Обобщение опыта по теме Проектная деятельность в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ

КРАСНОПЕРЕКОПСКОЙ РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ПОЧЁТНЕНСКИЙ УВК «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ»






ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ












Содержание Введение I. Проектная деятельность в начальной школе 1.1. Проектная деятельность 1.2. Из истории проектов 1.3. Что такое метод проектов 1.4. Требования к проекту 1.5. Классификация проектов 1.6. Презентация проектов II. Особенности осуществления проекта в начальной школе 2.1. Готовность младших школьников к проектной деятельности 2.2. Метод проектов в урочное и внеурочное время III. Практическая часть 3.1. Школа будущего - школа проектов? 3.2. Проект «Профилактика детского сколиоза и коррекция осанки учащихся начальной школы как условие формирования культуры здоровья подрастающего поколения» 3.3. Проект «Школа культуры здоровья» 3.4. Проект «Село, моё родное село» Заключение Литература





3 - 4 4 - 14 4 - 6 6 - 7 7 - 8 8 - 9 9 - 12 12 - 14 14 - 21 14 - 16 16 - 21 21 21 - 23 23 - 25

25 - 29 29 - 33 33 - 34 35



Введение Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в современных условиях нам необходимы методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение на основе желания? Как активизировать учащегося, стимулировать его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Принципы личностно ориентированного обучения, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали, в первую очередь, новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; - развивали бы, в первую очередь, исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки; - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов. Сегодня уже никого не приходится убеждать в его важности и необходимости. Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Актуальность выбранной темы «Проектная деятельность в начальной школе» заключается в том, что, выполнение проекта позволяет ученику развить виды деятельности:
• мышление;
• поиск информации;
• анализ, экспериментирование;
• принятие решения;
• самостоятельная работа и работа в группах;
• применение и углубление знаний, а также проявить и развить творчество, активность, инициативу. Цель данной работы: изучить принципы проектной деятельности, её влияние на развитие личности учащихся начальной школы. Задачи: познакомиться с историей проектного метода, его ролью в развитии личности; раскрыть понятия «проект», «метод проектов», «проектная деятельность»; изучить классификацию проектов, требования к их разработке и подготовке презентаций; обобщить особенности осуществления проекта в начальной школе; проанализировать готовность младших школьников к проектной деятельности, систематизировать собственный опыт и опыт коллег в реализации метода проектов; разработать методические рекомендации для педагогов - руководителей проектов.

I. Проектная деятельность в начальной школе

1.1. Проектная деятельность Вместе с понятием «проект» активно используются понятия «проектная деятельность», «творческая проектная деятельность», «проектное обучение». «Годы обучения в начальных классах - это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития детей», - писал В.А. Сухомлинский. Сделать этот период в жизни современного школьника ярким, радостным, полезным, запоминающимся достаточно трудная задача для учителя начальных классов. Проектная деятельность является прекрасным способом реализации главной цели обучения - воспитания успешного человека, так как вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков способствует развитию личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Подобный метод позволяет учащимся приобретать знания, которые не возможно было бы получить на основе традиционных методов обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни. Говоря об эффективности проектной деятельности, приведу китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня и я научусь». Примером любой проектной деятельности в современном обществе является получение продукта путём целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, проектирование - это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной, вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определенного результата, причем результата, планируемого еще в самом начале проекта. Другими словами, любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Элементы проектной деятельности учителя очень часто включают в свои уроки, когда учат детей планировать и действовать по составленному ими же плану.

1.2. Из истории проектов Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Идея использования метода проектов принадлежит английскому педагогу Сесилю Редди (80-90 г.г. XIX в.). В начале нынешнего столетия в США также возник метод проектов. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом в определённой области знаний. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Идеи проектного обучения в России возникли одновременно с разработками американских педагогов. Например, под руководством С.Т. Шатского в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, которые использовали проектные методы в практике преподавания. В 1920-х годах все преимущества и недостатки применения данного метода нашли свое отображение в идеях и опыте В. Н. Шульгина. Его «теория вымирания школы» строилась не столько обучению по программе, интересам учащихся, сколько потребностям окружающей жизни. Результаты работы по методу проектов были хозяйственными, производственными, политическими, культурно-образовательными. Использование такого метода меняло формы учебной работы с классно-урочной на лабораторную, бригадную. Н.К. Крупская считала, что метод проектов приучал детей к плановой работе, развивал инициативу, умение взвешивать обстоятельства, приучал к самостоятельности, расширял сферу интересов, учил наблюдать, проверять себя в работе. Но чрезмерное увлечение методом проектов мешало классно-урочной системе. Введение этого метода было не продумано и непоследовательно, поэтому решением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод был осужден и запрещен. В зарубежных школах США, Великобритании, Бельгии, Израиля, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландов метод проектов развивался и был достаточно востребован. Отзвуки проектной деятельности появились в 30-50-е годы и в бывшем СССР. Фронтальная организация занятий в отечественной школе осталась основной, и в 40-х годах метод проектов заявил о себе в искусстве дизайна (рисунок, проект). В 60-х годах в работах Л.П. Аристова, М.А. Данилова, Б.П. Есипова появился интерес к групповой форме обучения, изучению проблемы познавательной активности и самостоятельности учащихся. В 70-е годы важное направление исследований
0.М. Олексюка, Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера было связано с учебно-познавательной деятельностью учащихся в условиях коллективной, групповой, индивидуальной работы в классе. Появились
исследования В.К. Дьяченко, В.В. Котова, Т.А. Цукермана, О.Г. Ярошенко, которые были связаны общими принципами организации групповой учебной деятельности. «Табу» на проектную деятельность в отечественной школе существовало до 90-х годов прошлого века. В наше время проектная деятельность все больше привлекает внимание украинских педагогов, как одна из активных форм развития познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, практически мыслить. 1.3. Что такое метод проектов Под методом проектов сегодня понимается а) комплекс идей, б) четкая педагогическая технология, в) конкретная практика работы педагога. Основной тезис современного понимания метода проектов: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить». Метод - это дидактическая категория, путь познания, способ организации процесса познания, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практических и теоретических знаний или деятельности. Проект (от лат. - брошенный вперед) - а) совокупность документов для создания изделия, б) предварительный текст документа, в) замысел, план, прообраз какого-либо объекта. Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов тесно связан с личностно ориентированной технологией. Признаки проектной методики как личностно ориентированной технологии:

