Урок чтения по теме: «Стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»», 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
1 класс. ТЕМА. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». ЦЕЛЬ: 1. Знакомство со стихотворением Ф.И.Тютчева. 2. Раскрыть идею и смысл стихотворения. 3. Продолжить знакомство с литературными терминами. 4. Учиться выразительно читать. 5. Развивать в детях эмоционально - чувствительное отношение к действительности, формировать личностное видение окружающего мира. Прививать любовь к русской поэзии. ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Толковый словарь; 2. репродукция картины А.К. Саврасова «Радуга». Ход урока.

1. - Сегодня мы отправимся в мир поэзии. Что такое поэзия? Дети: - Поэзия - это стихи, это произведения, написанные стихами. - Прочтите про себя строки, написанные на доске. Поэзия летнего утра. Поэзия золотой осени. Поэзия родной природы. - Как понимаете эти предложения? Что теперь вы скажете о поэзии? (Поэзия - это красота). - Замените в предложении слово «поэзия» словом «красота». Красота летнего утра.

Красота золотой осени. Красота родной природы. - Сколько значений имеет слово «поэзия»? Я беру в руки словарь С. И. Ожегова и зачитаю определение данного слова: «Это стихи, произведения. Написанные стихами, но это также красота и прелесть чего - либо. Б) Краткое знакомство со словарём Сергея Ивановича Ожегова. - В данном словаре более 70000 слов. В мире поэзии все эти слова встают в определённый строй, и мы слышим прекрасные поэтические творения. Но для школьников есть меньшего объёма словарь, автором которого является Неусыпова Нина Матвеевна. 2. Речевая зарядка. На доске написаны слова: ШУМ, ЛЕС, ГАМ. ВСПЛЕСК. - Похожи ли эти слова на стихотворение? Почему? Можно ли их складывать? Это первый признак стихотворения - РИФМА. (На доске карточка со словом). - Все ли слова мы произносим одинаково? (Одни тише, другие - громче). Это ИНТОНАЦИЯ. (На доске карточка со словом). 3. Упражнения в чтении слов с различной интонацией. А) - Прочесть слова, но выделить голосом первое слово. Прочесть это слово с чувством радости. (Хором) ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ, ГРОМ. ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ! Б) - Прочтите с интонацией удивления, спрашиваем, выделяя голосом подчёркнутое слово. (Хором) АПРЕЛЬ, КАПЕЛЬ. ЗВЕНЕЛ, ГРЕМЕЛ, КРИЧАЛ, ПЕЛ?

В) - Выделяем пятое слово:

АПРЕЛЬ, КАПЕЛЬ, ЗВЕНЕЛ, ГРЕМЕЛ, КРИЧАЛ, ПЕЛ?



  1. Отгадывание загадки (карточка). Читает ученик.

Не жужжу, когда сижу.

Не жужжу, когда хожу.

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (В. Фетисов). (Это жук, он жужжит). - Какой звук помог отгадать загадку? (Ж) - Если в стихотворении повторяется один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, кричат птицы, гремит гром, и многое другое. Этим средством часто пользуются поэты, называется оно ЗВУКОПИСЬ.(Выставляется карточка со словом). 5. По книге. А). Знакомство с автором стихотворения. На доске портрет поэта. Фёдор Иванович Тютчев. - (Краткая вступительная беседа о поэте). - Жил Фёдор Иванович Тютчев более 100 лет назад. Он любил родную природу и воспевал её в своих произведениях. Его стихотворениями восхищались наши бабушки и дедушки. Стихи Фёдора Ивановича любимы и в наше время, потому что красота слова необходима в любое время. 6. Чтение учителем стихотворения. -А) Беседа по содержанию. - Какое настроение вызывает это стихотворение? Какие краски вы взяли бы в руки, чтобы нарисовать подобную картину? Какие звуки живут в этом стихотворении? (Громкие и радостные: птицы и их голоса, листья шелестят от дождя, капли дождя по крыше, ручьи журчат). - Какие запахи живут в «Весенней грозе»? (Пахнет свежестью, прохладой веет, цветами, от земли идёт приятный запах). 7. Чтение стихотворения про себя. А) - Какие слова непонятны? (На доске): РЕЗВЯСЯ, РАСКАТЫ. ПЕРЛЫ, НЕ МОЛКНЕТ, ГАМ, ВТОРИТ, НАГОРНЫЙ, ГЕБА, ЗЕВЕС, ГРОМОКИПЯЩИЙ КУБОК). Б) Объяснение смысла слов. - ГЕБА и ЗЕВЕС. Люди Древней Греции верили в богов, которые, как им казалось, жили на высоких горах. Властвовал над ними верховный бог - Зевс, податель дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевеса (так назвал его Тютчев) была Геба - богиня вечной юности. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия. - Как назвал её Тютчев? (Ветреная Геба). - Как Геба пролила кубок? (Смеясь на землю пролила).

