Роль современных педагогических технологий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Егорова Оксана Борисовна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5»



«Роль современных педагогических технологий в формировании ключевых компетенций у учащихся начальной школы на уроках окружающего мира».


(СЛАЙД 2) Мне, как современному учителю, следует не только давать учащимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать . Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало появлению у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки.

Реализация компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования.

Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на мой взгляд, отводится современным образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стало неотъемлемой частью современного образования. (Слайд 3) Именно они помогают формирвать ценностно-смысловые, учебно-познавательные, социокультурные, коммуникативные ,информационные, здоровьесберегающие и природоведческие ключевые компетенции.

Придя работать в начальную школу 2008 году, я обратила внимание на то, что многим ученикам не нравятся уроки окружающего мира. Дети, в основной массе, были пассивны на уроках. Конечно, были трудности в работе, связанные с техническим оснащением, так как информатизация общеобразовательных учреждений не была так широко развита как сейчас.

(Слайд 4) Сейчас в современных условиях у меня есть хорошая возможность на уроках окружающего мира применять в своей работе современные технологии такие как:

Здоровьесберегающая технология

Технология личностно - ориентированного образования.

Технология использования игровых методов.

Метод проектов.

Технология обучения в сотрудничестве.

Технология разноуровневого обучения.

Технология проблемного обучения

Технология развития критического мышления.

Информационно - коммуникационные технологии.

Применяя новые технологии обучения на уроках окружающего мира, стало понятно, что они повышают активность учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Я работаю по учебно-методическому комплекту « Школа 2100». Он рассчитан на личностно-ориентированный подход в образовании младших школьников .Среди моих учеников есть такие, которых не удовлетворяет только работа с учебником, они изучают словари, рассматривают энциклопедии, исследуют специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы, наблюдают, экспериментируют, ставят опыты.

(Слайд 5) Формированию положительной мотивации на уроках, я считаю, способствует применение дидактических игр. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения.

(Слайд 6) Проектная деятельность позволяет решить мою главную задачу как учителя - активизация познавательной активности. Кроме того, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь - умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности.

Участие в проекте это для ученика:

  • Принятие самостоятельных решений;

  • Умение ставить задачи и задавать вопросы;

  • Умение работать в команде;

  • Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

  • Раскрытие индивидуального потенциала.

(Слайд 7) Групповая работа, на мой взгляд, - это уникальная форма организации обучения. У нее очень много положительных сторон:

  • способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;

  • повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;

  • расширяет межличностные отношения детей.

  • учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, способствует успехам каждого ребенка.

Групповую форму работы использую как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного. На первых этапах обучения детей работе в группах даю очень подробные планы (инструкции) выполнения задания.

При подведении итога урока, на котором использовалась групповая работа, обязательно акцентирую внимание детей на лучшее в работе группы (четкая организация, сплоченность действий, взаимопомощь, интересный подход к решению проблемы и т.д.) и на недостатки. Я считаю, что такой анализ необходим для того, чтобы дети видели «плюсы» и «минусы» своей работы, брали на вооружение положительное и устраняли недостатки.

Разноуровневые задания также помогают моим ученикам усваивать природоведческие представления и понятия. Наибольшая возможность дифференциации учебной работы учащихся, по моему мнению, возникает тогда, когда начинается запоминание, систематизация знаний, особенно при организации различных видов самостоятельной работы.

(Слайд 8) Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности.. Данную технологию я использую в своей работе второй год. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.

Уроки окружающего мира в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов - осмысление содержания - рефлексия».

Использую такой тип урока как работа с информационным текстом. Приёмы и стратегии работы применяю при изучении новой темы и для обобщения изученного по теме.

Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция - выявить имеющиеся знания по теме.

На этом этапе начинаем работать над кластером. Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь». Учащиеся с удовольствием используют кластеры, добавляя при этом что-то своё: могут изобразить кластер в виде растений, домиков, животных и т. д. Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока.

С целью краткого сообщения уже имеющихся знаний учащиеся составляют «синквейн» (стихотворение из пяти строк). Данный приём обогащает словарный запас учащихся, его составление полезно в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации и в качестве средства творческого самовыражения. Можно предложить написать синквейн до изучения новой темы, после получения новых знаний. В результате качественно меняется восприятие изучаемой темы.

Информационная функция стадии осмысления содержания - это получение новой информации по теме. На этом этапе происходит классификация полученной информации по категориям знаний.

Применим такой приём, как чтение с пометками. Учащиеся читают текст и ставят на полях соответствующие знаки. Такая работа позволяет лучше проработать и осмыслить материал, расширить знания, разрешить противоречия, которые возникли на предыдущем этапе.

Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов, я использую приём «ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить учащихся с различными видами вопросов. Они формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

На стадии рефлексии - осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученных сведений. Здесь дети учатся устанавливать причинно - следственные связи, отвечают на поставленные вопросы, пишут творческие работы и проводят мини- исследования, строят предположения. Здесь также хорошо применять прием ПОПС.

( Слайд 9) Компьютерные технологии я рассматриваю , как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения общеучебных знаний и ключевых компетенций, приобщает учащихся к современным приёмам работы с информацией. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучающихся, их личностных качеств; формированию познавательных способностей, целостной картины окружающего мира; стремлению к самосовершенствованию.

Не секрет, что уроки окружающего мира в большей степени, чем другие предметы, требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. Творческий учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.

Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке домашних заданий осуществляется обратная связь. Можно быстро провести индивидуальное или коллективное тестирование. Экономятся драгоценные минуты, которыми дорожит каждый учитель.

При изучении нового материала компьютер помогает выдвигать проблему, организовывать поисково-исследовательскую деятельность. Обучающиеся наблюдают, классифицируют учебный материал, сами приходят к выводам, участвуют в поисковой деятельности, находят новое в привычном. Они становятся исследователями, наблюдателями, экспертами, раскрывают тайны окружающего мира.

Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.

(Слайд 10) Применение новых образовательных технологий - дело многотрудное, однако это путь творчества и развития, как Учителя, так и Ученика. Работать по-новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.

Благодаря использованию этих технологий, дети стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках окружающего мира позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повысить мотивацию учащихся к обучению;
активизировать познавательную активность; развивать мышление и творческие способности учащихся; индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно; повысить качество наглядности в учебном процессе.



© 2010-2022