Программа по внеурочной деятельности Светофорик

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За 12 месяцев 2014 года на дорогах Московской области зарегистрировано 718 (АППГ - 724 ДТП) дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 30 несовершеннолетних погибли (АППГ - 36) и 752 (АППГ - 772) юных участника дорожного движения получили травмы различной степени тяжести. Процент дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадали дети, от общего количества учетных ДТП, зарегистрированных в Подмосковном регионе, составил 8%, погибших в них детей 1,8%, травмированных 6,8%. За обозначенный период виновность в совершении дорожных аварий со стороны детей усматривается в 194 ДТП (АППГ 195, -0,5%), в результате которых 7 детей погибли (АППГ 8, - 12,5%) и 188 (АППГ 189, -0,5%) юных участников дорожного движения получили травмы. Основными нарушениями ПДД со стороны детей и подростков, повлекшими ДТП, стали: - переход проезжей части в неустановленном месте; - нарушение ПДД велосипедистами; - нарушение ПДД мотоциклистами; - выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта; - выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом; - неподчинение сигналам светофоров (для пешеходов); - игра на проезжей части; - ходьба вдоль проезжей части. 75 (39%) ДТП, в совершении которых усматривается вина несовершеннолетних, произошли по причине перехода проезжей части в неустановленном месте. Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил движения. А для серьезной работы нужна Программа. Данная Программа составлена на основе Правил дорожного движения от 18 апреля 2010 года, а так же Программы учебного курса «Безопасность на дорогах» под редакцией Н.Ф. Виноградовой по обучению школьников безопасному поведению на дорогах, изучению правил дорожного движения в общеобразовательных школах. Цель данной программы - вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города. Обучение правилам дорожного движения (далее ПДД) следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы. Изучение правил осуществляется с 1 ­класса во внеурочной деятельности. Занятия проводятся один раз в неделю по темам, предлагаемым далее. Продолжительность их 25 минут в 1-2 классах. В начале учебного года, а так же перед каждыми каникулами проводится необходимый в данное время года инструктаж. Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа в сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного перекрестка. Во время бесед необходимо доводить случаи нарушения ПДД учащимися школы, учить детей давать оценку таким нарушениям, но при этом беседы не должны носить характер запугивания школьников. Ребенок должен не бояться дороги и транспорта, а уметь пользоваться накапливаемым на занятиях опытом. Для закрепления знаний применяются настольные игры и подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д. Подвижные игры и тренировки лучше проводить на школьном участке, на специально размеченной площадке. Занятия надо строить так, чтобы теоретические сведения по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступят к выполнению упражнений и игр. Проверку знаний желательно проводить в форме соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами. Планируя внеурочную деятельность в начальной школе, предусмотрены различные упражнения, выполнение самостоятельных заданий, работ в индивидуальных тетрадях по ПДД, организация работы и привлечение отрядов ЮИД, изготовление учебно-наглядных пособий. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Личностные УУД: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: - Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности в заданной ситуации; - Проговаривать последовательность действий при решении поставленной ситуативной задачи; - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - Ориентироваться в системе дорожных знаков (разрешающие, предупреждающие, запрещающие); - Проводить предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе по правилам дорожного движения; - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя и из документальных источников; - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы; - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по рисункам, схемам. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Читать и пересказывать текст. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). Программа направлена на формирование у учащихся начальной школы представлений о правилах поведения на улице, выработку умений по соблюдению правил дорожного движения и способности ориентироваться в окружающем пространстве улицы на основе развития сенсомоторных способностей детей.

Ожидаемые результаты: 1 приобретение знаний и навыков поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.); 2 усвоение правил движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее); 3 понимание сигналов светофора и регулировщика; 4 правила пользования автобусом, троллейбусом (соблюдать правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.); 5 знакомство со значением важнейших дорожных знаков, линий до­рожной разметки проезжей части улицы (дороги).

Учебно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п


Название темы
Кол-во часов

В том числе п/з


Дата

1

На чем люди ездят

1

0 1 нед.

