Модифицированная программа по внеклассной работе Дорога к здоровью, 1-4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Центральный административный округ г. Краснодара

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Утверждено

решением педсовета протокол №_______

от ''_____"_______________ 2016 года

Председатель педсовета

_________________________

Модифицированная программа по внеклассной работе

"Дорога к здоровью"

1-4 класс

Учитель начальных классов: Бодриченко О.А.

Программа разработана на основе примерной программы «Основы здорового образа жизни».

«Формирование здорового образа жизни у младших школьников». Автор - составитель. М.А. Павлова. Волгоград. Издательство «Учитель»,2008 год.

Эксперты:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модифицированная программа по внеклассной работе

«Дорога к здоровью» для учащихся начальных классов.



Пояснительная записка Модифицированная программа по внеклассной работе составлена на основе примерной программы «Основы здорового образа жизни», автор-составитель М.А. Павлова, Издательство «Учитель»,2008 год, рецензенты: М.Ю. Михайлина, кандидат социологических наук, С.И. Белянина, доктор биологических наук, профессор М.М. Орлова, кандидат психологических наук. Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%. В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников. Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы учителя как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. В основу учебно-воспитательного процесса МОУ СОШ №2 г. Краснодара положены три принципа: «Здоровье - развитие - обучение», поэтому педагогическим коллективом проводится большая работа по формированию устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни. Мною разработана и успешно внедряется модифицированная программа по внеклассной работе «Дорога к здоровью», которая представляет собой общеметодологическую модель, успешно взаимодействующую со всеми программами школы. Данная программа составлена для учащихся начальных классов. Планирование составлено из расчёта 1 час в неделю в течение года. В ней учтены психологические и физиологические особенности младшего школьника, его потребность в движении, смене видов деятельности, соблюдении режима дня, игре, подражании. Так как физиологические особенности школьников 1 - 4 классов требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, к организации здоровьесберегающей структуры урока, необходимо построить процесс обучения так, чтобы он не превратился в фактор негативного воздействия на здоровье. Модифицированная программа «Дорога к здоровью» реализуется по двум направлениям:

