Рабочие программы для 3 класса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями

ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК « Гармония» для 1-4 классов, автор О.В. Кубасова, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


Работа по учебнику «Литературное чтение» в 3-м классе предусматривает 4 часов в неделю.

Всего на предмет «Литературное чтение» в 3 классе при работе по учебнику «Любимые страницы» отводится 136часов.


Основными содержательными линиями образования в программе являются:

  • Художественная культура. Изучение художественной культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

- дальнейшее развитие наглядно-образного мышления, творческого воображения, эстетического восприятия действительности;

- развитие художественно-творческих способностей, совершенствование умения претворять впечатления от восприятия окружающего мира в выразительных художественных образах;

  • Социально-экономическая и правовая культура. Изучение социально-экономической и правовой культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

- воспитание чувства гордости за место своего проживания, за себя как жителя Свердловской области, Уральского региона, конкретного села.

  • Экологическая культура. Изучение экологической культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

- развитие художественного восприятия мира природы Урала;

  • Информационная культура. Изучение информационной культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

- формирование начальных представлений об информации и ее основных источниках:

-овладение элементарными практическими навыками использования информации для расширения своих знаний и решения конкретных задач.

  • Родной язык. Изучение родного языка на ступени общего образования направлено на решение следующих задач:

- создание условий для практического овладения родным языком как средством общения;

- формирование коммуникативной культуры обучающихся;

- формирование понимания и уважения культурно-нравственных установок своего народа.


Формы реализации стандарта: беседы, уроки, дидактические и ролевые игры, внеклассные мероприятия.

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Рабочая программа предусматривает круг чтения в 3 классе, который соответствует обязательному минимуму содержания образования государственного стандарта начального общего образования: произведения устного народного творчества, произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для понимания младшими школьниками. В подборе и расположении литературных произведений реализован принцип доступности, постепенного усложнения учебных материалов.

В рабочей программе перечислены виды речевой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения:

Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).

Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Способ чтения: плавное слоговое чтение. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ТРЕТЬЕГО КЛАССА


Обучающиеся должны уметь:

- читать вслух ориентировочно 60-70 слов в минуту, про себя - ориентировочно на 20-30 слов больше;

- менять темп и способ чтения в зависимости от задач;

- ориентироваться в тексте, находить в нем повествование,описание, рассуждение;

- пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой;

- различать ведущие жанры художественной литературы и фольклора: былину, сказку, сказ, басню, рассказ, а также миф;

- объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку;

- передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и свое внутреннее видение картины,

нарисованной автором;

- овладеть терминами: басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет;иметь начальное представление:

- о способах создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

- о возможности передать сложное настроение, изобразить развитие чувства;

- о соотнесении главной мысли и названия произведения;

- о роли портрета и пейзажа в произведении;

- о неожиданности как природе комического;

- иметь нравственное представление: о защите Родины, патриотизме, героизме, отваге и смелос$

ти, об ответственности человека за свою судьбу, о сметливости,талантливости и щедрости русского человека, о великодушии

и совестливости.


Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов


Обучающиеся научатся:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.










Особенности организации контроля по литературному чтению Контроль за уровнем достижений обучающихся по литературному чтению в основном проводится в форме устной оценки. В конце изучения каждого раздела обучающиеся выполняют тестовые задания в рабочей тетради по предмету в блоке «Проверим себя и оценим свои достижения» и в пособии «Итоговая аттестация». Содержание заданий тестов соответствует блокам изучения курса по литературному чтению. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности учебных умений - воспринимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания. На выполнение тестовой работы отводится 1 урок. Оценивание тестов: «5» - за правильное выполнение всех заданий с 1 по 11. «4» - за правильное выполнение 9-10 заданий. «3» - за правильное выполнение 6-8 заданий. «2» - за правильное выполнение 5 и менее заданий. Задание 12-ое имеет творческий характер, оценивается отдельно только правильный ответ отметкой «5».























Материальное обеспечение курса «Литературное чтение» 3 класс

(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)


Учебники и тетради с печатной основой для учащихся

1)Учебник Кубасова О.В. «Литературное чтение» в двух частях, « Ассоциация XXI век», Смоленск 2013 год.

2)Тестовые задания Кубасова О.В. «Литературное чтение», Смоленск « Ассоциация XXI век», 2013 год.

3)Тетрадь на ПО к учебнику Кубасова О.В. «Литературное чтение»для 3 класса в двух частях, « Ассоциация XXI век», Смоленск 2013 год.



