Урок русского языка в 3 классе Приемы формирования орфографической зоркости

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План- конспект открытого урока по русскому языку составила учитель начальных классов МБОУ «Параньгинская средняя общеобразовательная школа» Республики Марий Эл Липатникова Лариса Леонидовна.

Место урока в учебном плане: 3 класс, III четверть, образовательная система «Школа 2100» (авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина).

Тема : Приемы формирования орфографической зоркости.

Задачи: 1) закрепить умения обнаруживать орфограммы, соотносить их с правилом, осуществлять орфографический самоконтроль ; 2) развивать речь, память, мышление, слух. 3) воспитывать любовь к природе, чувство дружбы и товарищества.

Оборудование: рисунки первоцветов, иллюстрация к картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели», скворечник, конверт с письмом,

Тип урока: закрепление изученного материала

.

Методы обучения: словесный, наглядно- образный, частично- поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, по вариантам.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы урока.

III.Закрепление приемов формирования орфографической зоркости.

1.Загадка. Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет - в лесу подснежник расцветет. (Весна)

- Как определили, что это весна? (Подснежник расцветает весной).

- Почему цветок так называется?

- Назвать родственные слова к слову подснежник, отвечающие на вопросы кто? что? ( Снежок, снеговик, снежинка, снегопад, Снегурочка, снегирь).

Назовите «опасное место» во всех этих словах. Как его проверить?

Вывод: На месте одного и того же безударного гласного звука при письме бывают разные буквы. Но правильная для слова только одна . Ее нужно выбрать. Выберешь не ту букву - допустишь ошибку.

- Какие еще первоцветы знаете? (учащиеся называют первоцветы, учитель показывает рисунки).

Воспитательный момент: Не рвать первоцветы! Их становится все меньше и меньше. Многие занесены в Красную книгу.

2. Минутка чистописания.

Запись на доске и в тетрадях: В в Подбор и запись однокоренных слов к слову весна: веснушки, весенний

Разбор по составу. - Что называется окончанием? Основой? Корнем? Суффиксом?

- Куда падает ударение в этих словах?

- Как проверить безударную гласную? (весны)

Вывод: в данном примере проверить безударную гласную можно постановкой имени существительного весна во множественное число.

3.Коллективная работа.

Распространите предложения, используя имена прилагательные.

На доске: Отшумели . . . вьюги. Ярче светит . . . солнце. Скоро покажется . . . травка. На деревьях появятся . . . листочки. ( Дети называют имена прилагательные, учитель записывает их на доске).

- Выписать из текста слова с различными орфограммами, подчеркнуть эти орфограммы.

4.Работа по иллюстрации к картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Выступление ученика: « Послушайте, как о картине говорит писательница Н.Шанина.

Эту картину написал Алексей Кондратьевич Саврасов. На первом плане художник нарисовал грачей. Птицы заняты важным делом. Они спешат построить жилье. В центре картины кривые, изогнутые березки. На заднем плане видны крыши сараев и церковь. А дальше простор земли, легкое небо. Цвета голубые, серые, нежные. Полотно полно света, свежего дыхания весн».

-Весной грачи вьют гнезда . А где будут жить прилетевшие скворцы? ( Учитель показывает скворечник).

-Чем птицы помогают людям? ( Поедают вредных насекомых, красиво поют).

- Можно это назвать дружбой? (Да, птицы - наши пернатые друзья).(Воспитательный момент).

Самостоятельно составить и записать в тетрадь предложение о птицах, выделить орфограммы.

5.Списать с доски пословицы о дружбе, вставляя пропущенные слова.

Сам погибай, а . . . выручай. (товарища).

К дому друга . . . никогда не бывает длинной. (дорога)

Проверьте написание пропущенных слов по орфографическому словарю, используя памятку. (Проверка выполняется по вариантам).

Проверь: прочитай слово у себя и еще раз сверь со словарем.

6. А может ли быть дружба между мальчиком и девочкой?

Вот такое письмо написал мальчик девочке:

Здра . ствуй, . оня! Ж . ву я х . р шо. Я оч . нь ра . . Ве . ь т . перь у м . ня есть . ар . к. Он звонк . ла . т. Твой дру . . е . -Почему мальчик оставил «окошки»? (Он не знал, какие нужны буквы, а делать ошибки не захотел). Дети объясняют орфограммы, затем списывают текст.

IV. Обобщение.

- О чем говорили на уроке?

- Что нового узнали?

V. Итог урока. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. Составь словарный диктант и запиши его в тетрадь. Включи в него слова из словаря учебника ( с. 171- 172) : имена существительные, обозначающие продукты питания и имена прилагательные, обозначающие цвет.



© 2010-2022