Методическое обеспечение современного урока технологии во 2 классе с учетом требований ФГОС НОО

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Методическое обеспечение современного урока технологии во 2 классе

с учетом требований ФГОС НОО
















Автор проекта:

_Абрарова Наиля Ягафаровна- учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 113 г.Казань

Оглавление

Введение..………..…………………………………………………………………. 3

Актуальность проекта.……………………………………………………………3-4

Цель и задачи проекта……….…………………………………………………....4-5

Жизненный цикл и этапы реализации проекта…………..………………………..5

Этапы реализации проекта………..………………………………………………5-8

Программа проектных мероприятий…………….…………………………………8

Ожидаемые результаты реализации проекта…………………………………….8-9

Прогнозируемые социальные эффекты………...………………………………9-10

Риски реализации проекта и пути их преодоления……..……………………10-11

Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта….….....11

Заключение …..………….………………………………………………………….12

Приложения……………………………………………………………………..13-20

Введение В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук. Сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика. Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объёма, глубины материала. Однако, в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы. Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика. В связи с этим возникла необходимость в проведении специального проекта с целью совершенствования процесса обучения, активизации познавательной деятельности.


  1. Актуальность проекта

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно - ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены условные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальностью. Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях технологии является развитие творческой культуры ребенка. Предлагаемый проект имеет художественно - эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Одной из основных проблем, стоящих перед системой образования, является проблема креативной, творческой самореализации младших школьников, позволяющей легко адаптироваться в меняющейся социальной среде. Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для творческой самореализации личности. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала младших школьников. В результате изучения опыта работы начальной школы сформулирована проблема проекта, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих повышение творческой самореализации учащихся начальной школы. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.


2.Цель и задачи проекта

Цель проекта: разработка и реализация плана-конспекта урока технологии с использованием системно -деятельностного подхода на основе требований ФГОС НОО;

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники изготовления мозаики из газетных комков, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи проекта: 1. Изучить требования ФГОС НОО и программно-методические материалы для организации и проведения современного урока технологии в начальной школе 2. Обучающие - Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами изготовления мозаики из газетных комков. - Обучать различным приемам работы с бумагой. - Формировать умения следовать устным инструкциям. - Обогащать словарь ребенка специальными терминами. - Создавать панно или открытку, выполненную в технике мозаики из газетных комков.
3. Развивающие: - Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. - Развивать мелкую моторику рук и глазомер. - Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. - Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. - Развивать пространственное воображение.
4. Воспитательные: - Воспитывать интерес к искусству . - Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. -Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. - Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
5. Проведение урока технологии и оценка успешности реализации учебных задач на основе системно - деятельностного подхода
Целевая группа проекта: В реализации проекта принимали участие учащиеся 2 класса . 2.1 Объект исследования процесс и результаты внедрения ФГОС НОО

2.2 Предмет исследования методическое обеспечение современного урока технологии во 2-м классе

3.Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну) - доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); - наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). "Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются" (К.Д. Ушинский); - демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); - научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- "от простого к сложному" (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.
4.Жизненный цикл и этапы реализации проекта Май 2014 - декабрь 2014 уч.год-подготовка, планирование, исследование, изготовление аппликаций в технике мозаика из газетных комков, итоги реализации проекта. Сроки реализации проекта: май 2014-декабрь2014
Этапы реализации проекта 1.Подготовительный Первый этап - постановка проблемы. Показала детям работы, выполненные в технике мозаики из газетных комков. Детям понравились работы, и им захотелось научиться выполнять такие поделки. Ставиться проблема - что мы знаем о новой технике выполнения аппликаций - мозаики из газетных комков, какие материалы понадобятся для работы? Выдвигается идея - изготовить поделки в данной технике и сделать выставку работ в школе
Второй этап - Выбор темы проекта. Учащиеся в группах обсуждают, какую выбрать тему проекта.

Учащиеся-руководители групп называют выбранную группой тему.

Учитель организует обсуждение, выбор общей темы.

Предложенные темы (на отдельных листах для каждой группы): - «Красивые овечки» - «Моя овечка» - «Веселые овечки»
Третий этап - Выбор общей темы проекта «Веселые овечки» Выбор формы продукта, названия.

Учитель предлагает выбрать форму продукта из предложенных. Учащиеся в группах обсуждают, какую выбрать форму продукта. Учащиеся-руководители групп представляют результаты работы групп
Выбор формы продукта. - Какой продукт хотим получить? - Какое его назначение?


Предложенные формы продукта: - поделка - подарок - игрушка
2. Основной Четвертый этап - Исследование проблемы «Сделать поделку - мозаику из газетных комков». 1) Обсуждение и запись всевозможных причин и следствий в группах. - зачем делать мозаику из газетных комков? - как сделать мозаику из газетных комков?

- какие материалы потребуются?

