Научная статья на тему ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 37.018.2

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССОВ

НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

И.И. Минниахметова

НВГУ, г.Нижневартовск
Федеральный государственный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил их к трем группам требований к итогам обучения. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, выделяют познавательные универсальные учебные действия 7. К познавательным универсальным учебным действиям (УУД) относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач 7. Значительная часть познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Окружающий мир». Реальное продвижение в развитии познавательных универсальных учебных действий младших школьников на предмете «Окружающий мир» можно отследить посредством проведения мониторинга, с помощью которого возможно систематически, а также всесторонне количественно и качественно учитывается результат учебной деятельности в воспитательно-образовательном процессе. Анализ литературы показал, что содержание учебного материала, традиционные методы и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере развитию познавательных УУД у младших школьников. Следовательно, наблюдается противоречие: с одной стороны, теоретически обоснованно понятие мониторинга в образовании, на основе этого создаются модели отслеживания результатов, определены виды и принципы, а с другой стороны с появлением нового стандарта ФГОС, меняются критерии с учетом реализации социального заказа на качественное образование, поэтому появляются новые неразработанные критерии и технологии формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на предмете окружающего мира. Нами был описан педагогический мониторинг познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на предмете окружающего мира в соответствии с новыми стандартами ФГОС. Одним из этапов мониторинга является содержательно-технологический этап. Данный этап описывает технологию формирования познавательных УУД у учащихся 4 классов на уроках «Окружающий мир». Поэтому целью стало описание технологии формирования познавательных УУД у учащихся 4 классов на уроках «Окружающий мир». Рассмотрим дефиницию понятий «технология». В толковом словаре технология рассматривается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства [5, с. 354]. «Педагогическая технология - это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике»; причем под педагогической системой В.П. Беспалько понимает взаимосвязанную совокупность инвариантных элементов: учащиеся, учителя, цели, содержание, организационные формы 1. С. 13. «Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспече­нием комфортных условий для учащихся и учителя», - считает В.М. Монахов 4, с. 35. Существует множество определений этого понятия, но мы за основу берем определение Г.Ю. Ксензовой, которая под педагогической технологией понимает такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в нее действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необ­ходимого результата и имеет вероятностный и прогнозируемый характер 3, с. 16. В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах: научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуально-описательном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; процессуально-действенном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [6, с. 17]. При разработке проекта педагогической технологии формирования познавательных УУД у учащихся 4 классов на уроках «Окружающий мир» использовали следующие классификационные параметры (Г. К.Селевко): По уровню применения: частнопредметная. По философской основе: гуманистическая. По ведущему фактору психического развития: комплексная. По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторная. По характеру содержания и структуры: обучающая и воспитывающая. По типу организации и управления познавательной деятельностью: система малых групп. По организационным формам: классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребёнку: личностно-ориентированная. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая. По категории обучаемых: массовая [6, с. 24]. Нами была составлена педагогическая технология, которая строилась с учетом ФГОС (таблица 1).

Таблица 1

Технология формирования познавательных УУД у учащихся 4 классов на уроках «Окружающий мир»

Блоки технологии

Краткая характеристика технологии Целевой блок Цель: формирование познавательных УУД у учащихся 4 классов на уроках «Окружающий мир». Задачи: 1) формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях российского общества; 2) развивать общеучебные универсальные действия, умение преобразовать в знаково-символические действия; умение строить универсальные логические действия; умение ставить проблемы и решать их; 3) воспитывать эмоциональное положительное отношение и устойчивый интерес к урокам окружающего мира. Содержательный блок I модуль (раздел) программы - «Как работает организм человека»; II модуль (раздел) программы - «Рукотворная природа»; III модуль (раздел) программы - «Человек и его внутренний мир»; IV модуль (раздел) программы - «Человек в мире людей». V модуль (раздел) программы - «Человек и прошлое человечества». VI модуль (раздел) программы - «Человек и многоликое человечество». VII модуль (раздел) программы - «Человек и единое человечество». Процессуально - деятельностный блок

