- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку Возникновение и развитие письменности
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку Возникновение и развитие письменности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крылова Е.В. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Внеклассное занятие в начальной школе по русскому языку.
Тема: Возникновение и развитие письменности.
Цель: Создать условия для знакомства детей с возникновением и развитием письменности.
Форма: Путешествие на машине времени.
Оборудование: Компьютер, экран, проектор.
Ход занятия:
Смена слайдов
Слайд 1
-Ребята, ответьте мне на один вопрос: Можно ли представить себе жизнь без телевизора? Трудно, но можно. У наших далеких бабушек и дедушек не было телевизора.
-А попробуйте представить жизнь без письменности! Когда-то такое было. Сегодня мы узнаем, как возникла письменность.
-Хотели бы вы попутешествовать во времени. А на чем путешествуют во времени?
(на машине времени). Слайд 2
Слайд 3 Лента времени
-Посмотрите на ленту времени. В какое время живем мы с вами? (XI век)
До нашей эры
Наша эра
VI тыс.лет
V
тыс. лет
III
тыс. лет
II
тыс. лет
I
век
II
век
….
IX
век
XX
век
XI
век
-Нам предстоит отправиться в далекое прошлое, чтобы узнать, как возникла письменность. Сначала мы отправимся в VI тысячелетие лет до н.э.
-Итак, представьте, что мы на борту машины времени, закрыли глазки и полетели!
Навести стрелку мыши, и щелкнуть на VI тыс. лет на ленте времени
Слайд 4
(музыка звучит автоматически и прекращается при смене слайда)
Слайд 5
Наша первая остановка VI тысяч лет до н.э.
-Как вы думаете, зачем людям понадобилась письменность? (передача информации на расстоянии и на длительное время).
-Сначала люди использовали различные предметы, чтобы передавать то, что они хотели сказать на большом расстоянии. Например, они использовали дым костра или звук барабана. А у перуанских инков существовало узелковое письмо, которое называлось кипу.
Слайд 6
На палочку они привязывали разноцветные шнуры с узелками. Прочитать такое сообщение можно было, если ты знаешь, что обозначают цвет, форма узла, порядок их расположения. Это письмо использовали для счета, а также, чтобы запомнить какое-нибудь событие.
- Кто вспомнит русскую поговорку об использовании узелков.
(«завязать узелок на память»).
Слайд 3 Лента времени
-Мы путешествуем дальше. Следующая остановка V тысяч лет до н.э.
Навести стрелку мыши, и щелкнуть на V тыс. лет на ленте времени
Слайд 7 (звучит музыка)
Слайд 8
V тысяч лет до н.э.
-В это время появилась пиктография или письмо в рисунках. Давайте хором прочитаем это слово.
- Посмотрите, на одной скале нарисованы рисунки:
Слайд 9
Лодка с гребцами, над ней месяц, три кружочка - солнца, а пониже пронзенные стрелами олени и дикие гуси. Что же это может означать? (варианты ответов)
-Рисунки говорят: Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Мы нашли место богатое дичью, добыли много оленей и гусей. Плывите за нами.
-А используют ли в наше время люди пиктографическое письмо? (дорожные знаки, реклама).
-Помните, как по-разному мы понимали наскальный рисунок. Такие же проблемы были и у древних людей, и поэтому люди придумали другую письменность.
Слайд 10
Люди придумали буквы - рисунки.
Слайд 11
Нарисуют, к примеру, бабочку. Это слово начинается с «Б», значит, читай «Б».
-Давайте попробуем прочитать такое слово (слово «книга»). Буквы появляются после нажатия кнопки мыши на картинки.
Физкультминутка
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
- Попробуйте написать слово, используя буквы-рисунки и загадать его соседу по парте.
(выключить проектор или закрыть крышку объектива)
-Удобно ли было такое письмо? Почему? (письмо получается очень длинное, и писать его нужно долго)
-Люди снова придумали новый вид письменности.
(включить проектор)
Слайд 3 Лента времени
Чтобы узнать какой, мы снова перенесемся в другое время. В III тыс. до н.э.
Навести стрелку мыши, и щелкнуть на III тыс. лет на ленте времени
Слайд 12 (звучит музыка)
Слайд 13
III тысячи лет до н.э.
