Конспект урока по познанию мира Тема: «Дикорастущие и культурные растения»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПОЗНАНИЮ МИРА ВО 2 КЛАССЕ

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Цель урока: Познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями;

2. продолжать формировать общеучебные умения и навыки: работать с учебником, рабочей тетрадью, точно выполнять инструкции учителя;

3. развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

4. воспитывать бережное отношение к растениям.

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Исследование, наблюдение, беседа, использование художественного слова (стихотворение, загадки), наглядный материал картинки, карточки с опорными словами, рассказ по результатам наблюдения, практическая работа: посадка семян, ИКТ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Дети учатся:

- выделять свойства растений, которые позволяют их отнести к дикорастущим и культурным растениям ;

- определять условия, необходимые для жизни растений

УМЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДОСТИЖНИЯ ЭТОГО РЕЗУЛЬТАТА:

- описывать свойства растений;

- доказывать, что растение - это живое существо;

- выдвигать предположения об условиях необходимых для жизни растений.

Оборудование: Картины с изображением деревьев, кустарников и трав: ели, яблони, бука, граба, крыжовника, можжевельника, облепихи, рододендрона, мать-и-мачехи, помидора, василька, медуницы,

Ход урока

  1. Организационный момент Психологический настрой Каждый день - всегда, везде,
    На занятиях, в игре,
    Смело, четко говорим
    И тихонечко сидим. - Сегодня на уроке понадобится ваше внимание, помощь и поддержка. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно».

  2. Проведение тренинга для деления класса на группы. Памятка при работе в группах. Лист оценивания

  3. Проверка домашнего задания 1. Растения - это часть живой природы. Они растут и в лесах, и в степях, и в горах, и в воде. Рассмотрите картинки. Какие растения вы видите?

Сделаем вывод. На какие 3 группы можно разделить растения?

- Деревья, кустарники и травы.

Поговорим о деревьях. Дерево - это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем - стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону. Они не только дают нам кислород, но и защищают от пыли.

Деревья бывают двух видов - лиственные и хвойные.

-В чем различие хвойных деревьев от лиственных?

-Назовите лиственные деревья. Хвойные?

Следующая группа растений это кустарники. Кустарник - это растение с несколькими небольшими стволами, с ветвями, начинающимися сразу от земли. Они ниже деревьев. Кустарники ты мог видеть в саду. Это смородина , малина, крыжовник, жимолость, сирень…

- Назовите известные вам кустарники. Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Живут травы недолго. Обычно один или два года. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту 7 метров. Также к травянистым растениям относится подсолнечник, зерновые и овощные культуры.

2. На стикерах каждая группа учеников должна записать по 2 растения каждой группы

Деревья

Кустарники

Травы

сосна

шиповник

банан

карагач

барбарис

зверобой

3. Игра «Разноцветные ладошки». Вырезать из бумаги ладошки. Из ладошек сконструировать дерево, цветок, кустарник.

Составление схемы "Органы растений"

- При помощи стикеров дети подписывают органы растений. Самооценка.

- Какую роль выполняют органы растений?

4. Физминутка. Гимнастика для глаз.

IVВведение в тему

Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор ?

- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения '

(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и

т.д. Растения одевают человека - лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей - мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. - Сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие ель растет в лесу, яблоня - в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие - крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник - растение лесов.)

  • Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее - травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор - в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)

  • На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -растения, которые выращивает специально человек; вторая группа -растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую - дикорастущими растениями.

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся деревья, кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб; кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;

травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник,кавказский, василек.

Знакомство с дикорастущими растениями

  • Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко - синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек)

Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.

V.Работа по учебнику

А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикорастущих. Откройте учебники на странице 73. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.

- Назовите сначала дикорастущие, а затем - культурные растения.

Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы.

Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Рожь и пшеница. Растут на полях. Они называются зерновые растения.

Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах. Такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)

Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)

Лен, хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.

Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты. Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)

Лека́рственные расте́ния - обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения лекарств. В качестве лекарственных растений в начале широко используются алоэ, брусника, зверобой, календула, клюква, малина, мать-и-мачеха, мята, облепиха, подорожник, ромашка, солодка, тысячелистник, шалфей, шиповник и многие другие.

VI. Работа в группах по созданию постера

1 группа составляет постер «дикорастущие растения»

2 группа составляет постер «культурные растения»

3 группа составляет постер «культурные растения»

4 группа составляет постер «Лека́рственные растения»

Защита постеров. Самооценка.

VII Закрепление темы

1.Игра «Найди пару»

На доске - карточки со словами:

лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.

2. Тест

1. На какие группы делятся растения?

а) цветы, овощные культуры, деревья

б) фруктовые деревья, цветы, травы

в) деревья, кустарники, травы

2. Выбери характеристику цветковых растений

а) имеют стебли, листья, корни

б) имеют корни, стебли, листья, цветки, плоды

в) имеют стебли, листья

3. Стебель нужен растениям для того, чтобы ...

а) доставлять питательные вещества от корня к другим его органам

б) удерживать растение

в). придать растению форму

4. Сухие плоды - это:

а) яблоки, груши

б) черная смородина, земляника

в) пшеница, фасоль

5. Зеленый цвет листьям придает

а) перегной 6) хлорофилл в) фитонциды

1

2

3

4

5

Балл

1

1

1

1

1

Ответы

в

б

а

в

б


Самооценивание

- Давайте оценим себя сами, покажите карточку нужного цвета и поставьте в тетради свою оценку

Конспект урока по познанию мира Тема: «Дикорастущие и культурные растения»- у меня все получилось-5

- работал, но не всегда успешно-4

- не очень хотелось работать

Лист оценивания __ группы

Ф.И учащегося

тест

самооценка

взаимооценка

Итоговая оценка

VIII. Итоги урока.

  • О каких группах культурных растений мы сегодня говорили ? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)

  • Приведите по два - три примера растений каждой группы.

Домашнее задание.

  1. Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы):



© 2010-2022