Технологическая карта урока по русскому языку Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

по русскому языку для учащихся 2 класса

Учитель

Кривошеина Ольга Ивановна

Класс

2

УМК

ОС «Школа 2100» Бунеев Р.Н., Бунеев Е.В., Пронина О.В.

Тема

Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши.

Цели

1.Сформировать способность к наблюдению правописания сочетаний жи-ши.
2.Способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ.
3.Развивать орфографическую зоркость.

Вид учебной деятельности

Познавательная

Образовательная форма

Фронтальная, парная

Технологии

Технология проблемно-диалогического обучения
Технология оценивания учебных успехов учащегося

Планируемые результаты:

Личностные

Развиваем умения высказывать своё отношение к ситуации, выражать свои эмоции.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

Развиваем умения извлекать информацию из текстов.

Представлять информацию в виде алгоритма.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре.

Предметные


  • Видеть и писать слова с сочетаниями жи, ши.
  • Подбирать слова с орфограммой жи-ши с целью проверки орфограмм, действовать согласно правилу.
  • Находить и исправлять орфографические ошибки.

Организация образовательной среды

Оборудование: микрофон, магнитные буквы Ж, Ш, И, Ы, карточки со слогами НО, ПИ, МЫ, ЛЫ, ДЫ, карточки с разноуровневыми заданиями и с самопроверкой.

Содержательно-технологическая характеристика

Этапы занятия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты, комментарии

  1. Самоопределение к деятельности.

- Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Девизом урока предлагаю-пословицу.

Прочитайте. «Знания собираются по капле!»
Как вы её понимаете?

Минутка чистописания (ж-ш)

Словарная работа. Игра «Ручеёк».

Создание ситуации успеха. Побуждение учащихся к плодотворной деятельности на уроке.

Дети объясняют смысл пословицы (Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу)

Включение в урок элемента занимательности с целью заинтересовать учащихся новой темой.

Личностные УУД: самоопределение. Создание благоприятного психологического настроя.

  1. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Внимание, внимание! Сегодня перед вами выступают звуки. Ой, ребята, микрофон перестал работать. Как же вы узнаете, кто сегодня будет выступать? (дети отгадывают звуки - учитель по ходу отгадывания выставляет буквы на доске).

Певица поёт - И. Ы.
Змея шипит - Ш.
Жук жужжит - Ж.

- Эти буквы нам сегодня ещё пригодятся, а пока минутка правильного письма.
Дети записывают слова с разными орфограммами и проговаривают их.

Сосна, жизнь, вьюга, съел, дуб, Москва.

- Ребята, а зачем нам надо видеть опасные места в словах? Что нам помогает их правильно писать?

- В русском языке опасные места называются орфограммой. Давайте откроем учебник и познакомимся с этим словом (с.101).

- В переводе с греческого языка: орфос обозначает - правильно, а графос - пишу. То есть, правописание.

- А теперь вернёмся к нашим буквам, ведь не случайно они у нас на доске. При чём тут орфограммы и эти буквы (правописание жи-ши)

Тема, цель урока.

- Ребята, а какая здесь буква лишняя? - Ы

Дети наблюдают за написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

Ребята формулируют сами тему и цель урока.





Познавательные УУД: дети ориентируются в системе знаний.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других.

Регулятивные УУД:

формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели.

3. Выявление причин затруднений и постановка целей деятельности.

- Скажите, а почему с буквой -Ы не дружат шипящие ж, ш?
Упражнение по учебнику, (стр.100 упр. 162)
- Давайте понаблюдаем за согласными, (Выполняется по заданию).
Прочитай слоги.

Бы - би

мы - ми

Ны - ни

ды - ди

Сы - си

жи - жи

Ты - ты

ши - ши

- Каждый слог находится на своем месте? А последние два слога? Правильно ли они написаны ? Вспомните, что вы знаете о правописании этих слогов.

Создана проблемная ситуация, связанная со столкновением противоречивых мнений.

Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

развиваем умение высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Ребята? А вы хотите узнать почему жи- ши пишутся с гласной и? Тогда сказку «Про шипящие».
Жили- были на свете шипящие ж, ш - неразлучные друзья. Всюду они ходили парой - никогда не расставались, а неподалеку жили гласные ы, и. Жили очень дружно. И вот однажды «Давайте поиграем в прятки» - предложили буквы. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их будут искать. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли уже многих. Вот только никак не могут найти гласную ы. Искали - искали, с ног сбились, до вечера искали. И вот спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать.
И вдруг проходят мимо соседнего дома и видят, что ы , как ни в чем не бывало сидит, смеется и пьет чай. Обиделись шипящие - с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. И с этого времени ш и ж пишется с и.

- Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок? Чему она нас учит. (писать жи-ши с и)

- Но мы с вами знаем, почему на самом деле ж и ш не дружат с гласной ы. Почему? (ж и ш всегда твёрдые).

Работа с правилом. (с.101)

Физкультминутка.

Подводящий диалог ведёт к формулировке темы детьми.

Дети сами составляют алгоритм написания безударной гласной в корне.

Соответствие здоровьесберегающего момента с тематикой данного урока.





Познавательные УУД: умение использовать необходимые для решения проблемы.

5. Первичное закрепление во внешней речи

На доске ЛУ, НО, КРЫ, НА, МЫ.

У. Я вам буду показывать слоги НО, ПИ, МЫ, ЛЫ, ДЫ, а вы припишите справа сочетания жи, ши, чтобы получались слова.

1 слово комментируем хором, 2 других проговаривает один ученик у доски, 2 следующих - в парах.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Разноуровневые задания.

  1. Спишите. Выделите орфограмму ЖИ - ШИ.

У Даши душистые ландыши. У Наташи и Гриши живут ежи и чижи. Пушистый кот Рыжик живет у Сережи и Алеши. Пиши, но не спеши.

  1. Спишите слова. Вставь пропущенную букву. Выделите орфограмму ЖИ - ШИ.

Маш..на, еж.., уж.., стриж.., душ..стые, ж..тели, ш..ны, кувш..н, лыж.., ш..шки, леж..т, ш..ть, пиш.., нож.., морж…

  1. ППрочитай. Замени каждое предложение одним словом. Запиши слова и выдели орфограмму.

  • Жвачное животное с очень длинной шеей.

  • Соцветия и плоды хвойных растений округлой и овальной формы.

  • Инструмент для прокалывания отверстий.

  • Дикая роза с ярко красными ягодами.

  • Упругая стальная полоса, согнутая спиралью.

  • Белая звездочка с неба упала.
    Мне на ладошку легла - и пропала.

Самопроверка

  1. Спишите. Выделите орфограмму ЖИ - ШИ.

У Даши душистые ландыши. У Наташи и Гриши живут ежи и чижи. Пушистый кот Рыжик живет у Сережи и Алеши. Пиши, но не спеши.

  1. Спишите слова. Вставь пропущенную букву. Выделите орфограмму ЖИ - ШИ.

Машина, ежи, ужи, стрижи, душистые, жители, шины, кувшин, лыжи, шишки, лежит, шить, пиши, ножи, моржи.

  1. Прочитай. Замени каждое предложение одним словом. Запиши слова и выдели орфограмму.



  • Жвачное животное с очень длинной шеей.

  • Соцветия и плоды хвойных растений округлой и овальной формы.

  • Инструмент для прокалывания отверстий.

  • Дикая роза с ярко красными ягодами.

  • Упругая стальная полоса, согнутая спиралью.

  • Белая звездочка с неба упала.
    Мне на ладошку легла - и пропала.

Внешнее оформление нового алгоритма.

Дети анализируют работу на уроке и оценивают свою деятельность.

Фиксирование оформленного знания с громким проговариванием.





Работа в парах.

Индивидуальная деятельность ученика во время проверки.

Личностные УУД: осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий.

Регулятивные УУД:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

развиваем умения извлекать информацию из текстов.

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре.

  1. Итог урока.

- Кто остался доволен своей работой?

- С какой орфограммой мы познакомились?
- Конечно, с каждым днем мы приобретаем знания, делаем шажок вперед, и если что-то не получается - не огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением, ведь научится, пользуясь умом и знаниями других людей, нельзя!

Настрой на положительное эмоциональное состояние детей. Фиксация новых знаний.

Самооценка детьми своей деятельности

Личностные УУД:

оценивать учебную деятельность в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме.

  1. Домашнее задание.

упр.163

Творческое задание - поисковая работа.

Личностные УУД: осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий.




© 2010-2022