Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку Возникновение и развитие письменности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие в начальной школе по русскому языку.

Тема: Возникновение и развитие письменности.

Цель: Создать условия для знакомства детей с возникновением и развитием письменности.

Форма: Путешествие на машине времени.

Оборудование: Компьютер, экран, проектор.

Ход занятия:

Смена слайдов Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку Возникновение и развитие письменности

Слайд 1

-Ребята, ответьте мне на один вопрос: Можно ли представить себе жизнь без телевизора? Трудно, но можно. У наших далеких бабушек и дедушек не было телевизора.

-А попробуйте представить жизнь без письменности! Когда-то такое было. Сегодня мы узнаем, как возникла письменность.

-Хотели бы вы попутешествовать во времени. А на чем путешествуют во времени?

(на машине времени). Слайд 2

Слайд 3 Лента времени

-Посмотрите на ленту времени. В какое время живем мы с вами? (XI век)

До нашей эры

Наша эра

VI тыс.лет

V

тыс. лет

III

тыс. лет

II

тыс. лет

I

век

II

век

….

IX

век

XX

век

XI

век

-Нам предстоит отправиться в далекое прошлое, чтобы узнать, как возникла письменность. Сначала мы отправимся в VI тысячелетие лет до н.э.

-Итак, представьте, что мы на борту машины времени, закрыли глазки и полетели!

Навести стрелку мыши, и щелкнуть на VI тыс. лет на ленте времени

Слайд 4

(музыка звучит автоматически и прекращается при смене слайда)

Слайд 5

Наша первая остановка VI тысяч лет до н.э.

-Как вы думаете, зачем людям понадобилась письменность? (передача информации на расстоянии и на длительное время).

-Сначала люди использовали различные предметы, чтобы передавать то, что они хотели сказать на большом расстоянии. Например, они использовали дым костра или звук барабана. А у перуанских инков существовало узелковое письмо, которое называлось кипу.

Слайд 6

На палочку они привязывали разноцветные шнуры с узелками. Прочитать такое сообщение можно было, если ты знаешь, что обозначают цвет, форма узла, порядок их расположения. Это письмо использовали для счета, а также, чтобы запомнить какое-нибудь событие.

- Кто вспомнит русскую поговорку об использовании узелков.

(«завязать узелок на память»).

Слайд 3 Лента времени

-Мы путешествуем дальше. Следующая остановка V тысяч лет до н.э.

Навести стрелку мыши, и щелкнуть на V тыс. лет на ленте времени

Слайд 7 (звучит музыка)

Слайд 8

V тысяч лет до н.э.

-В это время появилась пиктография или письмо в рисунках. Давайте хором прочитаем это слово.

- Посмотрите, на одной скале нарисованы рисунки:

Слайд 9

Лодка с гребцами, над ней месяц, три кружочка - солнца, а пониже пронзенные стрелами олени и дикие гуси. Что же это может означать? (варианты ответов)

-Рисунки говорят: Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Мы нашли место богатое дичью, добыли много оленей и гусей. Плывите за нами.

-А используют ли в наше время люди пиктографическое письмо? (дорожные знаки, реклама).

-Помните, как по-разному мы понимали наскальный рисунок. Такие же проблемы были и у древних людей, и поэтому люди придумали другую письменность.

Слайд 10

Люди придумали буквы - рисунки.

Слайд 11

Нарисуют, к примеру, бабочку. Это слово начинается с «Б», значит, читай «Б».

-Давайте попробуем прочитать такое слово (слово «книга»). Буквы появляются после нажатия кнопки мыши на картинки.

Физкультминутка

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

- Попробуйте написать слово, используя буквы-рисунки и загадать его соседу по парте.

(выключить проектор или закрыть крышку объектива)

-Удобно ли было такое письмо? Почему? (письмо получается очень длинное, и писать его нужно долго)

-Люди снова придумали новый вид письменности.

(включить проектор)

Слайд 3 Лента времени

Чтобы узнать какой, мы снова перенесемся в другое время. В III тыс. до н.э.

Навести стрелку мыши, и щелкнуть на III тыс. лет на ленте времени

Слайд 12 (звучит музыка)

Слайд 13

III тысячи лет до н.э.

