• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Разработка урока по русскому языку: Звонкие и глухие согласные. Отработка произношения и правописания согласного звука (2 класс)

Разработка урока по русскому языку: Звонкие и глухие согласные. Отработка произношения и правописания согласного звука (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Звонкие и глухие согласные. Отработка произношения и правописания согласного звука.

Цели:
  • Познакомить учащихся со звонкими и глухими согласными.
  • Научить подобрать проверочные слова.
  • Развивать речь, мышление, память, внимание учащихся, навыки правильного письма
  • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Воспитывать любовь к русскому языку и природе родного края.
Материал:
  • учебник русского языка.
  • игровой словарик.
Оборудование:
  • Таблица звонких и глухих согласных.
  • Рисунок «В царстве согласных звуков».
  • Карточки для самостоятельной работы.
  • Таблица для запоминания согласных.
  • Игра «Какое слово лишнее?»
  • Презентация «Осень».

ХОД УРОКА I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний.

  1. Минутка чистописания (согласные звуки).
  2. Словарная работа (работа со словарем).
III. Изучение нового материала. 1) Сказка о согласных звуках. Давным-давно жил ЦАРЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. В то время все согласные были одинаковые. Велел царь посадить согласные звуки в землю и хотел посмотреть, что из них вырастет. Сделали две грядки и велели поливать их двум мальчикам. Первый мальчик каждый день поливал грядки, и выросли на его грядке красивые звуки - цветы. Они посмотрели на солнце, раскрылись и так звонко зазвенели. Люди закрывают уши ладонями, они все равно звенят в ушах. И велел царь назвать их звонкими согласными. А другой мальчик был ленивым. Он очень редко поливал грядки. На его грядке звуки - цветы выросли только к осени. Дни уже были не так теплые, как летом. И цветы боялись раскрываться. Эти звуки не звенели как звонкие согласные. И велел царь назвать их глухими согласными. С тех пор согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Давайте, попробуем произнести их, закрыв уши. 2) Объяснение темы по таблице. - На какие две группы делятся звуки? Назовите все согласные звуки. Согласные бывают звонкие и глухие. Есть парные согласные и непарные согласные. В конце слова звонкие согласные звучат как глухие. Например, сад, дуб и др. Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: сады, дубы. В середине слова звонкие согласные звучат как глухие: березка, ягодка. Их тоже нужно проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: береза, ягоды. 3) Чтение предложений для запоминания звонких и глухих согласных. а) Жили-были в зеленом городке два нежных мальчика: Рома и Леня.
б) Федя, Шура и Чулпан хотели пойти собирать тюльпаны, целую корзину щавеля. (Каждое слово первого предложения начинается со звонкого согласного, а каждое слово второго предложения начинается с глухого согласного.) IV. Закрепление знаний, умений и навыков 1) Выполнение упражнений.

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!


Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.


- Я, не хвастаясь, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками,


Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический... (утюг).

***

Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга... (пылесос).

***

Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется горох!
- Вот чудак, - смеется брат, -

Твой горох - ведь это... (град).

***

Этот зверь тебе знаком -
Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож,

Весь в колючках длинных... (еж).

***

Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он... (жираф).

***

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (тетрадь)


2) Работа с игровыми словариками

д дож…ь

д са…

б гри…

д гря…ка (Дети карандашом пишут пропущенные буквы, потом открывают закрытые буквы д, д, б, д и проверяют слово.) V. Применение знаний 1) Игра «Какое слово лишнее?» На доске таблица со словами: Гриб, завод, склад, вдруг, плакат. Парта, трава, солнце, цирк, береза. (В первой строчке лишнее слово - плакат, потому что все слова начинаются со звонкого согласного, а это слово - с глухого согласного. Во второй строчке лишнее слово - береза, потому что все слова начинаются с глухого согласного, а это слово - со звонкого согласного.) 2) Просмотр презентации «Осень» (Приложение 1). 3)Чтение текста «Осень» и выполнение задания (Приложение2. 6 слайд).



Осень. Наступила золотая осень. На деревьях пожелтели листья. Дуб и березка стоят в нарядных осенних платьях. С полей убирают хлеб. Лесные звери- еж и медведь готовятся к зимней спячке. Перелетные птицы улетают на юг. Образец: гриб- грибы. 4) Соревнование двух команд (команды состоят из мальчиков и девочек). 1 команда пишет слова, которые начинаются с глухих согласных, 2 команда - слова, начинающиеся со звонких согласных. 5) Выполнение тестов по карточкам. 1. На какие две группы делятся согласные звуки? 1) большие и маленькие; 2) звонкие и глухие; 3) заглавные и строчные; 4) правильные и неправильные. 2. В какой строке написаны все звонкие согласные? 1) в. г, т, с, р, м, з, н 2) к, п, р, с, т, ф, х, ш, щ, ц 3) б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р. 4) б, в, г, д, ж, з, й, ш, м, н, р. 3. В какой строке написаны все глухие согласные? 1) в. г, т, с, р, м, з, н 2) б, в, г, д, ж, з, й, ш, м, н, р. 3) к, п, с, т, ф, х, ч, ш, щ, ц 4) к, п, р, с, т, ф, х, ш, щ, ц 4. Какая из этих букв лишняя: в, г, д, т, з, м? 1) в 2) т 3) з 4) м 5. Какая из этих букв лишняя? к, т, ч, щ, ж, ф 1) т 2) щ 3) ж 4) ф 6. Какое слово является проверочным словом слова снег? 1) снега 2) снежный 3) в снег 4) на снег 7. В какой строке парные согласные написаны неправильно? 1) г - к 2) з - с 3) д - т 4) б - в 8. Какие звонкие согласные не имеют глухую пару? 1) ж 2) л 3) б 4) з 9. Какие глухие согласные не имеют звонкую пару? 1) ш 2) т 3) к 4) ц 10. Какое слово написано неправильно? 1) наряд 2) флаг 3) лошка 4) тетрадь VI. Итог урока. - О чем вы узнали на этом уроке? - Назовите звонкие и глухие согласные. - Зная все это, вы легко справитесь с последним заданием. Каждому ряду я раздаю карточки со словами, в которых пропущены парные звонкие и глухие согласные на конце. Вы должны вставить букву в окошко и передать перфокарту соседу. Выигрывает ряд, справившийся с заданием быстрее (Подводится итог игры).
VII. Домашнее задание: Составить 10 слов и подчеркнуть в них звонкие и глухие согласные звуки.

© 2010-2022