-Люди для простоты стали заменять некоторые рисунки значками, так получилось новое письмо идеография. Давайте прочитаем это слово хором.
Люди стали писать знаками.
- Рассмотрим для примера китайское письмо. Знаки в этом письме называются иероглифами, (прочитайте хором).
Слайд 14
-Посмотрите, как развивался иероглиф человек.
Слайд 15
-А теперь определите сами, что же означает этот иероглиф (иероглиф гора). Навести курсор, и нажать на картинку с иероглифом для появления надписи.
Слайд 16
Очень часто новые иероглифы образовывались путем повторения одного иероглифа.
Значение иероглифов появляется после нажатия на картинку с иероглифом.
Например, иероглиф дерево.
-Что будет означать, если поставить рядом два таких иероглифа? (лес)
-А три иероглифа «дерево»? (чаща)
- Что же может означать сочетание двух иероглифов «человек» и «дерево»? (отдыхать).
-В Китае письмо иероглифами сохранилось до наших дней.
-В Древнем Египте тоже писали иероглифами, только выглядели иероглифы по-другому. Можете самостоятельно найти информацию об этом.
-А что происходило с письменностью у других народов.
Слайд 3 Лента времени
Для этого снова перенесемся в другое время на машине времени.
Навести стрелку мыши, и щелкнуть на II тыс. лет на ленте времени.
Слайд 17 (звучит музыка)
Слайд 18
II тысячелетие до н.э.
-В это время у финикийцев появилась буквенная письменность. В финикийском алфавите каждый значок соответствовал звуку и обозначался буквой. Но финикийцы не изобрели букв для гласных звуков.
-Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по-финикийски, без гласных.
Слайд 19
Попробуйте-ка догадаться - чтздснпсн! (что здесь написано).
Слайд 20
-Посмотрите, как выглядели некоторые буквы финикийского алфавита.
-На какие буквы русского алфавита они похожи? Щелкнуть мышкой по картинке. (Р, Д, К, М)
-Финикийский алфавит заимствовали греки. Греки стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки.
В каждой стране буквенная письменность развивалась по-разному, но все алфавиты произошли от финикийского и греческого.
«Мозговая» гимнастика
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
Слайд 3 Лента времени
-А мы, перенесемся сквозь время к нам на Русь и посмотрим, как развивалась письменность там.
Навести стрелку мыши, и щелкнуть на IX н.э. на ленте времени
Слайд 21 (звучит музыка)
Слайд 22
Мы в IX веке н.э.
-В IX веке на Руси жили два брата Кирилл и Мефодий. Они создали две разные азбуки. Кирилл - кириллицу, Мефодий - глаголицу.
Щелкнуть мышкой на название азбук для появления изображений.
Слайд 23
-Кириллица состояла из 43 букв, а глаголица из 40 букв.
-Внимательно посмотрите на эти азбуки и скажите, какая азбука стала основой азбуки, которой мы пользуемся сейчас. (кириллица )
-Со временем азбука изменилась. Чем современная азбука отличается от кириллицы? (количеством букв, форма некоторых букв)
Слайд 3 Лента времени
-Ребята, нам пора возвращаться домой в XXI век.
Навести стрелку мыши, и щелкнуть на XXI век н.э. на ленте времени
Слайд 24(звучит музыка).
Слайд 25
-Итак, мы с вами снова в нашем классе, в XXI веке 2009 года. Теперь наша лента времени расположена вертикально.
-Я думаю, сегодня вы узнали много нового и интересного.
О возникновении, каких видов письменности вы сегодня узнали? (ответы детей).
Название видов письменности появляются при щелчке мыши на временной промежуток.
-А чтобы вы не забыли наше занятие, я оставляю вашему классу узелок на память, как это делали перуанские инки.
Список используемой литературы:
-
Баранникова Л. И. Введение в языкознание: Учебное пособие. - Саратов: СГУ, 1973
-
Гвоздарев Ю.А Язык есть исповедь народа.- М.: Плакат, 1990г.
-
Доровских Л.В. Возникновение и развитие письма.- Свердловск: Уральский Госуниверситет, 1988г.
-
Драчук В.С.Дорогами тысячелетий.- М.: Молодая гвардия, 1976г.
5