-Люди для простоты стали заменять некоторые рисунки значками, так получилось новое письмо идеография. Давайте прочитаем это слово хором.

Люди стали писать знаками.

- Рассмотрим для примера китайское письмо. Знаки в этом письме называются иероглифами, (прочитайте хором).

Слайд 14

-Посмотрите, как развивался иероглиф человек.

Слайд 15

-А теперь определите сами, что же означает этот иероглиф (иероглиф гора). Навести курсор, и нажать на картинку с иероглифом для появления надписи.

Слайд 16

Очень часто новые иероглифы образовывались путем повторения одного иероглифа.

Значение иероглифов появляется после нажатия на картинку с иероглифом.

Например, иероглиф дерево.

-Что будет означать, если поставить рядом два таких иероглифа? (лес)

-А три иероглифа «дерево»? (чаща)

- Что же может означать сочетание двух иероглифов «человек» и «дерево»? (отдыхать).

-В Китае письмо иероглифами сохранилось до наших дней.

-В Древнем Египте тоже писали иероглифами, только выглядели иероглифы по-другому. Можете самостоятельно найти информацию об этом.

-А что происходило с письменностью у других народов.

Слайд 3 Лента времени

Для этого снова перенесемся в другое время на машине времени.

Навести стрелку мыши, и щелкнуть на II тыс. лет на ленте времени.

Слайд 17 (звучит музыка)

Слайд 18

II тысячелетие до н.э.

-В это время у финикийцев появилась буквенная письменность. В финикийском алфавите каждый значок соответствовал звуку и обозначался буквой. Но финикийцы не изобрели букв для гласных звуков.

-Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по-финикийски, без гласных.

Слайд 19

Попробуйте-ка догадаться - чтздснпсн! (что здесь написано).

Слайд 20

-Посмотрите, как выглядели некоторые буквы финикийского алфавита.

-На какие буквы русского алфавита они похожи? Щелкнуть мышкой по картинке. (Р, Д, К, М)

-Финикийский алфавит заимствовали греки. Греки стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки.

В каждой стране буквенная письменность развивалась по-разному, но все алфавиты произошли от финикийского и греческого.

«Мозговая» гимнастика

«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Слайд 3 Лента времени

-А мы, перенесемся сквозь время к нам на Русь и посмотрим, как развивалась письменность там.

Навести стрелку мыши, и щелкнуть на IX н.э. на ленте времени

Слайд 21 (звучит музыка)

Слайд 22

Мы в IX веке н.э.

-В IX веке на Руси жили два брата Кирилл и Мефодий. Они создали две разные азбуки. Кирилл - кириллицу, Мефодий - глаголицу.

Щелкнуть мышкой на название азбук для появления изображений.

Слайд 23

-Кириллица состояла из 43 букв, а глаголица из 40 букв.

-Внимательно посмотрите на эти азбуки и скажите, какая азбука стала основой азбуки, которой мы пользуемся сейчас. (кириллица )

-Со временем азбука изменилась. Чем современная азбука отличается от кириллицы? (количеством букв, форма некоторых букв)

Слайд 3 Лента времени

-Ребята, нам пора возвращаться домой в XXI век.

Навести стрелку мыши, и щелкнуть на XXI век н.э. на ленте времени

Слайд 24(звучит музыка).

Слайд 25

-Итак, мы с вами снова в нашем классе, в XXI веке 2009 года. Теперь наша лента времени расположена вертикально.

-Я думаю, сегодня вы узнали много нового и интересного.

О возникновении, каких видов письменности вы сегодня узнали? (ответы детей).

Название видов письменности появляются при щелчке мыши на временной промежуток.

-А чтобы вы не забыли наше занятие, я оставляю вашему классу узелок на память, как это делали перуанские инки.

Список используемой литературы:


  1. Баранникова Л. И. Введение в языкознание: Учебное пособие. - Саратов: СГУ, 1973

  2. Гвоздарев Ю.А Язык есть исповедь народа.- М.: Плакат, 1990г.

  3. Доровских Л.В. Возникновение и развитие письма.- Свердловск: Уральский Госуниверситет, 1988г.

  4. Драчук В.С.Дорогами тысячелетий.- М.: Молодая гвардия, 1976г.

5

© 2010-2022