Конспект урока по литературному чтению Д. Н. Мамин - Сибиряк Серая Шейка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Н.Мамина - Сибиряка «Серая Шейка»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Вид урока: урок-беседа.
Цель:
1. продолжить формирование умения анализировать текст и поступки героев с целью выявления мотивов поступков;.
2. воспитание доброго отношения к тем, кто слабее; заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.
3. развитие речи.
Оформление: слайдовая презентация к уроку, карточки для работы в паре и группах.
I. Организационный момент.

-Прежде чем приступить к работе, хочу обратить ваше внимание на карточку - САМООЦЕНКА. Зачитываю с карточки.. Приложение 1.
II. Актуализация опорных знаний. III. Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Д.Н. Мамина - Сибиряка. Что вы запомнили из его биографии?

Первый ученик. Дмитрий Наркисович Мамин -Сибиряк родился в посёлке Висим возле Уральских гор в 1856 году. Отец Мити, священник, учил детей в школе, помогал бедным людям, и сын старался во всём походить на него. Он был хорошим учеником, помогал матери, любил животных. А в свободное время убегал с друзьями в горы.

Может быть кто-то из вас нашел сам какие то интересные факты из жизни Дмитрия Наркисовича.

Второй ученик. У Дмитрия Наркисовича настоящая фамилия Мамин. Но так как он, в своих произведениях знакомит читателей со сказочной красоте сибирского края. Все его произведения - о Сибири и Урале. Поэтому и к фамилии своей Мамин, добавил ещё одно слово - Сибиряк. Пусть каждый знает, какого он роду-племени, где его корни.

- Мамин -Сибиряк это его вымышленное имя, псевдоним.

- Что мы ещё узнали о Д.Н. Мамине - Сибиряке?

- Гордился краем, в котором жил.

- Ценил красоту природы.

- Призывал охранять богатства Сибири и Урала.

- Умел видеть в обычных вещах необычное.

- Здоровье дочери и забота о ней - стали смыслом жизни для Дмитрия Наркисовича.

- Книга «Алёнушкины сказки» - была написана для дочери Алёнушки.

В 1894 году вышел первый сборник этой книги. В него вошли 16 сказочных произведений. В том числе и сказка «Серая Шейка».

-К какому жанру относится эта сказка.

-Это литературная сказка про животных.

3.Постановка цели урока

-Прочитайте тему нашего урока.

-Как вы понимаете «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя»?

-Если погода, то и настроения нет.

-Пейзаж в художественном произведении помогает читателю глубже понять переживания героев их мысли и чувства.

- Послушайте отрывок описания природы. Ксюша Боровикова пожалуйста.

-Что это за отрывок?.

-Какое настроение навевает этот пейзаж.

-Настроение грусти, печали, тревоги.

- А для какого персонала навевает настроение тревоги

-С какой целью автор так подробно описывает первые признаки зимы? (Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.)

Физминутка. Дыхательная гимнастика. Представьте, что выпал первый снег и запорошил нам все парты. Вдыхаем через нос и выдыхаем через рот. И помогаем руками.

IV. Систематизация материала.
Кто поддерживал С.Ш. в эти трудные моменты?

-Мама Утка
- Как Вы думаете, почему во 2 части автор ни разу не упоминает о Селезне, но так много говорит о Старой Утке?

-Серая Шейка нуждалась в поддержке и сочувствии, которые могла ей дать только мать.

-На прошлом уроке, вы ребята составили два необычных стихотворения из 5 строк , его форма напоминает ёлочку. Как оно называется?

- Синквейн.

- Я выбрала два самых лучших.

-Прочитайте их.

1.СТАРАЯ УТКА.

2.Самоотверженная, заботливая.

3.Любит, сочувствует, переживает.

4.Судьба бывает горькой и жестокой.

5.Мама

1.СЕЛЕЗЕНЬ.

2.Эгоистичный, равнодушный

3.Не тревожится, не сочувствует, не переживает.

4.Плыть по течению удел безвольных.

5.Обыватель.

-В этих двух стихах отражены две разные жизненные позиции. В жизни всё познаётся в сравнении. Что ближе вам? Душевное тепло, которое олицетворяет утка, или холодный Селезень.

- Какая позиция близка автору? На чьей он стороне ? Почему?

Работа над 3 частью.

-Начнём работать с 3 частью текста- с эксперимента. Заменим имя С.Ш.на слово «утка»

- Как Вы думаете, изменится ли что-нибудь в этом произведении. Если мы вместо С.Ш. героиню будем звать просто уткой, как зайца и лису?

- При такой замене исчезает теплота и забота автора.

Вывод. Имя очень значимо и несёт в себе отношение автора к героине. Автор заботится о ней и переживает. Как у нас с вами есть имена, так и здесь в сказке.

- Как автор показывает, что С.Ш. придётся трудно?

- Он часто обращается к описанию природы

Прочитайте.

