Сборник упражнений по русскому языку Обстоятельство как второстепенный член предложения

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Сборник упражнений по русскому языку Обстоятельство как второстепенный член предложенияСборник упражнений по русскому языку Обстоятельство как второстепенный член предложенияСборник упражнений по русскому языку Обстоятельство как второстепенный член предложенияСборник упражнений по русскому языку Обстоятельство как второстепенный член предложенияСборник упражнений по русскому языку Обстоятельство как второстепенный член предложенияСборник упражнений по русскому языку Обстоятельство как второстепенный член предложенияСборник упражнений по русскому языку Обстоятельство как второстепенный член предложенияСборник упражнений по русскому языку Обстоятельство как второстепенный член предложенияУпражнение 1. Прочитайте предложения. Укажите словосочетания в который входят выделенные слова. Какой частью речи являются эти слова? А каким членом предложения? Щуки и судаки рядками дремлют в тёмных ложбинках. Прожорливой щуке плохо спится. Узкая, с хищными глазами, с огромной пастью, нет-нет и прогуляется она по реке, поглотает сонной рыбы. Но движется она медленно, не то, что летом, когда она молнией бросалась на добычу. И только один налим всю зиму живо и весело разгуливает по реке. Проворно ходит хитрец между спящими рыбьими стадами, ищет и глотает сонных рыбёшек.
Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает, место, время, причину, цель, способ действия. Отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? с какой целью? с какого момента времени? до какого момента времени? и другие. Подчёркивается _._._._._._._ Обстоятельство может быть выражено наречием, именем существительным с предлогом, словосочетанием.

Упражнение 2. Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Перед обстоятельствами пишите вопросы, на которые они отвечают.

  1. Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Ночью ворвался в город северный ветер. 3) Однажды в воскресенье отец с матерью собрались на ярмарку. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) он с досадой отвернулся от окна и уставился в книгу.

Упражнение 3. Добавьте в данные предложения обстоятельства. 1) Максим отстал от своих товарищей ... (обстоятельство причины). 2) Мы отправились в лес ... (обстоятельство цели). 3) Ребята поспешили на речку ... (обстоятельство цели). 4) (Обстоятельство места) ... поднималось солнце. 5) (Обстоятельство времени) ... над лесом занялся пожар. 6) Туристы отправились в поход (обстоятельство времени). 7) Белая чайка (обстоятельство образа действия) скользнула над кормой. 8) (Обстоятельство времени) хлынул ливень и затопил полоску земли. 9) На солнце нельзя (обстоятельство времени) смотреть. 10) Пингвины (обстоятельство образа действия) топают друг за другом к морю.
Упражнение 4. Запишите предложения, объясните орфограммы; подчеркните члены предложения, определите, какими частями речи выражены обстоятельства. 1) Осенью пышным цветом расцветает голубоглазая хризантема. 2) Около улья в маленьких ёлках кто-то ворочался. 3) Из дупла выглянула белка и юркнула обратно. 4) Маша стояла у окна и не оглядывалась. 5) Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке. 6) Иногда ворона сердито каркала во сне. 7) Однажды ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья по имени Пашка.

Алгоритм различения дополнения и обстоятельства


Определяю, отвечает ли слово на вопрос косвенного падежа


Определяю, обозначает ли слово место, время, способ, образ действия.нет да

нет да

Вывод:

член предложения - дополнение

Вывод:

член предложения - обстоятельство



Упражнение 5. Подчеркните обстоятельства, сверху надпишите, какими частями речи они выражены. 1) Он встряхнул кудрями и самоуверенно глянул вверх. 2) Мы пошли на вал - возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. 3) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк. 4) За фабрикой тянулось обширное болото, поросшее ельником и берёзой. 5) В 1812 г. в России бушевала народная война. 6) Чук и Гек говорили долго, размахивая руками. 7) Мятежники скрылись и через час показались из-за горы.
Упражнение 6. Подберите к глаголам бежать, заглянуть обстоятельства разных видов. Запишите предложения, укажите вид каждого обстоятельства. Сборник упражнений по русскому языку Обстоятельство как второстепенный член предложения
Упражнение 7. Спишите предложения. Подчеркните обстоятельства, укажите их вид. 1) На горизонте клином тянулись журавлиные стаи. (М. Пришвин.) 2) русалочка испуганно остановилась, сердечко её бешено забилось от страха. (Г.-Х.Андерсен) 3) Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. 4) В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину… 5) От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту. 6) Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. 7) Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался. (Л.Н.Толстой)
Упражнение 8. На месте скобок вставьте подходящие по смыслу слова или сочетания «предлог + существительное».

  1. (Обстоятельство времени) ехала (обстоятельство места). 2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места). 3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали. 4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство) куковала. 5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов. 6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобожден от занятий физкультурой. 7. Мы пойдем (обстоятельство места) (обстоятельство цели).

Упражнение 9.

Запишите, комментируя предложения. Укажите грамматическую основу и виды обстоятельств. 1) В октябре за туманами где-то затерялось недавнее лето. 2) На другой день, в воскресенье ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки. 3) В самый разгар игры меня зачем-то позвали домой. 4) Скамейка в саду почернела от времени. 5) Едет парень верхом. 6) Струя воды сияет на стекле, как след звезды. 7) Катает ядра гром с небесной светлой кручи. Подуло холодком от подступившей тучи. 9) Замерли в шеренге, как солдаты, восемь кипарисов у дворца. 10) Небыстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок. 11) Долго мы на берегу стояли. (С. Щипачев.)
Упражнение 10. Замените фразеологизмы наречиями.

Положа руку на сердце

У черта на куличках

Рукой подать

Как в аптеке

На широкую ногу

Черным по белому

Битый час

На вес золота

Душа в душу

Не покладая рук

Бежать во весь опор

Сказать не в бровь, а в глаз

Выучить назубок

Прийти ни свет, ни заря

Знать как свои пять пальцев

Рассказать как на духу

Наготовить как на Маланьину свадьбу

Кануть в лету

Собраться к шапочному разбору



Упражнение 11. Определите, какими членами предложения являются выделенные слова. Запишите их в две группы. Дети сбежали к реке вниз по откосу. На воде чуть покачивалась зелёная лодка. Анна Петровна предложила: - Ребята, я вас перевезу на лодке на другой берег. Но сначала я должна рассказать Вам, как надо вести себя в лодке. - Надо вести себя очень вежливо? - спросила Маша. - Вежливо надо вести себя всюду, - засмеялась Анна Петровна. - Но в лодке надо вести себя ещё и очень осторожно. Входить в лодку надо с носа и обязательно по одному.

© 2010-2022