Урок литературного чтения по теме М. Пришвин Ребята и утята 2 класс УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с творчеством М. Пришвина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемы образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научаться: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получать возможность научится: сравнивать стихотворения и рассказы о животных; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев. Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве. Личностные: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы:

Электронное приложение к учебнику

Оборудование

Телевизор, компьютер, учебники, карточки оценивания, картинки, презентация.









Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на учебную деятельность.

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Готов к работе мой отряд!

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная, индивидуальная. Коммуникативные: учатся слушать и понимать других. Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учится; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Устные ответы, наблюдения учителя.

  1. Актуализация знаний

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Речевая разминка

Конкурс чтецов стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок».

Утят учила утка-мать
Улиток на лугу искать.
Улитки на лугу без шуток
Учились прятаться от уток.

Читают наизусть. (заполняют оценочные листы).

Работают со скороговоркой.

Фронтальная, индивидуальная. Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия); извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для одноклассников высказывания. Личностные: осознают свои возможности в учении.


  1. Постановка учебной задачи

  1. Определение темы, задач урока.

Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших». И сегодня мы с вами отправимся в гости к еще одному автору, который писал о животных и природе. Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был непросто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. И сегодня вы в этом убедитесь. Итак, к кому мы сегодня с вами отправимся в гости? Давайте поставим перед собой задачи? М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых и детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке. В основном все книги Пришвина с яркими иллюстрациями.

Читают фамилию имя отчество писателя.

Формулируют задачи урока.

Рассматривают выставку книг.

Фронтальная, индивидуальная.


  1. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Знакомство с биографией автора.

  2. Определение темы произведения

О М. Пришвине вам подготовили свой рассказ ребята. После 1 части - Что узнали о жизни М.М.Пришвина? После 2 части - Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин? После 3 части Где побывал Пришвин? Чем любил заниматься? Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М. Пришвина. Отгадайте загадки и подумайте, о ком будет произведение? Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет


Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно - мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору - принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

Отгадывают загадку.

Предполагают о чем или о ком произведение.

Фронтальная, индивидуальная.





  1. Знакомство с произведением.

  1. Первичное знакомство с произведением.

  2. Словарная работа.

Чтение начала теста произведения учителем. Как вы думаете, что произойдет дальше? Откройте учебники на странице 132 и продолжим с вами чтение текста. Понравилось ли вам произведение? Какова тема произведения, о чем оно? Встретились ли вам незнакомые слова? Чирок-свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Верста - старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. Паровое поле - поле, отдыхающее от посевов. Работа со словариком в конце учебника с.213 Овсяное поле - поле, засеянное овсом. Вода спала - с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. Кузница - помещение, где работают кузнецы. Предлагаю вам объединится в группы. И поработать с конвертами. Определите последовательность событий в произведении. (вывешивают на доску)

Слушают начало текста.

Предугадывание продолжения произведения.

Читают продолжение хорошо читающие дети.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная, групповая.





  1. Закрепление знаний и способов действий.

  1. Повторное самостоятельное чтение текста.

  2. Работа по тексту.

Предлагаю вам прожужжать произведение. И определить части к картинкам. Прочитайте мне 1 часть. Куда решила перевести уточка своих утят? Почему уточка решила перевести утят? Как она проводила их по открытым участкам? Как можно озаглавить эту часть?
  1. Дорога к озеру.
Прочитайте вторую часть. Кто увидел утиную семью? Как вела себя уточка? Как можно озаглавить эту часть?
  1. Опасность.
Прочитайте 3 часть. Кто пришел на выручку? Где сидела испуганная утка-мама? Как ребята отреагировали на приказ автора? Как озаглавим эту часть?
  1. Заступник.
Прочитайте 4 часть. Чем рассказчик рассмешил ребят? Что он им предложил сделать? Как озаглавим эту часть?
  1. До свидания, утята!
Ребята ловили утят. Хорошо это или плохо? Как вы бы поступили? Обсудите с товарищем, что пытался объяснить автор ребятам и читателям? Какова идея этого произведения?







Перечитывают произведение, делят текст на части.

Читают 1 часть.

Отвечают на вопросы выборочным чтением.

Фронтальная, групповая, работа в парах. Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; извлечение информации из иллюстраций, текстов; выявление сущности, особенности объектов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; владеют логическими действиями. Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию, принимают и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками, умеют слушать собеседника.

Устные ответы. Выполнение задания.

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщение полученных сведений. Выставление оценок. С каким автором мы сегодня с вами познакомились? Что вы о нем узнали? Какое произведение прочитали? С какой целью Пришвин написал это произведение? К какому жанру относится этот текст. Над чем этот урок заставил вас задуматься? Как вы понимаете слова «Будь природе другом!».

Отвечают на вопросы.

Определяют жанр произведения.

Фронтальная. Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность. Личностные: проявляют интерес к предмету.



Устные ответы

  1. Домашнее задание.

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Пересказ прочитанного произведения. На выбор, от имени рассказчика, от имени ребят.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.





© 2010-2022