  • учебно-педагогическое;
  • оздоровительно-воспитательное.
Цель программы: воспитание культуры здоровья, профилактика заболеваний и улучшения качества жизни младшего школьника. Основные задачи: 1. Учебно-педагогического блока:
  • Создать условия для комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья;
  • Нормировать учебную нагрузку, объем домашних заданий и режима дня;
  • Увеличить двигательную активность учащихся на уроке с целью предупреждения утомляемости (проведение оздоровительных пауз во время уроков, организация динамических перемен);
  • Организовать полноценное сбалансированное питание учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья.
2. Оздоровительно-воспитательного блока:
  • Воспитывать у детей нормы здорового образа жизни, пропагандировать правила гигиены;
  • Привлекать учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
  • Сохранить и нормализовать физическое и психическое здоровье учащихся;
  • Привлекать системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
Направления работы по модифицированной программе "Дорога к здоровью":
Первое направление предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями, способствующими всестороннему развитию ребенка, получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья на уроках, применение здоровьесберегающих технологий, привлечение родителей к пропаганде здорового образа жизни и воспитанию культуры поведения. Важная составная часть здоровьесберегающей работы - это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
  • Объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в своей педагогической деятельности в моё классе применяются образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы личность ребёнка, которая превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений я выделяю: Педагогику сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Технологии развивающего обучения, которые строятся на плодотворных идеях Л.С. Выготского, в частности - его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Работая по традиционной системе, я опираюсь на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы. Это позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды. Это является важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике - и на его здоровье. Технологии уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Оздоровительные минутки во время урока: Часть урока (3-5 минут) дети обучаются стоя. Это может быть чтение, слушание, говорение.
  • Выполнив задание учителя, ученик встает. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель может ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей.
  • Учитель ведет урок не только стоя у доски классной комнаты, а может находиться в любой части класса. Ученики в свою очередь вынуждены поворачиваться вслед за учителем, вращать головой
  • Использование элементов методики офтальмолога Базарного «Зрительные тренажеры». Такие тренажеры предназначены для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использовать тренажер можно на любом уроке.
  • Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проводить физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Второе направление включает в себя комплекс оздоровительно-воспитательной работы с учащимися. С целью повышения двигательной активности учащихся предусмотрены динамические паузы, физкультминутки на уроках во всех классах, прогулки на свежем воздухе после окончания уроков, спортивные часы. Дети посещают спортивные секции. В классе проводятся общеоздоровительные мероприятия. Ведется строгий контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм в условиях школы. Большое внимание обеспечению рационального и полноценного питания учащихся. Пути реализации модифицированной программы «Дорога к здоровью» Учебно-педагогический блок: 1. Основы здорового образа жизни; 2. Окружающий мир; 3. Литературное чтение; 4. Технология; 5. Система работы учителей-логопедов; 6. Работа психолого-педагогической службы (анкетирование учащихся, оказание психологической и социальной поддержки). Оздоровительно-воспитательный блок: 1. Система классных часов, разработанных по темам; 2. Система внеклассных мероприятий; 3. Проведение тематических родительских собраний; 4. Работа школьной столовой (организация горячего питания, витаминизация пищи, употребление кислородного коктейля). 5. Работа медицинской службы (плановые профосмотры, профилактические прививки, просветительская работа). Знания и умения. Учащиеся должны знать:
  • Значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
  • Как охранять свое здоровье от простудных и других инфекционных заболеваний;
  • Как правильно питаться;
  • Для чего нужна физкультура;
  • Что такое правильная осанка и как ее поддерживать;
  • Что такое закаливание. Способы закаливания;
  • Что такое гигиена. Как соблюдать правила гигиены;
  • Что такое режим дня;
  • Полезные привычки. Как их создать;
  • Вредные привычки. Как от них избавиться;
  • Правила и нормы поведения во время учебных занятий, соревнований, игровой деятельности, нахождения вблизи водоема, железной дороги и в общественном транспорте;
  • Лечебные свойства растений, уметь их использовать для профилактики.
Учащиеся должны уметь:
  • Правильно строить режим дня, выполнять его;
  • Применять на практике основные нормы гигиены.
  • Принимать активное участие в реализации проектов направленных на укрепление здоровья;
  • Оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;
  • Удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;
  • Распознавать и анализировать опасные ситуации.
Ожидаемые результаты:
  1. Повышение уровня гигиенических знаний, сознательного поведения;
  2. Формирование мотивации, практических знаний и умений по обеспечению здорового образа жизни;
  3. Улучшение показателей здоровья;
  4. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся класса;
  5. Снижение количества ситуаций, представляющих опасность для здоровья младших школьников;
  6. Решение проблемы: «Человек - образ жизни - образование - здоровье».
Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков. - Содержание эстетического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть. -Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство разные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым. -Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правового поведения, правильное понимание свободы и необходимости. -Содержание семьеведческого блока даёт комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье, развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, реализации здорового образа жизни в семье, способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности. -Содержание медико-гигиенического блока даёт основные знания о гигиене и профилактике болезней, раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела, формирует отношение к своему телу как к ценности, развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда т отдыха. Формируется негативное отношение к вредным привычкам.

Весь программный материал распределён следующим образом:

1 класс
№ ТЕМА Количество часов Примерная программа Модифицированная программа
Я в ответе за всё на планете. 34 33
Этический блок. 8 8 1. Такой разный мир людей. 1 1 2. Поведение в школе. Я -ученик. 1 1 3. Настроение в школе. 1 1 4. Настроение после школы. 1 1 5. Я и мои поступки. 1 6. Что такое воспитание себя. 1 1 7. Жить для себя и жить для других. 2 1 8. Добро и зло в жизни людей. 1 1
Психологический блок. 8 8 1. Занятие по развитию воображения. 3 2 2. Развитие внимания. 2 2 3. Занятия по развитию памяти. 2 2 4. Развитие мышления. 1 2
Правовой блок. 4 3 1. Что такое жестокость. 1 1 2. Насильственное и ненасильственное решение проблем 2 1 3. Анализ опасных ситуаций. 1 2
Семьеведческий блок. 6 6 1. Как быть папой? Как быть мамой?(Особенности ролевых взаимоотношений в семье). 3 2 2. Ответственность в семье. 1 2 3. Папа, мама, я- дружная семья! 2 2
Медико-гигиенический блок. 8 8 1. Дружи с водой. Советы доктора Воды. 1 1 2. Друзья Вода и Мыло. 1 1 3. Забота о глазах. Глаза-главные помощники человека. 1 1 4. Уход за ушами. Чтобы уши слышали. 1 1 5. Почему болят зубы. Уход за зубами. 1 1 6. Чтобы зубы были здоровыми. Уход за зубами. 2 1 7. "Рабочие инструменты "человека.
1 8. Расти здоровым! 8 1