Участники образовательного процесса: Обучающиеся 4-го класса, учителя, родители. Последовательность этапов: 1 этап - формирование общеучебных универсальных действий; 2 этап - преобразование в знаково-символические действия; 3 этап - построение универсальных логических действий; 4 этап - решение проблемы. Диагностико - результативный блок Результат: сформированность познавательных УУД у учащихся 4 классов на уроках «Окружающий мир».
Целевой блок является важным исходным компонентом педагогического процесса, так как он определяет формирование познавательных УУД у учащихся 4 классов на уроках «Окружающий мир». Содержательный блок технологии представлен программой курса «Окружающий мир» (4 класс). При разработке содержания программы курса применили модульную организацию обучения для целостного изучения каждой темы. Модуль имеет целевую направленность, содержит познавательную и практическую часть. Первая формирует теоретические знания, вторая - практические умения, полученные на основе приобретенных знаний. Содержание познавательного материала представлено в восьми модулях. I модуль (раздел) программы - «Как работает организм человека». Цели: педагогическая: создание условий для формирования представления о строении тела человека, работе систем органов и их роли в жизни организма; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик овладеет понятиями система органов, опорно-двигательная система, органы чувств, выделения, дыхания, кровообращения, скелет, позвоночник, сустав, мышца, познакомится со строением тела человека, правилами сохранения и укрепления здоровья человека. II модуль (раздел) программы - «Рукотворная природа». Цели: педагогическая: создание условий для знакомства с понятиями головной мозг, спинной мозг, большие полушария, орган зрения, хрусталик, сетчатка, органы слуха, равновесия, обоняния, вкуса, осязания; для формирования представления о сходстве и различии человека и обезьяны, об этапах становления «человека разумного»; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик овладеет понятиями головной и спинной мозг, большие полушария, сетчатка, хрусталик, органы равновесия, обоняния, вкуса, осязания; познакомится с теорией происхождения человека от человекообразной обезьяны. III модуль (раздел) программы - «Человек и его внутренний мир». Цели: педагогическая: опираясь на жизненный опыт ученика, помочь ему сформировать предварительную, целостную научную картину мира; оказать ученику помощь в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру и, в конечном счете, поиск ответа на вопрос: «Как нам строить свою жизнь в отношениях «человек - человек»?»; ученическая: научится осознавать проявления тех или иных черт характера, узнавать эмоции по их проявлениям, отличать черты характера от эмоций, оценивать свои эмоциональные состояния, соотносить свои поступки с нормами поведения. IV модуль (раздел) программы - «Человек в мире людей». Цели: педагогическая: опираясь на жизненный опыт ученика, помочь сформировать представления о взаимодействии внутреннего душевного мира с миром внешним; оказать ученику помощь в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру и, в конечном счете, поиск ответа на вопрос: «Как нам строить свою жизнь в отношениях "человек - общество"»?; ученическая: получит представление о понятиях общество, общественная группа, конфликт, совесть, мораль и право, личные права человека, научится ориентироваться в основных проблемах современного мира. V модуль (раздел) программы - «Человек и прошлое человечества». Цели: педагогическая: опираясь на жизненный опыт ученика, помочь сформировать представления о целостной картине всемирной истории как смене нескольких исторических эпох; оказать ученику помощь в формировании первичного представления о том, из каких общностей складывается единое человечество; ученическая: получит первичное представление о понятиях всемирная история человечества, историческая эпоха; узнает, какие явления и проблемы объединяют человечество; научится осознавать себя частью единого человечества; в результате освоения данного модуля получит возможность научиться ориентироваться в историческом пространстве, работать с картами. VI модуль (раздел) программы - «Человек и многоликое человечество». Цели: педагогическая: создание условий для организации учебного сотрудничества по овладению картиной мира, умению отличать национальность человека от его расы, объяснять различия между людьми современного человечества; ученическая: знает, какие явления и проблемы объединяют человечество, осознает себя частью единого человечества, отличает верующих разных религий от атеистов. VII модуль (раздел) программы - «Человек и единое человечество». Цели: педагогическая: создание условий для развития личности обучающихся, умения объяснять, как общечеловеческие ценности и мировое хозяйство объединяют всех людей на Земле в одно человечество; ученическая: получит представление о том, какие поступки противоречат правам человека, как разным людям вместе жить на одной планете, научится осознавать себя частью единого человечества. Процессуально - деятельностный блок определяет последовательность этапов по формированию познавательных УУД у учащихся 4 классов на уроках «Окружающий мир». Процесс формирования познавательных УУД включает четыре этапа, которые реализуются последовательно: 1 этап - формирование общеучебных универсальных действий; 2 этап - преобразование в знаково-символические действия; 3 этап - построение универсальных логических действий; 4 этап - решение проблемы. Первый этап - формирование общеучебных универсальных действий - предполагает работу по формированию умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, самостоятельно находить и выделять информацию из естественно - научных текстов, словаря по естествознанию, в том числе с помощью компьютерных средств, с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений; ориентироваться в своей системе знаний по естествознанию: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; осознанно и произвольно строить речевое высказывание процессов и явлений живой и неживой природы в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; проводить рефлексию способов и условий действия, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности на предмете окружающего мира; свободно ориентироваться и воспринимать тексты естественно - научного, публицистического стилей; самостоятельно ставить и формулировать проблемы, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера в окружающем мире. Второй этап - преобразование в знаково-символические действия - предполагает работу по формированию умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно - графическую или знаково - символическую), преобразовывать модель с целью выявления общих законов объектов и явлений живой и неживой природы. Третий этап - построение универсальных логических действий- предполагает работу по формированию умения анализировать объекты живой и неживой природы с целью выделения существенных и несущественных признаков; осуществлять логическое действие «синтез», осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным или самостоятельно выбранным критериям, подведение под понятие, выведение следствий, устанавливать причинно-следственные связи явлений живой и неживой природы; строить логическую цепь рассуждений; осуществлять «доказательство», выдвигать гипотезы и их обосновывать. Четвертый этап - решение проблемы - предполагает работу по формированию умения формулировать проблемы, самостоятельно создавать и решать проблему поискового характера. Таким образом, технология позволяет формировать познавательные УУД у учащихся 4 классов на уроках «Окружающий мир». Особенность технологии заключается в том, что в ней достаточно полно формируются все компоненты познавательных УУД.



Список литературы

  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 2010. - 192 с.
  2. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): учебник : в 2 ч. Ч. 1. / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М. : Баласс, 2011.

  3. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Г.Ю. Ксензова. - М.: Академия, 2010. - 224 с.
  4. Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий. [Текст] / В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 2006. - 318 с.
  5. Ожегов, С. И. Толковый словарь. [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Азбуковник. - 567 с.
  6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [Текст] / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 345 с.
  7. Федеральный государственный стандарт второго поколения начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

© 2010-2022