- какие инструменты понадобятся? 2) Составление «дерева проблем» (Приложение №1) 3) Представление «дерева проблем». 4) Составление и представление «дерева целей».
Пятый этап - Работа над изготовлением поделки. Непосредственное изготовление поделки осуществляется на уроке технологии т.к. является очень важным мотивационным элементом, дает детям возможность непосредственного использования и актуализации своих умений и навыков. Дети ощущают важность и необходимость этого предмета, его актуальность. Полученные таким образом новые знания, а так же использованные ранее изученные становятся более близкими, интересными и запоминаются надолго, т.к. вызваны личной заинтересованностью и потребностью детей.
Главная цель - познакомить детей с техникой выполнения мозаики из газетных крмков. Среди комплекса реализуемых задач приоритетными для учителя являются:

  • научить детей искать информацию в литературе, использовать другие источники информации
  • формировать умение работать в группе, совершенствовать коммуникативные и социо-культурные компетенции
  • формировать умение планировать свою деятельность, стимулировать познавательный интерес учащихся
  • развивать творческий потенциал учащихся


3.Заключительный Пятый этап - Презентация выставки выполненных работ. Предварительная презентация выставки происходит перед учащимися своего класса. Каждый участник этой работы рассказывает, что он узнал нового при изготовлении поделки, какова была его роль в исполнении совместной работы. Основной итог работы над проектом - повышение интереса у детей к изучению новой технике работы с бумагой. развитие познавательной активности, повышение мотивации к занятиям прикладным творчеством, формирование чувства успешности и личностной значимости. Взаимодействие учителя и учеников в ходе работы над проектом: Учитель - направляет, поддерживает интерес, контролирует, учит планированию деятельности, помогает организовать коллективную работу, стимулирует. Ученики - выдвигают идеи, определяют потребности, проводят исследование, учатся навыкам и умениям изготовления изделия, распределяют функции согласно имеющимся умениям и интересам, учатся коллективно-групповой работе, умению доказывать и пояснять свои идеи, проявляют свои творческие способности.

5. Программа проектных мероприятий


Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный


Этап 1- Подготовительный

1

Постановка проблемы

Урок технологии

Май


2

Выбор темы проекта.

Урок технологии

Май


3 Выбор общей темы проекта «Веселые овечки»

Урок технологии

Сентябрь-декабрь



Этап 2- Основной

4 Исследование проблемы «Сделать поделку- мозаику из газетных комков».

Урок технологии

Сентябрь-декабрь


5

1) Составление плана работы.

а) Индивидуальная работа.

Урок технологии

Сентябрь-декабрь



Этап 3- Заключительный

6

Презентация выставки выполненных работ. •Составление альбома лучших работ • Проведение выставок работ учащихся.

декабрь









6. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Разработан план-конспект урока технологии во 2-м классе по теме: «Работа с разными материалами. Мозаика из газетных комков». 2. После завершения проекта дети: -научатся различным приемам работы с бумагой; -будут знать основные геометрические понятия и базовые формы изготовления мозаики; -научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия , пользуясь инструкционными картами и схемами; -будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике мозаики из газетных комков; -разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию. -овладеют навыками культуры труда; -улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


7.1 Прогнозируемые социальные эффекты

1

2

Стейкхолдеры

Социальные эффекты

Обучающиеся

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

Повышение уровня индивидуальных достижений детей

(на данном этапе мы учимся с детьми выполнять работы в технике мозаика из газетных комков, о результатах будем говорить позже)

Родители

Дети, научившиеся выполнять работы в технике мозаики, всегда смогут радовать себя и своих близких подарками, сделанными своими руками. Ведь подарок будет оригинальный, розничный и дешевый, но выполнен с огромной любовью.

Педагогический коллектив Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

Партнеры



7.2 Экономическая эффективность проекта

Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем. Дети, научившиеся выполнять работы в технике мозаики, всегда смогут радовать себя и своих близких подарками, сделанными своими руками. Ведь подарок будет оригинальный, розничный и дешевый, но выполнен с огромной любовью.

8. Риски реализации проекта и пути их преодоления В ходе реализации проекта допустимы риски и неопределенности. Для того чтобы скомпенсировать риски проектной деятельности были предусмотрены системы мер, обеспечивающие безопасность проектных действий. Программы проекта, основанная на постоянной обратной связи, позволяет выяснить конкретные риски скоординировать систему мер, направленную на минимизацию рисков.

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Дробление коллектива класса, возникновение конкурентной борьбы, межличностных напряжений.

Развитие кооперативных связей, формирование пространства общих смыслов проектной деятельности.


Рост перегрузки учащихся.

Мониторинги дозировки домашнего задания, организации учебного дня. Координация всех школьных расписаний

9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта Данный проект может быть использован в практике работы учителей начальной школы, воспитателей группы продленного дня и других специалистов, работающих с детьми .

1

2

3

Критерий эффективности

Условие (%)

Измеритель





Заключение

В данной проектной работе были рассмотрены основные понятия педагогической технологии, метода проектов как одной их педагогических технологий, технологического проекта и технологической карты урока-мастерской.

Также представлены практические разработки технологического проекта урока-технологии и технологическая карта данного урока на примере занятий образовательной области "Технология" для учащихся 2 класса.

Цикл занятий по работе с бумагой относится к декоративно-прикладному виду искусства, и одной из образовательных задач ставит эстетическое воспитание учащихся.

Декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания. Анализ экспериментальных исследований показывает, что декоративно-прикладное искусство является преобразующим, художественно изменяющим материальную среду. Как и любой вид искусства, оно выполняет двойственную функцию. С одной стороны, является носителем духовной культуры, а с другой, развивает эстетический вкус, творческое воображение, фантазию, позволяет развивать приобретенные трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности.



Список использованных документов и источников информации

Перечень учебно-методического обеспечения Методические и учебные пособия

  • Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал "Начальная школа", № 9, 2005.
  • Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
  • Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // "Вентана-Граф", 2004.
  • Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.

Список литературы, используемой для составления программы.


  • Концепция модернизации Российской Федерации.

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Ф






Глоссарий


1.Технологическая карта урока.

2.Презентация к уроку.

3.Приложения




13


© 2010-2022