- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению на тему Ф. И. Тютчев. Зима недаром злится (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему Ф. И. Тютчев. Зима недаром злится (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Корчагина О.А. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе.
Тема урока: Федор Иванович Тютчев « Зима недаром злится…»
Цели урока:
-
Познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл. Учить видеть красоту, находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.
-
Формировать у детей навыки осознанного чтения.
-
Развивать речь, выразительное чтение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.
-
Воспитание чувства прекрасного на примере произведений поэтов и художников.
-
Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе, развивать эстетический вкус.
Оборудование: ПК, проектор. Презентация.
Ход урока.
-
Оргмомент.
-
Слайд 1.
Речевая гимнастика.
-
ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ.
ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ!
- Прочитайте вслух.
- Похожи ли эти строчки на стихотворение? (ДА)
- Почему?
(Заканчивается одинаково - РИФМА).
Что такое рифма?
(Щелчок).
- Все ли слова произносятся одинаково? (НЕТ, тише - громче - С разной ИНТОНАЦИЕЙ.
- Прочитайте слова и выделите голосом первое слово.
- Попытайтесь прочитать с чувством радости.
(Щелчок).
-
АПРЕЛЬ, КАПЕЛЬ, ЗВЕНЕЛ, ГРЕМЕЛ, КРИЧАЛ, ПЕЛ.
- Прочитать с вопросом, выделяя 4-е слово.
-
Подготовительная работа по теме урока.
- кто из вас прочитал отрывок из произведения Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи».
- Молодцы! Замечательное произведение!
Слайд 3.
- Скажите, получился ли из Незнайки поэт? (НЕТ).
- Как вы объясните Незнайке, что такое поэзия?
Кто такой поэт?
(Дети проговаривают своё мнение, высказывают отличительные черты поэзии).
Дети: Поэт - тот, кому есть что сказать людям, у настоящего поэта есть наблюдение, впечатления и переживания, которые могут быть интересны и другим, представляют ценность для многих.
- Давайте сверим ваши представления о поэте с моими.
Слайд 4.
Поэт - тот, кто заставляет нас увидеть мир по-новому, по- другому, открывает нас самих.
- Вы согласны со мной, с моим мнением?
(Дети высказывают свою точку зрения).
(Щелчок).
Поэзия - это ещё одно открытие мира: то, что не замечал, становится явным; мимо чего пробегал, приоткрывает свою тайну.
- Как вам кажется, подходит эта формулировка к вопросу, что такое поэзия?
(Высказывания детей. Поэзия - стихи, произведения, написанные в стихотворной форме. Поэзия - красота и прелесть чего-либо).
- Открыл ли Незнайка что-нибудь новое своим друзьям?
- Действительно ли он их обидел?
(Да, так как у них нет чувства юмора).
- Получается, что если бы Незнайке удалось в рифму рассказать, какой Знайка умный, а Пилюлькин - хороший доктор - они были бы довольны? (ДА).
- Ребята, когда пишешь стихи, важно не описать предмет или явление, а рассказать о переживаниях поэта в это время, приоткрыть какую-то тайну.
Слайд 5.
Цветок засохший, бездыханный,
Забытый в книге вижу я,
И вот уже мечтою странной,
Душа наполнилась моя…
Какую тайну приоткрыл А.С.Пушкин?
(Высказывания детей).
На создание этого произведения автора натолкнул всего лишь небольшой высохший цветок, случайно увиденный им среди страниц какой-то книги. Всего лишь цветок - «засохший, бездыханный», когда кем-то забытый и неизвестно сколько пролежавший здесь.
Но какую бурю чувств он сразу же вызвал в душе поэта! Какой «мечтою странной» наполнилось его сердце! Судьба одинокого поэта связалась в его воображении с судьбой того неизвестного человека, который сорвал и положил его здесь. Автор задумывается о жизни человека, о его мечтах, стремлениях, желаниях, его прошлом, настоящем, будущем.
Ведь этот цветок когда-то цвёл в каких-то неведомых краях (а может быть, и совсем близко, да и не так уж давно). Долго ли пришлось ему радовать взоры людей. Или он так и не успел раскрыться во всей своей красе, когда был сорван и положен в книгу. И наверняка, положен не случайно.
- А.С.Пушкин - настоящий поэт.
