- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Состав слова. Окончание
Конспект урока по русскому языку Состав слова. Окончание
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Заинчковская Т.В. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Русский язык
Тема. Состав слова. Окончание.
Новое знание: окончание служит для связи слов ы предложении;
Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
Проблема: на какой вопрос буде искать ответ?Для чего служит окончание в слове?
Почему окончание изменяется?
Задачи урока: открыть новое знание;
Формировать умение правильно писать окончания в именах существительных;
Развивать умение разбирать слова по составу;
Совершенствовать знания и умения по теме «Части речи» (на уровне изученного), развивать орфографическую зоркость;
Формировать обще -учебные умения и способы действия:
- самостоятельно добывать знания;
- ставить и решать орфографические задачи;
- осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку;
- формировать санитарно- гигиенические навыки;
- воспитывать любовь к Родине, к родному краю.
Тип урока: новое знание.
Вид урока: урок - беседа с решением проблемно - познавательных задач.
Технология: элементы технологии развивающего обучения и дифференцированного обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация по теме урока, учебник русского языка Зелениной
Знать по теме урока: правило об окончании имени существительного.
Уметь по теме урока: видеть, находить и выделять орфограмму окончание в имени существительном.
Ход урока
I. Работа над новой темой.
(слайд 2)
Декабрь - месяц зимний. В декабрь стоят сильные морозы. В конце декабрь все люди провожают старый год и встречают Новый год.
Прочитайте с экрана запись.
Что прочитали? (Текст)
Докажите. (Этот текст о зимнем месяце декабре)
Приятно и понятно вам было читать этот текст? (Нескладно звучат второе и третье предложения)
С чем вы не согласны? (Во втором и третьем предложениях в существительном декабрь надо изменить на конце буквы)
(слайд 3)
Декабрь - месяц зимний. В декабрю стоят сильные морозы. В конце декабрём все люди провожают старый год и встречают Новый год.
Я изменила в существительном декабрь на конце буквы.
Ваше мнение? (Нескладно)
Что же надо сделать, чтобы правильно подобрать и написать нужные буквы? Что будем для этого делать? Ваши предложения. (лову декабрь задать вопрос и изменить слово по смыслу предложения)
Попробуйте самостоятельно исправит текст.
Задание. Переписать текст. Перед словом декабрь записать вопрос, изменить окончание.
Проверьте.
(слайд 4)
(Что?) Декабрь - месяц зимний. В (чём? Декабре стоят сильные морозы. В конце (чего?) декабря все люди провожают старый год и встречают Новый год.
Что изменили у существительного декабрь? (Окончание)
Для чего нужно было изменять окончание в слове декабрь? (Чтобы предложение имело смысл, и слова в предложении были связаны между собой по смыслу)
О какой части слова сделали вывод? (Об окончании)
Определите тему урока.
(слайд 5)
«Состав слова. Окончание»
Попробуйте сформулировать правило об окончании, используя данный вывод.
(слайд 6)
Окончание - это часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении.
Кто скажет, как выделяется окончание на письме? (Прямоугольником). Выделите окончание в существительном декабрь.
Откройте учебник. Прочитайте правило, сравните с тем выводом, который сделали вы.
II. Физкультминутка.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся вправо, влево,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту - плюх.
III. Закрепление изученного.
1с88 упр232.
2. Самостоятельная работа с деформированным текстом
Выделить окончание в данном слове.
(слайд 8) Проверьте.
В нашем городе Сясьстрой все любят реку Сясь. Берег реки покрыт мелким песком. За рекой находится комбинат. Все жители города Сясьстрой любят проводить время на реке Сясь. Они там купаются и загорают.
Какое слово подобрали? (Река). Почему? (Подходит по смыслу к этому тексту).
Прочитайте получившийся текст, доказывая и называя окончания.
Любят (что?) реку - окончание - у
Берег (чего?) реки - окончание - и
Находится (за чем?) за рекой - окончание - ой
Любят проводить (на чём?) на реке - окончание - е
Что изменяли в существительном река? (Окончание). Для чего вы это делали? (Чтобы восстановить связь слов в предложении, и чтобы был понятен текст).
Тема этого текста? О чём? (В городе Сясьстрой есть река Сясь)
Идея? Чему учит? (Любить свой край и гордиться им).
Какой заголовок можно подобрать к этому тексту? (река Сясь)
3. Задание. Запишите слово река и определите: после какой части слова находится окончание.
Разбор слова по составу.
(слайд 9) Проверьте.
река - окончание - а, после корня слова рек
А в слове речушка?
(слайд 10) Проверьте.
Речушка - окончание - а, (нет речушки), основа слова - речушек-, корень слова - -реч-, суффикс - -ушк-
После какой части слова находится окончание в слове речушка? (После суффикса)
После какой части слова может находиться окончание?
(слайд 11) Вывод
Окончание может находиться как после корня, так и после суффикса.
IV. Рефлексия.
На сколько был интересным для вас урок? Оцените.
V. Подведение итога урока.
О какой части слова вы открыли новое знание? (Об окончании).
Что такое окончание слова? (Окончание - изменяемая часть слова, которая стоит после корня или суффикса и служит для связи слов в предложении. На письме выделяется прямоугольником).
VI. Домашнее задание
Знать правило об окончании имени существительного.
Выполнить 234
На слайде 1 напечатан текст
Дети читают про себя.
Один из учеников читает текст вслух.
Во 2 слайде в существительном декабрь окончания изменены.
Дети читают текст про себя. Один из учеников читает текст вслух.
Высказывание детей.
Дети перед словом декабрь пишут вопрос и изменяют окончания (работа в парах)
Предложения детей.
На слайде 4 - тема урока.
Работа в парах по формулировке правила об окончании. Предложения детей.
На слайде 5 правило об окончании.
На слайде 6 - деформированный текст.
Дети самостоятельно работают в своих тетрадях.
Объясняют ученики.
Самостоятельная работа.
Объясняет один из учеников.
Предложения учеников.
Смайлики.
Ответы учащихся.