ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Н.Н.Дремина (г.Зарайск)

[email protected]

м.т.: 8(925)229-89-81 Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм: любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Этому уделяется внимание в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г.» утвержденной Правительством Р.Ф. «…патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности оной из основ духовно-нравственного единства общества» [I Введение 2 абзац] Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство своей страны. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеет свои особенности. С первых дней учебы в школе содержание учебного материала в учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике включает вопросы и задания по изучению родного края, города, своей страны, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. На уроках, и во внеурочной деятельности учитель знакомит детей с государственной символикой, рассказывает о пользе ископаемых, которыми богата наша страна, и которые играют большую роль в экономике страны, а значит в развитии и процветании. Заучивая стихи о природе, любуясь красотой природы в разные времена года - это тоже почва, чтобы взрастить семена патриотизма. В воспитании многогранного чувства любви к Родине, сначала надо представить,на базе каких чувств эта любовь может сформироваться, и без какой эмоциональной познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность к Родине, то младших школьников надо учить уважать окружающих людей, товарищей, одноклассников, не предавать друзей, воспитывать « чувство локтя». Этому способствуют утренники, внеклассные мероприятия . Прежде чем сопереживать бедам и проблемам Родины, ребенок должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Чтобы восхищаться просторами страны, ее красотами и богатствами, надо научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Чтобы человек смог трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. Базой для патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитания. Именно они дадут ростки гражданско-патриотического чувства. На занятиях в ГПД я стараюсь расширить представления детей о нашей Родине, о ее народе. Детям очень интересно «путешествовать» в прошлое нашей страны, когда они узнают о том, что наши предки-люди, жившие много веков назад, и назывались они тогда славяне - славные, значит хорошие. Рассматривая иллюстрации, дети подмечают, что они все голубоглазые, светловолосые, высокого роста, сильные, мужественные люди. Дети на этих занятиях узнают о том, чем занимались славяне, что слово «деревня» пошло от слова «дерево» -дома из дерева, а враги славян называли Русью. Читаем в сказках: «Фу-фу, русским духом пахнет…»- значит человечьим духом. Чувство гордости за свой народ вызывают занятия о богатырях земли русской. Богатыри- мужественные и сильные люди, о которых народ слагал легенды и передавал их друг другу из уст в уста. Так богатыри стали героями русских былин, которые и дошли до наших времен. Говоря о России, обязательно касаюсь темы о многонациональном составе населения , воспитываю уважительное и дружелюбное чувство к людям разных национальностей. Все они говорят на своем языке, имеют свою историю, культуру, традиции (это то, что передается из поколения в поколение: народные праздники, свадебные традиции и т.д.). У русского народа -Масленица, Рождество, Пасха и др., у татарского- Сабантуй-праздник окончания посевных работ. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина- Россия. Рассказывая детям о символах нашего государства, им всегда интересно узнать о цветовом решении нашего флага, им нравятся его цвета: яркие и сочные. Говорю детям, что эти цвета всегда считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды. Белый цвет- обозначает мир и чистоту. Синий- небо и верность. Красный- огонь и отвагу. Рассматривая герб нашего государства, с гордостью говорю детям о том, что орел двуглавый тоже не случайно: чтобы охранять такую огромную территорию. Нужно видеть всю страну одновременно и справа и слева. На щите у орла - всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества. В руках у него серебряное копье. Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Добро побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость. Такие занятия формируют уважительное отношение к государственным символам. Давая детям знания о стране, городах, реках, природе, нельзя забывать о людях, которые прославляли и прославляют нашу страну: это герои войн, полководцы, спортсмены, ученые, космонавты- у нас есть кем гордиться; более подробно знакомимся с нашими героями - земляками, которые отдали свои жизни за нашу родину, подарили нам мир и свободу. Педагог на своем примере должен показать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники, что ожидает нашу страну в будущем. Необходимо, чтобы дети чувствовали и видели, что мы на деле, а не на словах любим свою страну. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись не эпизодически, а быть системной.

Используемая литература:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г.г.» Постановление Правительства Р.Ф.

11 июля 2005г. - М., 2005

2. Артемов В.В. «Страницы Российской истории». - М., 2005.

3. Агапова И., Давыдова М. «Патриотическое воспитание в школе». -

М. Айрис-пресс,2002.

4. Ефремова Г. « Патриотическое воспитание школьников»

Воспитание школьников - 2005г. - №8.

5. «Как научить детей любить Родину» (Руководство для воспитателей и учителей) Авторы-составители: Ю.Е.Антонов и др.

6. Коти Т. «Моя первая книга о России» - М., 2003г.


© 2010-2022