  • наличие идеи автора;
  • точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения;
  • связь идеи проекта с реальной жизнью;
  • самоорганизация и ответственность участников проекта;
  • консультативно-координирующий характер деятельности учителя;
  • обоснованная технология обучения коммуникативной компетенции.
1.4. Требования к проекту В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту совершенно особые: 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -исследовательской, информационной, практической. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект - это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. 1.5. Классификация проектов Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта. 1. Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. 2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. 3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. 4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. 5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? По комплексности (иначе говоря, по предметно - содержательной области) можно выделить два типа проектов. 1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя могут использовать и информацию из других областей знаний и деятельности. 2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: - внутриклассными; - внутришкольными; - внутренними; - региональными; - межрегиональными; - международными; - конкурсными (на грант). Два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий. Классификация проектов по продолжительности. Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков. Средней продолжительности - несколько месяцев. Долгосрочные - несколько лет. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации - выполняется во внеурочное время. 1.6. Презентация проектов Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов: артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.) Виды презентационных проектов могут быть различными, например: - Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа). - Деловая игра. - Демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе информационных технологий. - Диалог исторических или литературных персонажей. - Защита на Ученом совете. - Игра с залом. - Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций. - Инсценировка реального или вымышленного исторического события. - Научная конференция. - Отчет исследовательской экспедиции. - Пресс-конференция. - Путешествие. - Реклама. - Ролевая игра. - Соревнование. - Спектакль. - Спортивная игра. - Телепередача. - Экскурсия. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, демонстрируя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка и развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения: - кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта; - демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; - анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; - демонстрировать найденное решение; - анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение. II. Особенности осуществления проекта в начальной школе 2.1. Готовность младших школьников к проектной деятельности Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 6-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, считаю реальным и целесообразным его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты использования метода проектов в работе с детьми младшего школьного возраста. По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б. Эльконин), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что «существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов». Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшения различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, касается и применения проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем. Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится: - умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий); - умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); - умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать); - умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). Данные умения формируются с первых дней пребывания ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону (построение высказываний), так и внутреннюю сторону (содержание высказываний). Во-вторых, важным показателем готовности младших школьников к проектной деятельности является развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя: - развитие аналитико-синтетических действий; - сформированность алгоритма сравнительного анализа; - умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; - возможность выделять общий способ действий; - перенос общего способа действий на другие учебные задачи. При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность. К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность. Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления, осуществляется с 1-го по 4-й класс в ходе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом. В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной, самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений: - адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; - обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; - выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания. Следует особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения. 2.2. Метод проектов в урочное и внеурочное время Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов - к долговременным, межпредметным, от личных проектов - к групповым и общеклассным. В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: - мотивационный (учитель: предлагает проблему, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); - планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее - с увеличением ученической самостоятельности); - информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); - рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности, - самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы

