Организация внеурочной деятельности школьников в рамках ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ярушина В.А.,

МАОУ « Карачинская СОШ»

Школа после уроков - это мир творчества,
проявления и раскрытия каждым ребенком
своих интересов, своих увлечений, своего «я»

Организация внеурочной деятельности школьников в рамках ФГОС

Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, кроме урочной, в которых возможно и целесообразно решение задач их образования и воспитания.

В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

Цели организации внеурочной деятельности определяются изложенными в ФГОС НОО требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

( спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы , конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях предлагают несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

- базовая модель.

- модель дополнительного образования (на основе муниципальной системы дополнительного образования детей);

- модель «школы полного дня»;

- оптимизационная модель ( на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

- инновационно- образовательная модель.

Базовая модель:

реализуется через

- учебный план,

- дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений,

- дополнительные образовательные программы учреждений дополнительного образования, культуры и спорта,

- организацию деятельности группы продленного дня,

- классное руководство,

- деятельность иных педагогов,

- инновационную деятельность.

Опираясь на базовую модель, предлагается несколько типов организационных моделей внеурочной деятельности.

Модель дополнительного образования:

внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием. Предполагает использование возможностей ОУ дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Преимущества: предоставление широкого спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения, самореализации ребенка.

Модель школы полного дня:

Создание здоровье сберегающий среды. Возможно лишь в том случае, если есть возможность полноценно оздоравливать: дневной сон, 2х разовое питание, развитие двигательной активности.

Оптимизационная модель:

Сосредоточена на внутренних ресурсах. Подходит для отдаленных школ.

Главный координатор- классный руководитель. Нацелена на развитие коллектива класса, создание органов самоуправления, социально- значимую и творческую деятельность.

Инновационно - образовательная модель

Внедрение совершенно нового, того, что еще не практиковалось в данном учреждении.

Предполагает создание экспериментальной площадки, разработку, апробацию , внедрение новых образовательных программ, в том числе специфических для данной местности.

Каждая школа выбрала свою модель внеурочной деятельности, исходя из условий и возможностей.

Нормативными документами исключены количественные показатели объема времени, отводимого на организацию внеурочной работы: каждое образовательное учреждение, родители и дети самостоятельно определяют количество времени, отводимого на реализацию внеурочной деятельности, но оно не должно превышать 10 часов в неделю.

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе


  • Кружок -

форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Функции:

  • расширение, углубление, компенсация предметных знаний;

  • приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;

  • расширения коммуникативного опыта;

  • организации детского досуга и отдыха.

Клуб -

форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению.

Принципы клуба:

  • добровольность членства

  • самоуправление

  • единство цели

  • совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом

Мастерская

-форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу - производство» учеников, последователей.

отличительные черты:

  • принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства;

  • приоритет целей обучения и предметно-практических задач;

  • ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий;

  • демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей

  • (выставки, конкурсы, фестивали).

Проект

Наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.

Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.


  • Вся внеурочная деятельность образовательного учреждения может проходить под единой воспитательной темой. Эти вопросы должны найти место своего обсуждения на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и формы организации. Причем это обсуждение должно происходить по определенному алгоритму:

- исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений);

- информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);

- применение новой информации;

- оценка результатов применения.

Круглый стол.

Вопросы для обсуждения:


1. Считаете ли Вы, что внеурочная деятельность помогает учащимся адаптироваться в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками? * да, безусловно * нет, не считаю * затрудняюсь ответить * другое_______________________________________________ 2. Какие направления внеурочной деятельности Вам кажутся наиболее привлекательными? * спортивно-оздоровительное, * духовно-нравственное, * социальное, * общеинтеллектуальное, * общекультурное 3Какие формы организации внеурочной деятельности более всего устраивают Вас и Вашего ребенка? * классные часы, * экскурсии, * кружки * секции, * круглые столы * конференции, * школьные научные общества, * олимпиады, * соревнования, * поисковые и научные исследования, * общественно полезные практики другое _____________________________________________ 4. Развитию каких способностей Вашего ребенка Вы хотели уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности: * организаторские * хореографические * творческие * актерские * импровизаторские * режиссерские * музыкальные другие______________________________________________________ _______________________________________ 5 Какие кружки или секции, с Вашей точки зрения, необходимо организовать в школе?______________________________________________________________ _________________________________________________________ 6. Какую помощь Вы готовы оказать школе, классу в организации внеурочной деятельности? * подготовка и проведение классного часа, * сопровождение детей совместно с педагогом на экскурсию, в поход, * разработка проекта, другое:______________________________________________________

Вывод:

В процессе внеурочной деятельности для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмов повышения качества образования.

© 2010-2022