2 класс

Красота спасёт мир. 34 37
Этический блок. 6 6 1. Зачем я не этой земле. 1 2 2. Я- часть природы. 2 2 3. Красота окружающего мира. 3 2
Психологический блок. 8 8 1. Развитие познавательной сферы. 3 2 2. Эмоциональная сфера. Её развитие. 3 3 3. Развитие навыков общения. 2 3
Правовой блок. 4 4 1. Правила поведения. 1 2 2. Правила поведения и красоты. 2 1 3 Правила поведения и здоровье. 1 1
Семьеведческий блок. 6 6 1. Чистота в доме и в школе. 1 2 2. Как делают уборку в доме и в школе. 2 2 3. Как я делаю уборку в доме и в школе. 2 1 4. Мужские и женские обязанности. 1 1
Медико-гигиенический блок. 10 13 1. Мой организм -целая планета. 1 1 2. Я хозяин своего здоровья. 1 1 3. Путешествие по этой планете и знакомство с её жителями, устройством и функционированием. 1 1 4. Дыхание, осанка и движение- ритмы, суть жизни. 1 1 5. Законы гармонизации и рассогласования по ритмам. 1 1 6. Советы наоборот .Что нужно сделать для того, чтобы заболеть? 1 1 7. Как легче болеть и быстро выздоравливать? Совет наоборот. 1 1 8. Творчество и здоровье. 1 1 9. Развитие творческого воображения .Его значение. 1 1 10. Нехотяй. (Не хочу, не могу, не буду.). 1 1 11. Неунывайки (хочу знать, узнаю, могу и сумею).
1 12. Питание и здоровье. Что такое пища и как её приготовить.
1 13. Внутренняя кухня человека( пищеварительная и выделительная системы).
1


3 класс

Во имя общего блага. 36 34
Этический блок. 6 6 1. Забота и ответственность. 1 2 2. Проявление заботы в окружающем мире. 2 1 3. Проявление заботы о моём городе. 2 1 4. Проявление заботы о моей школе. 1 2
Психологический блок. 10 8 1. Развитие познавательной сферы. 3 2 2. Эмоциональная сфера. Её развитие. 3 2 3. Развитие навыков общения. 3 2 4. Развитие эмпатии в реальном общении ребёнка. 1 2
Правовой блок. 5 5 1. Правила безопасного поведения. 2 2 2. Ответственность за безопасное поведение. 2 2 3. Правила поведения в школе и на улице. 1 1
Семьеведческий блок. 5 5 1. Что такое труд. 1 2 2. Труд в моей семье. 2 2 3. Что я больше всего люблю делать. 2 1
Медико-гигиенический блок. 8 10 1. Как можно создать здоровую среду возле себя? 1 1 2. Забота о коже. Зачем человеку кожа. 1 1 3. Надёжная защита организма - кожа. 1 1 4. Если кожа повреждена. 1 1 5. Сон-лучшее лекарство. 1 1 6. Как сделать сон полезным. 1 1 7. Здоровая Пища для всей семьи! 1 1 8. Вредные привычки. 1 1 9. Вред применения токсических веществ.
1 10. Полезные привычки, как их создать?
1

4 класс

Святость жизни. 36 37
Этический блок. 8 8 1. Представление о смысле жизни. 2 3 2. Уникальность и неповторимость всех форм жизни. 3 2 3. Самоценность личности. 3 3
Психологический блок. 8 6 1. Развитие эмоциональной сферы. 4 3 2. Развитие навыков общения. 4 3
Правовой блок. 4 6 1. Манипуляции в обществе. 2 2 2. Агрессия -формы проявления. 1 2 3. Что значит победить другого человека. 2 2
Семьеведческий блок. 6 6 1. История создания праздников. 2 2 2. Семейные праздники в традициях народов. 2 2 3. Этапы проведения праздников. 2 2
Медико-гигиенический блок. 10 11 1. Скелет - наша опора. 1 1 2. Осанка- стройная спина! 1 1 3. Как закаляться. Обтирание и обливание. 1 1 4. Как правильно вести себя на воде. 1 1 5. Если хочешь быть здоров. 1 1 6. Как оценить количество и качество своего здоровья (мониторинг физического здоровья). 1 1 7. Связь дыхания и сознания. 1 1 8. Что значит быть и жить в настоящем времени. 1 1 9. Совет наоборот: "Я умею обижаться". 1 1 10. Мужественность. Женственность. 1 1 11. Доктора Природы.
1

13


© 2010-2022