- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект урока литературного чтения на тему О весна, без конца и без краю
Проект урока литературного чтения на тему О весна, без конца и без краю
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кичигина Л.В. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проект учебного занятия. Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…» Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…») Цели:
-
Закрепить знания о поэзии, как о произведениях, особый организации речи.
-
Формировать умение вести диалог с автором, отвечать на вопросы учителя, по содержанию прочитанного, выражать своё отношение к картинам, событиям, языку произведения.
-
Формировать умение выразительного чтения.
-
Активизировать словарь путём выявления и толкования неясных слов.
- Воспитывать любовь к поэзии, как к произведениям словесного художественного творчества. Воспитывать любовь к природе.
Формирование УУД
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и понимать поэтический текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Участие в групповой работе.
5.Корректировка своей точки зрения.
6.Выделение основной идеи текста.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.3. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к событиям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этап урока
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности.
1.Проверка домашнего задания
- Как красиво украшена доска!
- Расскажите, каким было д/з.
2.Актуализация знаний.
Из ваших рисунков получился разворот учебника. Какова тема раздела?
(«О весне без конца и без края")
Эти строки принадлежат поэту А. Блоку
Почему именно эти строки взяты для названия раздела?
(Мы будем очень много говорить о весне, ведь весна бывает такая разная.)
3.Постановка темы и целей урока.
Как вы думаете, какова будет тема урока?
По странице 178 - 179 определяются тема и цели урока.
4.Работа с текстом до чтения.
1.Антиципация чтения.
2.Знакомство с писателем. Прослушать песню "Снег" Андрея Макаревича видеоролик. Какая музыка сейчас звучала? - торжественная, как будто кто - то восходит на трон... Почему она не быстрая? Андрей Вадимович Макаревич - советский и российский музыкант, певец, поэт, композитор, художник, продюсер, телеведущий, лидер рок- группы «Машина времени»
5. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное чтение.
2. Беседа по содержанию.
3.Перечитывание текста.
1 Первичное чтение.
2.Беседа по содержанию.
3.Перечитывание текста.
1 Первичное чтение.
2.Беседа по содержанию.
3.Перечитывание текста
Концептуальная беседа по тексту. Чтение детьми "Снег" Макаревича. Снег. Город почти ослеп. (Как это? Что вы представляете? - Идёт густой снег, и ничего не видно.) Какой приём использует автор? Это приём олицетворение. Свет. Красок на свете нет - Есть только белый цвет. (Почему? - Всё покрыто снегом.) Город твой, словно корабль, льдами захвачен в плен. -Приём? (Сравнение) - Какую картину вы представили? Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению, что видите? Почему автор пишет о белом городе, а художник рисует разноцветные крыши. (Скоро снег растает и крыши будут яркими от солнца) - Какие слова особо выделил автор? Как он это сделал? (Это слово одно на строчке.) Они особо значимые для автора, их при чтении вслух необходимо выделить. - Кто дарит нам столько тепла? - Можно ли ответить на этот авторский вопрос? (Автор, по-видимому, думает не только о солнечном тепле, но и о человеческом тепле, доброте.) После прочтения стих. до конца: - Когда снег был сильней? (Зимой, но автор говорит: «у снега короткий век» - и удивляется быстрому штурму весны - лишь за пять тёплых дней снег исчез без следа.) Сильный снег - эпитет - Можете ли вы предположить, когда написал автор - это стихотворение: зимой или весной? (Зимой, а о весне он пишет в будущем времени.) Какие чувства хотел передать автор читателям? - Зима не вечна, скоро весна изменит облик города...
Выразительное чтение учащихся.2 чтеца - Андрей Макаревич - наш современник. А какой видит весну Ф. Тютчев? Посмотрите на год создания стихотворения. Сравните с предыдущим стихотворением. Какую же картину увидел Ф. Тютчев более 150 лет назад, как он её нарисовал словами?
- Текст читает учитель.
Анализ стихотворения. - Вы заметили, что в этом стихотворении слышны два мотива: «ещё» (то есть то, что сейчас, зимой) и «но» (ощущение скорой весны). Попробуем услышать эти мотивы, перечитаем стихотворение. ещё но • печален вид •весною дышит • мёртвый стебель (т.е. сухая • колышет прошлогодняя трава) • шелестит (т.е. есть движение) • природа не проснулась • сон редеющий • улыбнулась - Поэт чувствует каждое движение в природе. Весны ещё нет, но природа сквозь зимний сон слышит её приближение и улыбается. Какой приём? … (олицетворение). . Выразительное чтение. 2 чел
Работа со стихотворением А. Блока «Ветер принёс издалёка...». 1. Чтение стихотворения про себя. - Какие картины представили? Какую музыку услышали? (Вой ветра, плач бури, звуки весны: журчание ручья, звон капели…) 2. Чтение вслух и размышления по ходу чтения. 1-я строфа: - Какую песню принёс ветер? Как она звучит? (Робко, слабо…) - Что слышится в ней? (Звуки, напоминающие весну.) - Какую картину вы представили, прочитав две последние строчки? 2-я строфа: - Что значит бездонная лазурь? (Чрезвычайно глубокая синева неба.) - Как автор говорит о конце зимы? 3-я строфа: - Что чувствует автор с наступлением весны? (Робкую надежду. Он слышит звучание песни. С каждым днём весна смелее вступает в свои права.) По группам определить средства выразительности 3. Выразительное чтение.2 чел
Сравнение прочитанных стихотворений. - В каждом стихотворении поэты по-своему рисуют приход весны. Что объединяет все эти стихотворения? А в чём увидели отличие? Давайте придумаем каждому стихотворению заголовок. 1. Весна в городе, Город - корабль. 2. Встреча весны. Приближение весны 3. Весенний намёк, Близкая весна
6.Рефлексия
Какое стихотворение вам хочется перечитать? Что понравилось в уроке?
7.Домашнее задание.
Выучить стихотворение по выбору.