-Описание природы - это описание борьбы. Передаёт состояние тревоги. Природа нас готовит к опасности.
- Между кем идёт борьба? (Река и холод. )

-Автор использует в этом отрывке приём - контраста.

-В каком состоянии была Уточка?

-Найдите в тексте. Вторая красная строка, сверху.

-В отчаяний.

-Отчаяние это состяние безнадежности, безвыходности

- Как вы думаете - почему?

- Серая Шейка в таких холодных условиях не сможет выжить.

Вывод. Серой Шейке нужно бороться за жизнь. Нужно быть стойкой и сильной.

-Хватит ли у неё сил, у одной противостоять холодной зиме?

-Конечно нет!

-Кто поддерживал её в тяжёлую минуту?

-Заяц.

-Какой он заяц.

- Дайте ему характеристику.

- Добрый, жалобный, беззащитный, трусливый.

- И он помогает. Чем?

-Даже от его слова, от его соучастия в её жизни Серая Шейка становится сильнее.

-Как можно его еще назвать

- Другом.

Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.

- Очень грустно и страшно заканчиваются 1,2,3 части. Зачитывают 1 часть-стр.127, 2 часть - стр.130, 3 часть стр. 132.

Работа над 4 частью

.- Зима для многих животных настоящее бедствие.
- Артём, зачитай нам. Как автор описывает наступление зимы.

- Какие художественные средства применяет автор? - Эпитеты, метафоры, олицетворение. Зачитайте их.

- Зима вступила в свои права. Природа успокаивается.

- Вся эта зимняя красота была не для Серой Шейки.

- Почему

- К ней всё ближе подбиралась Лиса.

Физминутка про лису.

Выберите характеристики из карточки, обсудя с соседом по парте. Напротив слова, которое характеризует лису ставьте букву Л, Серую Шейку - букву У, а дедушку букву Д.

- Зачитайте какая лиса.

Лиса: страшная, осторожная, бессовестная, злая, хитрая, ласковая., настойчивая, коварная.

- Докажите примерами из текста. Стр.132-133.
- Серая Шейка боялась ее все больше.

- А какая , она Серая шейка? Зачитайте нужные определения.
-Серая Шейка: несчастная, больная, бедная, беззащитная.
- А как автор относится к Уточке?

- С любовью, с сочувствием, желает её защитить. И это чувство Дмитрий Наркисович проносит через какого героя?

- Через зайца.

-Зачитайте эти слова из текста.

- В этот кульминационный момент. Кто еще приходит на помощь уточке?

- Пришел охотник.

-Появление старика-охотника я зачитаю вам. Послушайте. Глазки в текст. Следим за моим чтением. И отмечаем нужное, что характеризует охотника.

- Чтение диалога охотника и уточки. Стр. 135. Автор -Куркумбаева Аделя, Старичок, спаситель - Саенко Глеб, спасённую Серую Шейку- Лисина Варя.

-Составим портрет старого охотника.

Акинтич - сгорбленный старичок -охотник, добродушный, защитник природы

-Почему именно человек спасает С.Ш?

-Люди должны заботиться о тех, кто слабее.

- Давайте поговорим о нем.

-Почему старичок Акинтич забрал Серую Шейку домой? Как это его характеризует? Составим портрет старого охотника.

Акинтич - сгорбленный старичок -охотник, добродушный, защитник природы

Подведение итогов.

Поработаем в группах. Сегодня я для вас приготовила синквейны. Вы должны решить, обсудив в группах. Какой заголовок должен быть в первой строчке?

- Составление синквейна на уточку, лису, старика. Что такое синквейн?

Уточка Лиса

-Больная, беззащитная. - Хитрая, злая.

-Болеет, грустит, боится - Бегает, охотится, хватает.

- Отвага - половина спасения. - И на хитрую лису капкан стоит.

- Дикая птица. - Дикий зверь.

Старик

- Добрый, старый.

- Охотится, помогает, спасает.

- Красна старость не годами, а делами.

- Старый человек.


- Как вы думаете, почему охотник никого не убил?
1. Потому -что у сказки должен быть счастливый конец.
2. Потому-что он человек, а главное предназначенне человека - спасать природу - от самого себя! Слова М. Пришвина «Охранять мир, значит, охранять природу»
- Что же хочет сказать автор этим произведением? - В природе все взаимосвязано.
VI. Домашнее задание.
- Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку.)
- Придумайте дома продолжение сказки.

Оцените свою работу на уроке.

Слайд 15

В руки карточку «САМООЦЕНКА.». И оцениваем себя по пятибалльным критериям. Подсчитываем, выставляем Итоговую оценку.

Брём красивый конверт, открываем его. У кого оценка - «5» берёт себе уточку, у кого «4» - берёт себе кленовый листок, а у кого «3» - коричневую полоску.

Наши пятёрки показывают , что вы - активные, внимательные, артистичные.

Молодцы! Спасибо за урок!




© 2010-2022