- Преподавателю
- Начальные классы
- Модифицированная программа по внеклассной работе Дорога к здоровью, 1-4 класс
Модифицированная программа по внеклассной работе Дорога к здоровью, 1-4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бодриченко О.А. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Центральный административный округ г. Краснодара
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Утверждено
решением педсовета протокол №_______
от ''_____"_______________ 2016 года
Председатель педсовета
_________________________
Модифицированная программа по внеклассной работе
"Дорога к здоровью"
1-4 класс
Учитель начальных классов: Бодриченко О.А.
Программа разработана на основе примерной программы «Основы здорового образа жизни».
«Формирование здорового образа жизни у младших школьников». Автор - составитель. М.А. Павлова. Волгоград. Издательство «Учитель»,2008 год.
Эксперты:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модифицированная программа по внеклассной работе
«Дорога к здоровью» для учащихся начальных классов.
Пояснительная записка Модифицированная программа по внеклассной работе составлена на основе примерной программы «Основы здорового образа жизни», автор-составитель М.А. Павлова, Издательство «Учитель»,2008 год, рецензенты: М.Ю. Михайлина, кандидат социологических наук, С.И. Белянина, доктор биологических наук, профессор М.М. Орлова, кандидат психологических наук. Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%. В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников. Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы учителя как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. В основу учебно-воспитательного процесса МОУ СОШ №2 г. Краснодара положены три принципа: «Здоровье - развитие - обучение», поэтому педагогическим коллективом проводится большая работа по формированию устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни. Мною разработана и успешно внедряется модифицированная программа по внеклассной работе «Дорога к здоровью», которая представляет собой общеметодологическую модель, успешно взаимодействующую со всеми программами школы. Данная программа составлена для учащихся начальных классов. Планирование составлено из расчёта 1 час в неделю в течение года. В ней учтены психологические и физиологические особенности младшего школьника, его потребность в движении, смене видов деятельности, соблюдении режима дня, игре, подражании. Так как физиологические особенности школьников 1 - 4 классов требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, к организации здоровьесберегающей структуры урока, необходимо построить процесс обучения так, чтобы он не превратился в фактор негативного воздействия на здоровье. Модифицированная программа «Дорога к здоровью» реализуется по двум направлениям:
- учебно-педагогическое;
- оздоровительно-воспитательное.
- Создать условия для комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья;
- Нормировать учебную нагрузку, объем домашних заданий и режима дня;
- Увеличить двигательную активность учащихся на уроке с целью предупреждения утомляемости (проведение оздоровительных пауз во время уроков, организация динамических перемен);
- Организовать полноценное сбалансированное питание учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья.
- Воспитывать у детей нормы здорового образа жизни, пропагандировать правила гигиены;
- Привлекать учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
- Сохранить и нормализовать физическое и психическое здоровье учащихся;
- Привлекать системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
Первое направление предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями, способствующими всестороннему развитию ребенка, получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья на уроках, применение здоровьесберегающих технологий, привлечение родителей к пропаганде здорового образа жизни и воспитанию культуры поведения. Важная составная часть здоровьесберегающей работы - это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- Объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
- Выполнив задание учителя, ученик встает. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель может ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей.
- Учитель ведет урок не только стоя у доски классной комнаты, а может находиться в любой части класса. Ученики в свою очередь вынуждены поворачиваться вслед за учителем, вращать головой
- Использование элементов методики офтальмолога Базарного «Зрительные тренажеры». Такие тренажеры предназначены для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использовать тренажер можно на любом уроке.
- Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проводить физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
- Значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
- Как охранять свое здоровье от простудных и других инфекционных заболеваний;
- Как правильно питаться;
- Для чего нужна физкультура;
- Что такое правильная осанка и как ее поддерживать;
- Что такое закаливание. Способы закаливания;
- Что такое гигиена. Как соблюдать правила гигиены;
- Что такое режим дня;
- Полезные привычки. Как их создать;
- Вредные привычки. Как от них избавиться;
- Правила и нормы поведения во время учебных занятий, соревнований, игровой деятельности, нахождения вблизи водоема, железной дороги и в общественном транспорте;
- Лечебные свойства растений, уметь их использовать для профилактики.
- Правильно строить режим дня, выполнять его;
- Применять на практике основные нормы гигиены.
- Принимать активное участие в реализации проектов направленных на укрепление здоровья;
- Оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;
- Удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;
- Распознавать и анализировать опасные ситуации.
- Повышение уровня гигиенических знаний, сознательного поведения;
- Формирование мотивации, практических знаний и умений по обеспечению здорового образа жизни;
- Улучшение показателей здоровья;
- Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся класса;
- Снижение количества ситуаций, представляющих опасность для здоровья младших школьников;
- Решение проблемы: «Человек - образ жизни - образование - здоровье».
