- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер - класс «Проектная деятельность, как одна из интерактивных форм формирования общеинтеллектуальных умений учащихся»
Мастер - класс «Проектная деятельность, как одна из интерактивных форм формирования общеинтеллектуальных умений учащихся»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тихонова Л.А. |
Дата | 29.12.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий, одной из которых является проектная деятельность. В одной китайской притче говорится: «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения, которая состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Применение компьютерных технологий, при работе над проектом в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности, обучение делается неформализованным и интересным. Ученики, организуя и конструируя собственный образовательный процесс, фактически самостоятельно овладевают такими способностями, как инициативность, гибкость, мобильность, что особенно важно для развития учебных навыков. Учитель в новой роли - не преподаватель-предметник, он не учит детей, а помогает детям учиться самостоятельно, на базе их собственных интересов и инициатив.
Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка к самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка. Позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста - от проекта к проекту.
Предварительная подготовка учителя - неотъемлемый атрибут метода проектов. Дело в том, что хорошо подготовленный и правильно реализуемый проект должен затронуть воображение, как учителя, так и учащихся. Поэтому он может начаться с просмотра видеофильма, с какой-нибудь интересной экскурсии, беседы с приглашёнными людьми или рассказа учителя. Секрет успеха в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.
Предварительная подготовка учителя включает поиск ответов на следующие вопросы:
-
Какая проблема вызовет интерес у учащихся?
-
Какова степень свободы школьников при принятии решений?
-
Какие результаты можно ожидать? Какой получим продукт?
-
Сколько времени потребуется для выполнения проекта?
-
Какие материалы потребуются для его реализации?
-
Какие знания потребуются учащимся для выполнения проекта, каким умениям надо будет их научить?
-
На каких этапах проекта сделать основной акцент?
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения
На сегодняшний день одной из самых актуальных тем в педагогике является «Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения».
В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и учеников:
1. Пассивные методы
2. Активные методы
3. Интерактивные методы
Каждый из них имеет свои особенности.
Ученик
Ученик
УчительПассивный метод
Ученик
Пассивный метод - это форма взаимодействия преподавателя и ученика, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а ученики выступают в роли пассивных слушателей. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учебного материала, автор считает, что пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.
УченикАктивный метод
Учитель
Ученик
Ученик
Активный метод -это форма взаимодействия учеников и учителя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники.
Интерактивный метод
Ученик
Учитель
Ученик
Ученик
Интерактивный метод Интерактивный- означает взаимодействовать. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения.
В одной китайской притче говорится: «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения, которая состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Методы обучения играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребёнка. Целенаправленно формируя приёмы умственной деятельностиони одновременно развивают активность мышления, его самостоятельность, глубину, широту, быстроту, систематичность, критичность, гибкость, совершенствуя и развивая одновременно внимание, память, воображение и фантазию
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно они не подбирались учителем. Любой реальный урок осуществляется путём функционирования различных форм и деятельности преподавателя и учащихся, различных форм их взаимодействия. Немаловажное значение для этого процесса имеет не только содержание общения между учителем и учениками, между учениками, но и то, в каких формах это общение осуществляется, то есть каким образом учитель организует познавательную деятельность учеников.
Известно, что до 70% личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки (умение читать, писать, решать, слушать и говорить) нужны ребёнку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. Задача учителя - так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому учитель должен не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому способствуют активные и интерактивные формы и методы обучения.
В своей работе учитель может использовать такие методы интерактивного обучения, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
• «Мозговой штурм» (атака)
• Проблемная ситуация
• Работа в группах и в парах
• Контрольный лист или тест
• Ролевая игра
• Игровые упражнения
• Разработка проекта
• Моделирование
• Решение ситуационных задач
• Интервью
• Инсценировка
• Проигрывание ситуаций и другие…
К интерактивным методам относятся также презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п.
Какие же преимущества интерактивных методик обучения выделяют.
Прежде всего, интерактивные методы:
• пробуждают у обучающихся интерес;
• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
• обращаются к чувствам каждого обучающегося;
• способствуют эффективному усвоению учебного материала;
• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
• осуществляют обратную связь ;
• формируют у обучающихся мнения и отношения;
• формируют жизненные навыки;
• способствуют изменению поведения.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
• доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
• демократический стиль;
• сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
• опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
• многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
• включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Интерактивные методы обеспечивают:
• Высокую мотивацию.
• Прочность знаний.
• Творчество и фантазию.
• Коммуникабельность.
• Активную жизненную позицию.
• Командный дух.
• Ценность индивидуальности.
• Свободу самовыражения.
• Акцент на деятельность.
• Взаимоуважение.
Проектная деятельность одна из форм интерактивного метода.
Применение компьютерных технологий, при работе над проектом в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности, обучение делается неформализованным и интересным. Ученики, организуя и конструируя собственный образовательный процесс, фактически самостоятельно овладевают такими способностями, как инициативность, гибкость, мобильность, что особенно важно для развития учебных навыков. Учитель в новой роли - не преподаватель-предметник, он не учит детей, а помогает детям учиться самостоятельно, на базе их собственных интересов и инициатив.
Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка к самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка.
Предварительная подготовка учителя - неотъемлемый атрибут метода проектов. Дело в том, что хорошо подготовленный и правильно реализуемый проект должен затронуть воображение, как учителя, так и учащихся. Поэтому он может начаться с просмотра видеофильма, с какой-нибудь интересной экскурсии, беседы с приглашёнными людьми или рассказа учителя. Секрет успеха в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.
Урок, организованный в форме проектной деятельности, соответствует современным требованиям к уроку:
- соотношение самостоятельной деятельности учащихся и деятельности учителя ( норма 2/3);
- использовать коллективную форму работы;
- использовать различные источники информации;
- обеспечивает: научность дифференцированный подход, систему выбора заданий; результативность;
- развивает умение взаимодействовать, планировать свою деятельность;
- имеет практическую значимость и др.