Развитие обучающихся через содержание образования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие обучающихся через содержание образования »

Требования новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ориентируют педагогов не только на формирование фундаментальных знаний в рамках образовательных областей, но и на формирование универсальных учебных действий в системе общего образования. Развитие личности и деятельности обучающихся возможно только при условии их активной позиции в процессе познания, коммуникации и других видах деятельности в образовательном процессе. Средством, которое позволит развивать учеников, воспитанников, выступает инновационное содержание образования. Оно способствует достижению современных целей образования, т. е. является

личностно и деятельностно ориентированным,

развивающим,

вариативным,

смысловым;

интегрирует сильные стороны формально-знаниевого и личностно-деятельностного подходов в образовании. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях образования обозначило проблему их освоения педагогами и возможности развития познавательной активности обучающихся.

В педагогической литературе исследователи, обозначая место и роль содержания образования, определяют его как средство развития личности и формирования его базовой культуры (В. А. Сластенин, С. А. Смирнов и др.),

фундамент культуры личности (О. С. Гребенюк). Познавательная активность школьника (обучающегося) важнейший фактор обучения. Л. В. Занков включил этот принцип в основу своей системы развивающего обучения. Свою концепцию он выстраивал на основе закона, открытого Л. С. Выготским, который определил, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. А. Н. Леонтьев видел внутриличностные источники активности в потребностно-мотивационной сфере. И. С. Якиманская определяет основные источники развития этих качеств и свойств: 1) обучающее воздействие (программы, учебники, учитель); 2) личностный опыт самого ученика, который включает в себя опыт его индивидуального взаимодействия с миром и результаты предшествующего опыта. Познавательная активность- это стремление человека самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно «открыть» знания, способность критически относиться к суждению других и независимость собственных суждений. Именно эти способности личности сегодня определены как основные в целях образования на всех его уровнях. В век стремительной информатизации всех сфер жизнедеятельности человека развитие познавательной активности обучающихся одна из важных задач процессов обучения и воспитания. Одним из источников развития познавательной активности обучающихся выступает содержание образования. Она может развиваться при наличии такого содержания образования, которое будет способствовать включению их в деятельность на основе потребности в «новом» знании и в способности его «открывать», по сути, это инновационное содержание образования. Современная ситуация в образовании демонстрирует стремление государства решить проблему развития познавательной активности обучающихся средствами содержания образования. Отечественные педагоги, занимающиеся изучением структуры и содержания общего образования, выделяют целый комплекс направлений его отбора и конструирования: единство и вариативность содержания образования; интеграция; преодоление диспропорции между научными знаниями и способами их получения; увеличение роли учебной деятельности; согласование содержания с запросами общества и потребностями личности. Процесс стандартизации содержания образования на всех его уровнях и внедрение компетентностного подхода в эту сферу определили развитие познавательной активности дошкольников, школьников, как планируемый результат образования. Ценным в новых образовательных стандартах является то, что впервые определены планируемые результаты и сформулированы не только предметные результаты, но и такие: на уровне дошкольного образования интегративные качества в процессе освоения образовательных областей; на уровне общего образования предметные, метапредметные, личностные результаты Это свидетельствует, что и государству и обществу нужен думающий гражданин, способный самообразовываться на протяжении всей жизни. На теоретическом уровне содержания образования планируемые результаты дошкольного образования определены в документе «Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования» (ФГТ к ООП), на уровнях общего «Федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС). Начальное общее образование: требования к результатам освоения основных образовательных программ:

  • предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности в рамках учебного предмета);
  • метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) универсальные учебные действия регулятивные, познавательные, коммуникативные;
  • личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерантность) [7].
Анализ интегративных качеств личности дошкольника, метапредметных результатов образования младшего школьника, формируемых в процессе освоения образовательных областей, показывает, что содержание дошкольного и начального образования направлено на развитие и деятельностной и личностной составляющих познавательной активности. Планируется, что развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста будет осуществляться в процессе организации психолого-педагогической работы по освоению всех образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество». На ступени начального общего образования разработана Программа формирования универсальных учебных действий (УУД), в которой выделены три основные группы действий: регулятивные (умения учиться); познавательные; коммуникативные. Познавательные действия характеризуются общеучебными умениями по формулированию познавательной цели и поиском и выделением необходимой информации; знаково-символическими, необходимыми при моделировании объектов, процессов, явлений преобразовании их из чувственной формы в модель; универсальными логическими действиями, которые помогут решать учебные задачи с помощью операций анализа, синтеза, классификации, сравнения и др.; а также умением формулировать проблему и самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

В Программе УУД определены уровни их формирования: научиться и получить возможность научиться. Таким образом, на уровне учебного предмета инновационное содержание образования должно решать задачи

  • по формированию не только предметных, но и метапредметных и личностных образовательных результатов;
  • осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей в рамках образовательной области для формирования целостной картины мира у обучающихся;
  • управлению процессом реализации заданного содержания на основе принципов преемственности и непрерывности содержания образования на всех ступенях общего образования, с учетом принципов фундаментализации и деятельности, дифференциации и индивидуализации.
Уровень учебного материала представлен в учебнике «как развернутой во времени и пространстве содержательной программе деятельности обучения» [8]. Содержание учебника, по сути, является описанием процесса обучения, воспитания. Основная черта инновационного содержания образования на уровне учебного материала это организация процесса обучения и воспитания в соответствии с идеями личностно-деятельностного и компетентностного подходов к образованию. Таким образом, учебники и УМК позволят развивать личностную и деятельностную составляющие познавательной активности обучающихся. Таким образом, на уровне педагогической действительности и личности ученика инновационное содержание образования, представленное в образовательных технологиях, характеризуется как деятельностное, интегративное, личностно-смысловое, формирующее субъектную позицию обучающегося, развивающее все сферы личности. Данный анализ раскрыл основные направления обновления содержания образования и сущность инновационного содержания образования как многоуровневой системы адаптированного социального опыта человечества, которая способствует достижению современных целей образования, Выявленные характеристики инновационного содержания образования позволяют сделать вывод о том, что оно является средством развития личности и деятельности обучающихся, их субъектной позиции, познавательной активности, которая проявляется в формировании мотивации учебно-познавательной деятельности, в определении своих затруднений и формулировании учебной задачи, планировании деятельности, в поиске ее решения в процессе выполнения мыслительных операций, а также ее самоконтроле и самооценке.


© 2010-2022