- Преподавателю
- Начальные классы
- Организация внеурочной деятельности школьников в рамках ФГОС
Организация внеурочной деятельности школьников в рамках ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ярушина В.А. |
Дата | 23.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ярушина В.А.,
МАОУ « Карачинская СОШ»
Школа после уроков - это мир творчества,
проявления и раскрытия каждым ребенком
своих интересов, своих увлечений, своего «я»
Организация внеурочной деятельности школьников в рамках ФГОС
Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, кроме урочной, в которых возможно и целесообразно решение задач их образования и воспитания.
В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.
Цели организации внеурочной деятельности определяются изложенными в ФГОС НОО требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.
Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
( спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы , конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях предлагают несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:
- базовая модель.
- модель дополнительного образования (на основе муниципальной системы дополнительного образования детей);
- модель «школы полного дня»;
- оптимизационная модель ( на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
- инновационно- образовательная модель.
Базовая модель:
реализуется через
- учебный план,
- дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений,
- дополнительные образовательные программы учреждений дополнительного образования, культуры и спорта,
- организацию деятельности группы продленного дня,
- классное руководство,
- деятельность иных педагогов,
- инновационную деятельность.
Опираясь на базовую модель, предлагается несколько типов организационных моделей внеурочной деятельности.
Модель дополнительного образования:
внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием. Предполагает использование возможностей ОУ дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Преимущества: предоставление широкого спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения, самореализации ребенка.
Модель школы полного дня:
Создание здоровье сберегающий среды. Возможно лишь в том случае, если есть возможность полноценно оздоравливать: дневной сон, 2х разовое питание, развитие двигательной активности.
Оптимизационная модель:
Сосредоточена на внутренних ресурсах. Подходит для отдаленных школ.
Главный координатор- классный руководитель. Нацелена на развитие коллектива класса, создание органов самоуправления, социально- значимую и творческую деятельность.
Инновационно - образовательная модель
Внедрение совершенно нового, того, что еще не практиковалось в данном учреждении.
Предполагает создание экспериментальной площадки, разработку, апробацию , внедрение новых образовательных программ, в том числе специфических для данной местности.
Каждая школа выбрала свою модель внеурочной деятельности, исходя из условий и возможностей.
Нормативными документами исключены количественные показатели объема времени, отводимого на организацию внеурочной работы: каждое образовательное учреждение, родители и дети самостоятельно определяют количество времени, отводимого на реализацию внеурочной деятельности, но оно не должно превышать 10 часов в неделю.
Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе
-
Кружок -
форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе.
Функции:
-
расширение, углубление, компенсация предметных знаний;
-
приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
-
расширения коммуникативного опыта;
-
организации детского досуга и отдыха.
Клуб -
форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению.
Принципы клуба:
-
добровольность членства
-
самоуправление
-
единство цели
-
совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом
Мастерская
-форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу - производство» учеников, последователей.
отличительные черты:
-
принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства;
-
приоритет целей обучения и предметно-практических задач;
-
ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий;
-
демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей
-
(выставки, конкурсы, фестивали).
Проект
Наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.
Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.
-
Вся внеурочная деятельность образовательного учреждения может проходить под единой воспитательной темой. Эти вопросы должны найти место своего обсуждения на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и формы организации. Причем это обсуждение должно происходить по определенному алгоритму:
- исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений);
- информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);
- применение новой информации;
- оценка результатов применения.
Круглый стол.
Вопросы для обсуждения:
1. Считаете ли Вы, что внеурочная деятельность помогает учащимся адаптироваться в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками? * да, безусловно * нет, не считаю * затрудняюсь ответить * другое_______________________________________________ 2. Какие направления внеурочной деятельности Вам кажутся наиболее привлекательными? * спортивно-оздоровительное, * духовно-нравственное, * социальное, * общеинтеллектуальное, * общекультурное 3Какие формы организации внеурочной деятельности более всего устраивают Вас и Вашего ребенка? * классные часы, * экскурсии, * кружки * секции, * круглые столы * конференции, * школьные научные общества, * олимпиады, * соревнования, * поисковые и научные исследования, * общественно полезные практики другое _____________________________________________ 4. Развитию каких способностей Вашего ребенка Вы хотели уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности: * организаторские * хореографические * творческие * актерские * импровизаторские * режиссерские * музыкальные другие______________________________________________________ _______________________________________ 5 Какие кружки или секции, с Вашей точки зрения, необходимо организовать в школе?______________________________________________________________ _________________________________________________________ 6. Какую помощь Вы готовы оказать школе, классу в организации внеурочной деятельности? * подготовка и проведение классного часа, * сопровождение детей совместно с педагогом на экскурсию, в поход, * разработка проекта, другое:______________________________________________________
Вывод:
В процессе внеурочной деятельности для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмов повышения качества образования.