- Преподавателю
- Начальные классы
- «Приемы рефлексии обучающихся на уроке в начальной школе» (педсовет)
«Приемы рефлексии обучающихся на уроке в начальной школе» (педсовет)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дудорова Е.В. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
«Приемы рефлексии на уроке в начальной школе»
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
-
Познакомить коллег с понятием «рефлексия».
-
Дать представление о классификации рефлексии.
-
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
-
Создать условия для активного взаимодействия.
Подготовка:
-
Раздать таблицы ЗХУ,
-
карточки зеленого, желтого, красного цвета.
Ход мероприятия
Слайд 1
Тема моего выступления «Приемы рефлексии обучающихся на уроках в начальной школе». Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, графу «Знаю» по данной теме и отложите.
Слайд 2
Моя цель: Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся.
Слайд 3.
В одной притче говорится: «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия?
Слайд 4.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
Слайд 5
Классификация.
-
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
-
Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
-
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Слайд 6
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
-
Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца
вверх или вниз.
-
«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка»
- у меня ничего не получилось.
Слайд 7
«Лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня
ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя ступенька - мне всё удалось.
Слайд 8
«Дерево успеха» - зелёный лист - нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки.
Слайд 9
«Поезд». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.
Слайд 10
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я понял, что…
5. теперь я могу…
6. я научился…
7. я смог…
8. я попробую…
9. урок дал мне для жизни…
10. мне захотелось…
Слайд 11
«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Пометки на полях (инсерт, маркировка) - обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
Слайд 12
У вас карточки.
-
это было актуально, полезно, интересно - зеленую карточку.
-
если вас это не тронуло - желтая карточка.
-
если вам было не интересно - красная карточка.
Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников)
Рефлексия деятельности на уроке.
УУД:
-- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
-- самооценка на основе критерия успешности (Р);
-- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-- планирование учебного сотрудничества (К).
Включение ребёнка в учебную деятельность на основе метода рефлексии создаёт условия не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отражённого в положениях Закона РФ «Об образовании».
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Источники:
-
images.yandex.ru/?lr=53 Картинки
-
it-n.ru ›attachment.aspx?id=105334
-
А.В.Хуторской. Анализ, самоанализ и рефлексия урока khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
-
Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
-
Гукалова Ирина Викторовна. Роль и место содержательной рефлексии на уроке. kollegi.kz/publ/21-1-0-93