Весь программный материал распределён следующим образом:
1 класс
№ ТЕМА Количество часов Примерная программа Модифицированная программа
Я в ответе за всё на планете. 34 33
Этический блок. 8 8 1. Такой разный мир людей. 1 1 2. Поведение в школе. Я -ученик. 1 1 3. Настроение в школе. 1 1 4. Настроение после школы. 1 1 5. Я и мои поступки. 1 6. Что такое воспитание себя. 1 1 7. Жить для себя и жить для других. 2 1 8. Добро и зло в жизни людей. 1 1
Психологический блок. 8 8 1. Занятие по развитию воображения. 3 2 2. Развитие внимания. 2 2 3. Занятия по развитию памяти. 2 2 4. Развитие мышления. 1 2
Правовой блок. 4 3 1. Что такое жестокость. 1 1 2. Насильственное и ненасильственное решение проблем 2 1 3. Анализ опасных ситуаций. 1 2
Семьеведческий блок. 6 6 1. Как быть папой? Как быть мамой?(Особенности ролевых взаимоотношений в семье). 3 2 2. Ответственность в семье. 1 2 3. Папа, мама, я- дружная семья! 2 2
Медико-гигиенический блок. 8 8 1. Дружи с водой. Советы доктора Воды. 1 1 2. Друзья Вода и Мыло. 1 1 3. Забота о глазах. Глаза-главные помощники человека. 1 1 4. Уход за ушами. Чтобы уши слышали. 1 1 5. Почему болят зубы. Уход за зубами. 1 1 6. Чтобы зубы были здоровыми. Уход за зубами. 2 1 7. "Рабочие инструменты "человека.
1 8. Расти здоровым! 8 1
2 класс
Красота спасёт мир. 34 37
Этический блок. 6 6 1. Зачем я не этой земле. 1 2 2. Я- часть природы. 2 2 3. Красота окружающего мира. 3 2
Психологический блок. 8 8 1. Развитие познавательной сферы. 3 2 2. Эмоциональная сфера. Её развитие. 3 3 3. Развитие навыков общения. 2 3
Правовой блок. 4 4 1. Правила поведения. 1 2 2. Правила поведения и красоты. 2 1 3 Правила поведения и здоровье. 1 1
Семьеведческий блок. 6 6 1. Чистота в доме и в школе. 1 2 2. Как делают уборку в доме и в школе. 2 2 3. Как я делаю уборку в доме и в школе. 2 1 4. Мужские и женские обязанности. 1 1
Медико-гигиенический блок. 10 13 1. Мой организм -целая планета. 1 1 2. Я хозяин своего здоровья. 1 1 3. Путешествие по этой планете и знакомство с её жителями, устройством и функционированием. 1 1 4. Дыхание, осанка и движение- ритмы, суть жизни. 1 1 5. Законы гармонизации и рассогласования по ритмам. 1 1 6. Советы наоборот .Что нужно сделать для того, чтобы заболеть? 1 1 7. Как легче болеть и быстро выздоравливать? Совет наоборот. 1 1 8. Творчество и здоровье. 1 1 9. Развитие творческого воображения .Его значение. 1 1 10. Нехотяй. (Не хочу, не могу, не буду.). 1 1 11. Неунывайки (хочу знать, узнаю, могу и сумею).
1 12. Питание и здоровье. Что такое пища и как её приготовить.
1 13. Внутренняя кухня человека( пищеварительная и выделительная системы).
1
3 класс
Во имя общего блага. 36 34
Этический блок. 6 6 1. Забота и ответственность. 1 2 2. Проявление заботы в окружающем мире. 2 1 3. Проявление заботы о моём городе. 2 1 4. Проявление заботы о моей школе. 1 2
Психологический блок. 10 8 1. Развитие познавательной сферы. 3 2 2. Эмоциональная сфера. Её развитие. 3 2 3. Развитие навыков общения. 3 2 4. Развитие эмпатии в реальном общении ребёнка. 1 2
Правовой блок. 5 5 1. Правила безопасного поведения. 2 2 2. Ответственность за безопасное поведение. 2 2 3. Правила поведения в школе и на улице. 1 1
Семьеведческий блок. 5 5 1. Что такое труд. 1 2 2. Труд в моей семье. 2 2 3. Что я больше всего люблю делать. 2 1
Медико-гигиенический блок. 8 10 1. Как можно создать здоровую среду возле себя? 1 1 2. Забота о коже. Зачем человеку кожа. 1 1 3. Надёжная защита организма - кожа. 1 1 4. Если кожа повреждена. 1 1 5. Сон-лучшее лекарство. 1 1 6. Как сделать сон полезным. 1 1 7. Здоровая Пища для всей семьи! 1 1 8. Вредные привычки. 1 1 9. Вред применения токсических веществ.
1 10. Полезные привычки, как их создать?
1
4 класс
Святость жизни. 36 37
Этический блок. 8 8 1. Представление о смысле жизни. 2 3 2. Уникальность и неповторимость всех форм жизни. 3 2 3. Самоценность личности. 3 3
Психологический блок. 8 6 1. Развитие эмоциональной сферы. 4 3 2. Развитие навыков общения. 4 3
Правовой блок. 4 6 1. Манипуляции в обществе. 2 2 2. Агрессия -формы проявления. 1 2 3. Что значит победить другого человека. 2 2
Семьеведческий блок. 6 6 1. История создания праздников. 2 2 2. Семейные праздники в традициях народов. 2 2 3. Этапы проведения праздников. 2 2
Медико-гигиенический блок. 10 11 1. Скелет - наша опора. 1 1 2. Осанка- стройная спина! 1 1 3. Как закаляться. Обтирание и обливание. 1 1 4. Как правильно вести себя на воде. 1 1 5. Если хочешь быть здоров. 1 1 6. Как оценить количество и качество своего здоровья (мониторинг физического здоровья). 1 1 7. Связь дыхания и сознания. 1 1 8. Что значит быть и жить в настоящем времени. 1 1 9. Совет наоборот: "Я умею обижаться". 1 1 10. Мужественность. Женственность. 1 1 11. Доктора Природы.
1
13