2

Близко-далеко, быстро-медленно

2

0 2-3 неделя

3

Чему нас учат правила дорожного движения

1

0 4 нед.

4

Мы идем по улице (экскурсия)

1

1 5 нед.

5

Какие бывают дороги

2

0 6-7 нед 8 нед.

6

Где мы будем играть

1

0

7

Дорога за городом

1

0 9 нед.

10-12 неделя

8

Светофоры

3

1


9


Дорожные знаки


5


1 13-17 неделя

10

Пешеходный переход

2

1 18-19 неделя

11

Нас увидят в сумерках

1

0 20 нед.

12

Мы переходим улицу

2

1

13

Перекресток

1

0 23 нед. 24 нед. 25 нед.

14

Сигналы машин

1

0

15

Остановка транспорта

1

0

16

Мы- пассажиры

2

0 26-27 н 28 нед. 29-31 н

17

Мы едем на дачу

1

0

18

Опасные ситуации

3

0

19

Несчастный случай

1

0 32 нед. 33 нед.

20

Что мы теперь знаем

1

0


Итого часов

33

2 класс


п/п


Название темы

Кол-во

часов

В том числе п/з


Дата

1

О транспорте

2

0

1-2 нед

3-5 н.

2

Дорога

3

1

3

Дорога за городом

1

0

6 нед.

7 нед.

4

Части дороги

1

0

5

Дорожные знаки

4

1

8-11 н.

6

Внимание! Опасность!

4

1

12-15 н

7

Мы здесь живем

1

0

16 нед.

8

Будем уважать людей

1

0

17 нед.

9

Мы- пешеходы

2

1

18-19 н

20-21 н

10

Пешеходный переход

2

1

11

Светофор регулирует движение

2

1

22-23 н

24 нед.

25 нед.

12

Мы переходим улицу

1

1

13

Перекресток

1

1

14

Регулировщик

1

0

26 нед.

27-28 н

15

Мы- пассажиры

2

0

16

Будем уважать водителей

1

0

29 нед.

30 нед.

31-32 н

17

Мы едем в машине

1

0

18

Мы покупаем велосипед

2

0

19

Проверим себя

2

1

33-34 н


Итого часов

34




Содержание программы



1 класс



  1. «На чем люди ездят». Уточнить и расширить представления детей о современном транспорте. Учить детей классифицировать транспортные объекты по общему признаку, подвести их к пониманию того, зачем создают разный транспорт и как его используют.
  2. «Близко- далеко, быстро- медленно». Совершенствовать пространственную ориентацию учащихся. Подвести их к пониманию того, что скорость может быть различна и это необходимо учитывать, находясь на улицах, на дороге.
  3. «Чему нас учат правила дорожного движения». Познакомить детей с правилами дорожного движения, раскрыть необходимость их выполнения, формировать мотивы поведения школьников как участников дорожного движения.
  4. «Мы идем по улице». Познакомить детей с улицей города, особенностями движения по ней, учить наблюдать, замечать ситуации.
  5. «Какие бываю дороги». Формировать у детей представление о дорожном движении.
  6. «Где будем играть». Развивать у детей понимание, где можно играть.
  7. «Дорога за городом». Формировать у детей представление о правилах поведения на загородных дорогах, учить их ориентироваться в понятиях «загородная дорога, шоссе, обочина».
  8. «Светофоры». Уточнить имеющиеся у детей представления о светофоре, его назначении и цветовых сигналах.
  9. «Дорожные знаки». Расширить представление детей о дорожных знаках.
  10. «Пешеходный переход». Формировать у детей умение выполнять правила движения по улицам и пользоваться пешеходным переходом.
  11. «Нас увидят в сумерках». Формировать у детей представление о том, какого цвета одежда может стать причиной возникновения опасности и что делают для того, чтобы опасность не возникла.
  12. «Мы переходим улицу». Уточнить и расширить представление учащихся о правилах перехода улицы.
  13. «Перекресток». Формирование понятия «перекресток».
  14. «Сигналы машин». Проверить умение детей ориентироваться в пространстве, пользоваться понятиями «налево, направо».
  15. «Остановка транспорта». Расширять представление учащихся о правилах поведения на улице, в местах остановки транспорта.
  16. «Мы - пассажиры». Продолжать формировать у детей правила поведения в транспорте, учить различать понятия «пешеход, пассажир, водитель».
  17. «Мы едем на дачу». Познакомить детей с правилами посадки пассажиров разного возраста в салон легкового автомобиля.
  18. «Опасные ситуации». Познакомить детей с понятием «опасная ситуация», различать и избегать опасных ситуаций.
  19. «Несчастный случай». Развивать у детей умение правильно действовать в таких ситуациях, когда произошел несчастный случай.
  20. «Что мы теперь знаем». Проверить, как дети усвоили материал, который им предъявлялся в течение года.