Боги - люди были исполинами. Что это значит? (Великаны, огромные, могучие).

- Какой же кубок пролила Геба? (Очень большой). - Почему кубок громокипящий? (Он с громом опрокинулся из рук Гебы. На земле сразу прогремел гром, вода с силой стала биться о землю, потекли ручьи, как будто вода закипела.). 8. Чтение стихотворения. А) 1 строфу (1 ученик вслух). - Что хотел сказать нам автор? (Первая гроза, начало лета, бурные потоки умывают её. Природа обновляется). - Как грохочет гром? (Найти ответ). Когда весенний, первый гром. Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. - Кто может резвиться и играть? (Ребёнок. Гром у поэта одушевлённое существо). Б) 2 строфу. - Какие слова подтверждают, что гром - маленький ребёнок? (Ученик вслух зачитывает строки стихотворения). - Какие нити золотит солнце? (Нити - это золотые солнечные дожди. Перлы - жемчужины, висящие на ниточках). В) 3 строфу. - Как природа встречает весеннюю грозу? Докажите. Всё вторит весело громам,- Г) 4 строфа. - Отметить радость, восторг. (Смеясь). - Чем пролился кубок на землю? (Дождём). Д) - Всё стихотворение почесть вслух (1 ученик). - Какой звук повторяется чаще других? ( Р - гроза, гром, грохочет, резвяся, играя, нагорный, пролила). - Зачем? Р - звук резкий, грохочущий, как гром. - Какие слова редко употребляются в речи? Перлы, нагорный, Геба, Зевесова, громокипящий, кубок. 9. РИСОВАНИЕ СЛОВЕСНОЙ КАРТИНЫ. - Если бы вы были художниками, то какие иллюстрации нарисовали к этому стихотворению? (Небо голубое - голубое, солнечные лучи, блестящие капли, яркую траву, чёрную землю, Ф. И. Тютчева, стоящего у окна, ребят, шлёпающих по лужам). - Что за слово «пейзаж»? (Это картина с изображением природы).

10. РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ.

А) - Посмотрите внимательно на репродукцию картины. - Может ли эта картина проиллюстрировать стихотворение Ф. И. Тютчева?

Б) - Что в картине говорит о том, что дождик только что кончился?

- Как раскрывает художник красоту омытой дождём деревни?

- Какие слова используются для передачи красоты, прелести? (Поэзия).

- Как раскрывает красоту художник? (Поэтично).

11. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

- Какие правила выразительного чтения мы знаем? (Читать не спеша, думать: о чём читаем).

А) - Выделить (подчеркнуть) карандашом слово, необходимое при выделении голосом, где должна быть пауза: /

Б) 1 строфа: 1 - люблю грозу, 2 - грозу, 3- первый гром (р), 3 - резвяся, играя, 4 - грохочет, голубой и т. д. В) - В каком темпе нужно читать это стихотворение? (Читать так, как идёт дождь). Г) Паузы. Люблю грозу в начале мая / Когда весенний / первый гром / Как бы резвяся и играя /

Грохочет в небе голубом / 12.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА над разметкой. 13.КОНКУРС ЧТЕЦОВ. 14. ОЦЕНИВАНИЕ.

  1. ВЫВОД: - Что нового узнали на уроке? - Чему учились?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выразительно читать стихотворение и нарисовать к нему иллюстрацию. СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК. ЗВУКОПИСЬ - подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно - выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. ИНТОНАЦИЯ - основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чём он говорит. РИФМА - повтор звуков, связывающих окончание двух и более строк. ЗЕВС - в древнегреческой мифологии верховный бог - громовержец. ПЕРЛ - жемчуг, жемчужина. ГАМ - беспорядочный гул голосов. Геба - в греческой мифологии дочь Зевса и Геры. Богиня вечной юности, служительница богов на Олимпе, подносящая им во время пира напиток бессмертия. НАГОРНЫЙ - находящийся на горе, на горах. СТРОФА - часть текста с повторяющейся организацией ритма и рифмы, содержательно объединяющая несколько стихов.



© 2010-2022