Урок окружающий мир Размножение и развитие растений (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру

Тема «Размножение и развитие растений»

Цель: сформировать представление о размножении и развитии растений из семени .

Задачи:

- обучающие: создать условия для актуализации учащимися знаний по теме размножение и развитие растений; способствовать формированию общеучебных умений.

- развивающие: организовать деятельность учащихся, направленную на развитие познавательных способностей учащихся: умений сравнивать, анализировать, делать выводы; стимулировать желание высказывать своё суждение по результатам проделанной работы; пробуждать учебно-познавательный интерес к предмету; способствовать развитию речи учащихся.

- воспитательные: создать условия для проявления интереса к открытию новых знаний, чувства любви к живой природе и бережного отношения к ней, возникновения ситуаций, способствующих развитию умения общаться.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое опыление, как распространяются семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе.

Оборудование: компьютеры для детей, компьютер учителя, интерактивная доска, учебник Плешакова А.А. (часть 1), рабочая тетрадь.

Ход урока

I.Организационный момент. Релаксация

Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Начнём урок окружающего мира.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

- Давайте окунемся в прошлое и вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (мы говорили, как растения дышат и питаются)

- Расскажите о дыхании растений?

- Расскажите о питании растений?

- Почему растения не могут жить без солнечного света?

- Почему животные и люди не могут жить на Земле без растений?

Нас с вами окружает удивительный мир растений. Это деревья, кустарники, травы. Они разнообразны и прекрасны. Мы узнали, как растения дышат и питаются. Какие ещё процессы происходят с растениями?(Растения размножаются, развиваются, умирают)

III. Самоопределение к деятельности

(слайд 1)

- Как изменяются растения с приходом весны?(на растениях появляются цветы)

- Что образуется на месте цветка? (На месте цветка образуется плод с семенами)

- Для чего растению семя?

- Исходя из всего сказанного, подумайте, о чем будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока (Слайд 2)

- Чтобы изучить нашу тему, давайте поставим перед собой цели урока, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока

1) Размножение растений

- Вы уже сказали, что весной и летом на растениях появляются цветы.

(Слайд 3)

- Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых?

- Что они там делают?

Чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать.

Однажды ученые поставили такой опыт: на груше выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? (Ответ детей) На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей - ни одной!

- Почему это произошло?

Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена.

- Кто знает, как называется такая работа насекомых? (Опыление)

- Что такое опыление? (Ответ детей)

2) Работа по учебнику

А поможет разобраться с этим вопросом учебник. Откройте учебники на с. 78, найдите последний абзац. Прочитает Солонина Анна.

- Так что же такое опыление? (Перенос пыльцы с одного цветка на цветок такого же вида)

- Кто выполняет работу по опылению? (Насекомые - опылители: пчелы, бабочки, шмели)

- Что произойдет, если цветок не будет опылен? (Не образуются плоды с семенами).

3) Выполнение задания в рабочей тетради

Сколько сегодня употребили разных научных слов, что бы их хорошо запомнить, давайте составим толковый словарик по теме «Опыление». Откройте рабочие тетради на стр. 45, найдите задание 2 (1) Возьмите карандаши. В левом столбике даны слова, а в правом пояснения к ним, но они перепутаны. Укажите стрелками пояснения к словам. В случае затруднения используйте текст учебника.

(Слайд 4)

- Прочитайте первое слово в левом столбике? (Нектар).

- Какое определение подойдет к этому слову. Соедините стрелкой.

Продолжите работу самостоятельно.

Взаимопроверка (Слайд 5)

- Поменяйтесь тетрадями. Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

- Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руки. Молодцы.

- Кто допустил ошибки. Ничего страшного, невнимательно поработали с текстом. Какие ошибки допустили, исправьте их.

VI. Физкультминутка

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Крылья сложили назад.

VII. Продолжение работы по новой теме

1) Плоды путешествуют. Практическая работа.

- А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

Плоды растений - настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Отправляются семена - путешественники искать новые, необжитые места. У каждого семени свой «транспорт». А какой, мы с вами сейчас узнаем.

Работа в парах

Сейчас мы будем работать в парах.

Откройте компьютеры. Рассмотрите картинки.

- Какое растение вы видите? Как вы думаете, каким способом распространяют свои семена одуванчики? (При помощи парашютов ). А что им помогает улететь на далекие расстояния?(Слайд 6, щелкнуть 1 раз)

- Какие еще растения распространяются таким же способом? Назовите их.

- А теперь посмотрите на плоды березы, щелкните следующий слайд. Клена, липы. Как они распространяются? (При помощи крылышек, а помогает им ветер)

Щелкайте следующий слайд. Какие растения перед вами?

- Рассмотрите семена репейника, череды. Как они распространяются? (Цепляются за шерсть животных и одежду человека) (Слайд 6, щелкнуть 2 раз)

Сделайте вывод. Какие существуют основные способы, с помощью которых распространяются семена.( Их могут разносить ветер, животные(или человек). (Слайд 7)

На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы - им не хватило бы места, света, питания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.

Но это не все способы распространения семян, есть еще другие. Если вас это заинтересовала. Вы можете узнать о них самостоятельно и рассказать о них на следующем уроке всем ребятам. Где вы можете найти такую информацию?

VIII. Физкультминутка для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

2) Как развиваются растения

Семена попутешествовали и куда же они попадут?

- А какие условия нужны семенам, что бы из них выросло новое растение?

Чтобы из семени выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло, есть влага и воздух, т.е когда попадает в почву.

- Как же развивается растение из семени? (слайд 8)

Сначала появляется корешок, а потом- стебелек с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нем появляются цветки, а после опыления на месте цветков - плоды с семенами.

2-3 человека показывают у доски.

IX. Рефлексия

Ну что же я хочу вам напомнить, что в начале урока мы с вами поставили перед собой цели. Как вы думаете, удалось ли нам их достичь?

Предлагаю, поставить самим себе отметку и сказать, что же у вас лучше всего получилось в работе на уроке, а чего не получилось на уроке

X. Итог урока

Еще раз кратко обозначим то, что сегодня узнали на уроке.

- Как размножаются большинство растений?

- Расскажите о процессе оплодотворения?

- Как распространяются семена?

XI. Домашнее задание: подготовить сообщения на темы «Хохлатка», «Сон - трава», «Волчье лыко», «Купальница», «Кувшинка», используя дополнительные источники.

XII. Оценивание работы детей и выставления отметок.





Домашнее задание:

  1. Учебник стр.78- 80 прочитать

  2. Подготовить сообщение о растении на тему «Хохлатка»

Домашнее задание:

1. Учебник стр.78- 80 прочитать

2. Подготовить сообщение о растении на тему «Сон - трава»

Домашнее задание:

1. Учебник стр.78- 80 прочитать

2. Подготовить сообщение о растении на тему «Волчье лыко»

Домашнее задание:

1. Учебник стр.78- 80 прочитать

2. Подготовить сообщение о растении на тему «Купальница»

Домашнее задание:

1. Учебник стр.78- 80 прочитать

2. Подготовить сообщение о растении на тему на тему «Хохлатка»

Домашнее задание:

1. Учебник стр.78- 80 прочитать

2. Подготовить сообщение о растении на тему «Хохлатка»



© 2010-2022