Конспект урока по литературному чтению А. С. Пушкин Зимнее утро

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: А.С. Пушкин «Зимнее утро» Цели:
  1. продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина;
  2. формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения)
  3. развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом.
  4. воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, презентация.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Работа над темой.
А) Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина. Рассмотрим художественно-изобразительные средства литературного произведения и мастерство автора при создании картин зимней природы. Постараемся проанализировать стихотворение и определить роль поэтического мастерства поэта. 3. Изучение новой темы. Б) Как я уже сказала стихотворение «Зимнее утро» относится к пейзажной лирике. Что такое пейзаж? (Это картина природы). Пейзажи могут создавать художники на полотне, а поэты и писатели с помощью художественного слова. В) Попробуем создать эмоциональное настроение и отправимся в небольшое путешествие по залам музея, где расположена выставка художников - пейзажистов. Г) С детства мы читаем стихи Пушкина о зимней, весенней, осенней природе и уже никогда их не забываем. Поэт словно открывает нам книгу природы, и мы вместе с ним любуемся багряными красками осени, таинственным лесом, уснувшим «в зимнем серебре», ощущаем свежий осенний холодок, вдыхаем колючий воздух, настоянный на крепком морозе. Вместе с Пушкиным живем мы в мире природы, и она живет вместе с нами. Д) Излюбленным временем года Пушкина была осень. С его именем связано и знаменитое выражение «болдинская осень». В своём имении Болдино осенью 1830 года за два с половиной месяца он написал около сорока произведений. Так он писал об осени: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. Одним из нелюбимых времен года для Пушкина было лето. Вот он как писал об этом в отрывке из стихотворения «Осень». Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь...как поля, мы страждем от засухи. А вот что пишет Пушкин о весне …я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. Е) Замечательно то, что в пушкинских стихах человек, живущий в мире природы, никогда не бывает, равнодушен к ней. Она всегда вызывает у человека живые отклики, глубокие чувства, настроения, окрашенные то грустью и печалью, то радостью и весельем, то восхищением и восторгом. У нас возникают те же чувства, когда мы читаем стихи Пушкина о природе.
  1. Закрепление изученного материала.
Понравилось вам стихотворение? О чем в нем говорится? Какова тема? Тема - это рассказ поэта о зиме, идея - восхищение красотой зимнего утра. Какое настроение вызывает у вас это произведение? (Радости. Хочется очутиться среди сверкающего снега. Увидеть зимний лес, сесть в сани и прокатиться по снежной дорожке.) Меняется ли настроение? (Да, утро - вечер - утро; веселое - грустное - вновь веселое) Но если стихотворение посвящено чудесному утру, зачем Пушкин вспоминает о вечере, когда «вьюга злилась». Автор использует прием контраста, чтобы подчеркнуть красоту наступившего утра. А) Прежде чем анализировать стихотворение, обратимся к незнакомым словам. Открой сомкнуты негой взоры (образное выражение ) - проснись. Аврора - здесь: утренняя заря. Вечор (разговорное) - вчера вечером. Предадимся бегу нетерпеливого коня - прокатимся быстро, не сдерживая коня. Дремать - спать. Мгла - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма или сгущающихся сумерек) Мутное небо - непрозрачное небо ( от набежавших или скрывших солнце туч) Мрачные тучи ( переносный смысл ) - темные тучи Лежанка - кровать. Кобылка - самка лошади
Б) Работа над содержанием стихотворения. Из скольких частей состоит стихотворение. Какими языковыми средствами пользуется автор? (олицетворение, сравнение, эпитеты) В произведении два героя: сам автор - лирический герой и та красавица «друг милый» «друг прелестный» В) Ребята, поистине чудесное утро описал нам Пушкин. Вот, что делает с человеком зимний пейзаж. Сегодня пасмурно, н я думаю, что ваше настроение улучшилось после знакомства с этим произведением.
  1. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.
© 2010-2022