Пособия для учителя

1) Литературное чтение: методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений / О. Т. Поглазова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 388 с. -ISBN 978-5-418-00650-9

2) Программа «Литературное чтение» для 1-4 классов. Издательство « Ассоциация XXI век», Смоленск . 2011 и послед.


Электронное споровождение

Интренет -ресурсы

Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Литературное чтение. 3 класс.

- Образовательная система «Гармония» для начальной школы umk-garmoniya.ru

Авторские материалы, разработанные в среде Microsoft Office Power Point 2007 Рамина Е.Е.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования school-collection.edu.ru


Естественнонаучный образовательный портал en.edu.ru


Портал «ИКТ в образовании» ict.edu.ru


Портал «Российское образование» edu.ru


Российский общеобразовательный портал school.edu.ru


Российский портал открытого образования openet.edu.ru





























Требования ФГОС. Планируемые результаты

1. Сознательность чтения: - работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию; - смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что нет (небылицы); - формирование литературного образа по совокупности его признаков (загадки); - уточнение темы произведения путем выбора более точного заголовка; - нахождение главной мысли, сформулированной в тексте; - уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; - сравнение произведений на основе их содержательно тематических особенностей.

2. Правильность чтения: -работа над предупреждением искажения звука буквенного состава (скороговорки, специальные упражнения); -обучение соблюдению орфоэпических норм; -формирование плавного слогового чтения.

3.Выразительность чтения: формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов; -работа над передачей основного эмоционального фона произведения; -освоение чтения по ролям небольших произведений.

4.Умения работать с текстом: -формирование умения осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным человеком), что способствует преодолению «наивного реализма» в восприятии литературы; - озаглавливание прочитанного; -работа по восстановлению деформированного картинного плана; -составление картинного плана; -пересказ в опоре на картинный план; -обучение ориентировке в содержании (оглавлении) книги.

Литературоведческая пропедевтика. -осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству; -выявление общности одно-жанровых народных и авторских текстов; -введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.

Развитие творческих способностей. Формирование основ воссоздающего и творческого воображения: - творческая интерпретация читаемого, посредством интонационной выразительности; - освоение чтения по ролям; - элементарное словесное творчество по подобию.


Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

средствами предмета «Литературное чтение» на конец 3-го класса.


Личностные качества:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

-положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг;

- основы смыслообразования и самоопределения; гражданская идентичность; -нравственно-этическая ориентация в читаемом; -развитие дружеского отношения к другим детям; базовые эстетические чувства;

-рефлексия;

-эмоционально-личностная децентрация;

-способность к самооценке.




-понимать и принимать учебную задачу;

-прогнозировать; использовать определенные учителем (учебником) ориентиры действия;

-осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной;

- осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.

понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);

-выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное;

- составлять план; ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете (П-1.);

-устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

-выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения;

-сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям;

-выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого;

- обосновывать свои утверждения;

-обобщать;

- классифицировать.

-уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;

-готовность оказать помощь товарищу;

-планировать учебное сотрудничество;

-согласовывать действия с партнером;

-пересказывать прочитанное;

-создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).

















Годовое планирование учебного материала (4 часа в неделю)

Название разделов (тем)

Кол-во часов

1-я четверть

36 ч.

Учебная тема: Труд человека кормит, а лень портит

12 ч.

Учебная тема: «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца»

8 ч.

Учебная тема: Унылая пора! Очей очарованье!..

6 ч.

Учебная тема: Тайное всегда становится явным

10 ч.

2-я четверть

28 ч.

Учебная тема: Тайное всегда становится явным

1ч.

Учебная тема: Ежели вы вежливы...

3 ч.

Учебная тема: Снег летает и сверкает...

9 ч.

Учебная тема: Каждый своё получил

15 ч.

3-я четверть

40ч.

Учебная тема: Каждый своё получил

3 ч.

Учебная тема: Жизнь дана на добрые дела

8 ч.

Учебная тема: За доброе дело стой смело

9 ч.

Учебная тема: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает

12 ч.

Учебная тема: Весна идет, весне дорогу!..

8ч.

4-я четверть

32 ч.

Учебная тема: Весна идет, весне дорогу!..

3 ч.

Учебная тема: Любовь - волшебная страна

14 ч.

Учебная тема: Чудесное - рядом

15ч.

ИТОГ

136ч.



© 2010-2022