- Каких поэтов вы ещё знаете?
- Каких поэтов вы ещё знаете? (Дети перечисляют).
(Пушкин, Есенин, Майков, Кольцов, Суриков, Блок, Фет…)
-
Работа над темой урока.
Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту.
Слайд 6.
- Сегодня познакомимся с творчеством поэта Фёдора Ивановича Тютчева.
Тютчев (1803-1873) - один из известных поэтов 19 века, его называют мастером пейзажной лирики, певцом русской природы.
Ф. Тютчев на 4 года младше А.С.Пушкина. Мы можем их назвать современниками.
Слайд 7.
Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном на берегу Десны, 23 ноября 1803 года родился Ф.И.Тютчев. Родился в родовитой дворянской семье.
Ко дню рождения отца будущий поэт написал стихотворение и называлось оно «Любимому папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось 11 лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга.
В сей день счастливый
Нежность сына
Какой бы дар принесть
Смогла! Букет цветов? -
Но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…
Ф.Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование.
Уже в 12 лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета.
Первое стихотворение опубликовал в 14 лет.
Слайды - усадьбы, кабинеты, семья.
Поэзию нельзя представить без лирики природы.
В картинах природы в лирике Тютчева чувствуется тревога, странность, напряжение. Он считал человека частью природы. Образ природы романтичен, одушевлён.
Слайд - 4 времени года.
Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.
Слайд 8 - Зима. Стихи о зиме.
Слайд 9 - лето. Стихотворение.
Слайд 10 - осень. Стихотворение.
Слайд 11 - весна.
Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.
Первоначальное чтение стихотворения. (Запись на диске)
Задание: выделение слов с логическим ударением.
Повторное чтение стихотворения детьми, для запоминания непонятных слов.
Словарная работа.
- Почему поэт изобразил зиму в виде старухи, а весну как ребёнка?
- Найдите подтверждение в тексте.
- Какие приёмы использует поэт в стихотворении?
Слайд 12.
(КОНТРАСТ).
- Что описывается в контрасте?
(Зима и Весна).
Слайд 13.
Зима Весна
Найдите в тексте слова характеризующие зиму.
Злится
Какое слово написано в контрасте у поэта?
Хохочет
На слайде по щелчку выходят попарно слова:
Зима Весна
Злится хохочет
Хлопочет гонит
Ворчит шумит
Ведьма дитя
Злая прекрасное
Взбесилась горя мало
- Какой ещё приём использует Тютчев в этом стихотворении?
(ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
-Слайд 14.
- Какие слова подтверждают о наличии этого приёма?
- Назовите слова не указаны в слайде.
(СТУЧИТСЯ, ЗАХВАТЯ, УБЕГАЯ, УМЫЛАСЯ).
- Ещё один приём можно заметить в этом стихотворении.
(ЗВУКОПИСЬ)
- Подтвердите строчками из стихотворения. (И жаворонки в небе уж подняли трезвон).
V. Работа над выразительным чтением.
Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения.
Какие правила выразительности чтения вы знаете?
(читать не торопясь, вдумываться, выделять голосом отдельные слова, делать паузы).
- Правильно. Сейчас мы возьмём карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мя должны сделать паузу, поставим вот такой знак /
- Прочитайте это стихотворение, используя знания, которые вы сегодня получили.
Слайд 15. Картины Левитана «Март», Саврасова «Грачи прилетели»
- Выберите картины, которые можно считать иллюстрацией к стихотворению Тютчева.
- Докажите свой выбор строчкой Тютчева.
В живописи используются те же приёмы, что и в поэзии: контраст, звукопись.
Представьте, что вы тоже художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению? (Небо голубое, голубое. Солнечные лучи. Блестящие капли.).
Молодцы. Вы - мастера словесного пейзажа.
- А что означает слово пейзаж?
(Пейзаж - картина природы.
Слайд 16.
-
Подведение итогов, разбор домашнего упражнения.
Кто уже знает стихотворение? Прочитайте.
Вопросы по материалу в учебнике.
Подведение итогов. Вопросы о поэтических приёмах и значении поэзии.
- Какие мысли, чувства пробудил у вас урок?
Что узнали для себя нового?
Что понравилось?
Слайд 17.
-
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию.
Сочинить своё стихотворение о весне.