похожа буква Ш? На зубья этого ковша. Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. -Откройте Букварь (с.80). «Оденьте» звуковичка. -Какие буквы рядом с этим звуковичком держатся за руки? (буквы согласных глухих звуков) -Выполнили мы с вами первую задачу урока? Значит, можем убрать один кружок? (учитель убирает с доски один кружок) 3) Знакомство с письменной строчной буквой ш. -Почему в Букваре в левом углу написано две буквы? (одна - печатная, другая - письменная) -Наша следующая задача - научиться писать строчную букву ш. -Открываем пропись (с.26)
  • Пальчиковая гимнастика.
-Рассмотрите табло. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы? -Я напишу эту букву под счёт: раз - и - два - и - три - и (показ на доске) -Напишите пальчиком на своей ладошке (под счёт), в воздухе (под счёт) -Что можно сказать о расстоянии между элементами-наклонами? (одинаковое)
  • Дети пишут под счёт на табло сначала элементы буквы, потом сами буквы.
  • самостоятельная работа (последняя строка): написать наклонные палочки синей ручкой, букву ш зелёной.
  • работа с иллюстрацией (с.26)
Поразмысли не спеша И отыщешь обязательно Пять вещей на букву «ш» (ширма, шар, штаны, шутник, башмаки)
  • штриховка шаров (сеточкой) разными цветами.
Физкульминутка. Игра «Кто самый внимательный?» В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука [ш] в солвах: если этот звук в начале слова - приседаете, если в конце слова - поднимаем вверх руки, если в середине - кружимся, если будет ловушка - хлопаем в ладоши. Шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, кошка, мышь, шашка, крыса, крыша, шар, арбуз, лягушка. Ф/минутка «Лягушки» На болоте две подружки- Две зелёные лягушки- Утром рано поднимались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно приземлялись. 4) Написание слогов (с.27) -Прочитайте и обведите зелёным цветом в слогах только букву ш. Возьмите синюю ручку и соедините их со следующей буквой и обведите их. Что получилось? -Вы научились писать новую букву? -Оцените, как у вас это получилось? -Убираем второй кружок. 5) Чтение по Букварю. (с.80)
  • Разучивание скороговорки.
-Чтобы хорошо произносить шипящие звуки, разучим скороговорки и чистоговорки. У Шапокляк - рубашка, У рубашки - кармашки. Ша - ша - ша - мама моет малыша. Шу - шу - шу - я письмо пишу. Аш - аш - аш - у Марины карандаш.
  • Чтение слогов.
-самостоятельно в букваре -по плакату 1 ряд - бодро, торжественно 2 ряд - с жалобным вздохом 3 ряд - с вопросительной интонацией
  • чтение слов (про себя, вслух)
1 столбик - Чем похожи слова? (начинаются на букву ш, одна гласная буква, один слог) 2 столбик - Найдите похожие слова. Как они называются? 3 - 4 столбик - Какие слова вам непонятны? - Научились читать слоги и слова с новой буквой? (убираем последний кружок) 4. Итог урока. -Шапокляк всегда ставила героев в неудобное положение. Вот и вам она приготовила трудное задание. Надо составить слова из букв шшк -Между этими буквами нужно вставить гласные. Какие слова могут получиться? (шашка, шашки, шишка, шишки) -Чему мы хотели научиться? -Нам это удалось? -У кого были затруднения? Какие? -Давайте Шапокляк преподнесём подарок. А какой, отгадайте: Сегодня всё ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные … ШАРЫ -Почему именно этот предмет мы дарим? -Если у вас на уроке всё получалось, вам было легко, подарите зелёный шарик, если были трудности, но вы с ними справились - подарите жёлтый шарик, если было трудно и нужно будет ещё раз вернуться - подарите красный шарик. -Урок закончен. Спасибо за урок!



© 2010-2022