2 класс


  1. «О транспорте». Уточнить и систематизировать представления второклассников о видах транспорта.
  2. «Дорога». Уточнить представление детей о дороге, ее основных частях, воспитывать культуру поведения на дороге. Развивать самоконтроль и самооценку учащихся.
  3. «Дорога за городом». Знакомить детей с особенностями загородной дороги, с правилами пешеходного и велосипедного движения за городом.
  4. «Части дороги». Совершенствовать умение детей использовать полученные знания при решении практических и учебных задач.
  5. «Дорожные знаки». Расширить представление о дорожных знаках, познакомить с понятиями «запрещающие, предупреждающие, предписывающие» знаки, знаки «особых предписаний», «информационные знаки».
  6. «Внимание! Опасность!» Формировать у детей представление об опасных ситуациях на дороге, различать и объяснять понятия «опасность, опасно, безопасно».
  7. «Мы здесь живем». Расширять у детей представление о культуре поведения в жилой зоне.
  8. «Будем уважать людей». Воспитывать у детей уважительное отношение и внимание к людям, которые нуждаются в помощи и защите.
  9. «Мы - пешеходы». Уточнить и расширить представление детей о правилах поведения пешеходов.
  10. «Пешеходный переход». Закрепить у детей знание дорожных знаков и дорожной разметки.
  11. «Светофор регулирует движение». Обобщить представления, характеризующие понятие «регулировать дорожное движение».
  12. «Мы переходим улицу». Развивать у детей умение использовать знания при решении различных задач.
  13. «Перекресток». Развивать у детей умение использовать полученные знания при решении задач.
  14. «Регулировщик». Формировать представление о том, как регулировщик осуществляет регулирование дорожного движения.
  15. «Мы - пассажиры». Уточнить и расширить знания детей о правилах поведения пассажиров.
  16. «Будем уважать водителей». Раскрыть понятие «уважение к водителям транспортных средств».
  17. «Мы едем в машине». Формировать у детей представление о правилах поведения в личном транспорте.
  18. «Мы покупаем велосипед». Формировать представление о правилах езды на велосипеде.
  19. «Проверим себя». Уточнить и систематизировать знания детей, осуществить контроль.



Методическое и материально-техническое обеспечение программы


Обучающая настольная игра «Мы спешим в школу», «Дорога».
Учебно-наглядное пособие для учащихся: 1-4 кл. «Я - пешеход, пассажир, велосипедист».
Фильм «Улица полна неожиданностей» (диск). «Смешарики. Безопасность на дороге» (диск). «Азбука безопасности. Уроки тетушки Совы» (диск).


Литература для учителя


Программа по курсу «Безопасность на дорогах» для детей младшего школьного возраста. /Н.Ф. Виноградова. - М.: ЭНАС-Класс, 2007.
Правила дорожного движения: метод. пособие. 1-4 кл. /В.Я. Сюньков, П.В. Ижевский, Б.О. Хренников/; под ред. П.В. Ижевского. - М.: Просвещение, 2009.



Литература для учащихся


Учебно-методический комплект «Безопасность на дорогах». Учебное пособие- тетрадь./Н.И. Маркин/; под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - М.: ЭНАС-Класс, ООО «Компания Профтехнология», 2009.











СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей _____________________ от «___» _______ 2015 №







СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ______________ Т.В. Золотова от «___» _________2015

© 2010-2022