учитель УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе - этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта - это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, так как участники проекта - младшие школьники. Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта - организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся. На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо объединить детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости - определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным. После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать «маленьким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности учащихся. Этап презентации, как один из этапов проектной деятельности и, с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать, прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения, и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. Метод проектов - это одна из реальных возможностей использовать жизнь для достижения воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки: 1. Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи. 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умение взаимопомощи в группе при решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5. Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 6. Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы. III. Практическая часть. 3.1. Школа будущего - школа проектов? Вопрос преемственности в нашем Почётненском УВК «школа-лицей», имеющего статус «Школы будущего», всегда находится на первом месте. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе проведения круглых столов по обмену опытом, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей в среднее звено: - низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; - неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и определить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; - разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; - отсутствие навыков переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации - в жизненную. Именно поэтому четыре года назад я начала работать над научно-методической проблемой «Проектная деятельность в начальной школе». Ведь эта деятельность не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация - стремление успешно разработать тему проекта - оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у детей умений вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встречаются впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а, получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний - он учится учиться. Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку: - успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности; - знания проявляются в нестандартной, новой ситуации и требуют от детей использования умений из разных образовательных областей; - выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду; - проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы; - детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личности, способной активно действовать в современной жизни. С презентацией проектной деятельности я выступила на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов и на родительском собрании. 3.2. Проект «Профилактика детского сколиоза и коррекция осанки учащихся начальной школы как условие формирования культуры здоровья подрастающего поколения» Прежде чем предложить выполнить проект учащимся начальных классов Почётненского УВК «школа-лицей», я сама попробовала принять участие в проекте «Профилактика детского сколиоза и коррекция осанки учащихся начальной школы как условие формирования культуры здоровья подрастающего поколения». Цели проекта: - сохранение и укрепление здоровья учащихся путём внедрения здоровьесберегающих технологий; - формирование у учащихся навыков и умений самосовершенствования; - воспитание бережного отношения к своему здоровью как к наивысшей социальной ценности. Проект проходил под руководством управления образования и по делам детей Красноперекопской райгосадминистрации. Задачи проекта заключалась в приобретении индивидуальных регулируемых парт и стульев для коррекции осанки и профилактики детского сколиоза; создании материальной базы, способной удовлетворить запросы современного младшего школьника и способствующей его оздоровлению, физическому развитию и успешному обучению; формировании осознания учеником роли физического совершенства во всестороннем, гармоническом развитии личности, сознательного отношения к укреплению своего здоровья. Население, которое будет иметь выгоду от проекта: учащиеся 1-4 классов, их родители. Ожидаемые результаты проекта: - создание здоровьесберегающей образовательной среды, в которой учащиеся начальных классов получат возможность: - успешного обучения; - получения качественного общего среднего образования; - сохранения и развития физического, психологического, духовно-нравственного и социального здоровья; - формирования правильной осанки, подтянутости; - обеспечения высокого уровня культуры поведения в отношении собственного здоровья; - повышения уровня физической трудоспособности. Было очень интересно принимать участие в проекте, и я поняла, что моим учащимся тоже будет очень интересно выполнять проекты. А когда школа получила индивидуальные регулируемые парты и стулья для коррекции осанки и профилактики детского сколиоза, радости не было предела (фото). Обобщение опыта по теме Проектная деятельность в начальной школе Обобщение опыта по теме Проектная деятельность в начальной школе
3.3. Проект «Школа культуры здоровья» Следующий шаг - учащиеся 4 класса вместе со мной, классным руководителем, под руководством Коваленко Т.В., директора Почётненского УВК «школа-лицей», Золотарёвой Г.В., заместителя директора по воспитательной работе, Кунаховой Н.В., заместителя директора по учебной работе, приняли участие в реализации долгосрочного проекта «Школа культуры здоровья». Цель проекта: Внедрение технологий здоровьесберегающей педагогики с целью формирования культуры здоровья каждого ребёнка. Задачи:

  • Привлечение родительской общественности, представителей медицинской отрасли, органов ученического самоуправления, общественных организаций и объединений к проведению превентивных мероприятий по профилактике негативных проявлений в детской и молодёжной среде.
  • Овладение практическими здоровьесберегающими умениями и навыками.
  • Воспитание у детей чувства ответственности за состояние своего здоровья, национального самосознания.
  • Создание условий для улучшения физического состояния детей, выбора определённой спортивной специализации.
  • Организация здорового досуга.
  • Привлечение учащихся к планированию оздоровительной деятельности школы.
  • Создание модели культуры здоровья, здорового способа жизни соответственно возрастным особенностям учащихся.
Нами были определены следующие направления реализации проекта:
  • оформление уголков здоровья;
  • проведение физкультминуток во всех классах;
  • проведение гимнастики для глаз;
  • проведение музыкальных перемен;
  • введение утренней зарядки (1-4 класс);
  • осуществление проектной деятельности;
  • активизация работы Министерства здоровья и экологии ученического государства;
  • образовательно-просветительская работа среди родителей (классные собрания, родительский всеобуч, анкетирование);
  • оформление уголков для родителей в классах и школе;
  • озеленение классов и школы;
  • применение ароматерапии;
  • использование слайд-шоу, DVD-проекта «Азбука здоровья».







Участие учащихся 4 класса в проекте

«Школа культуры здоровья» Обобщение опыта по теме Проектная деятельность в начальной школе
Обобщение опыта по теме Проектная деятельность в начальной школе Обобщение опыта по теме Проектная деятельность в начальной школе
Обобщение опыта по теме Проектная деятельность в начальной школе


Модель культуры здоровья, которую предложила начальная школа

Обобщение опыта по теме Проектная деятельность в начальной школе
3.4. Проект «Село, моё родное село» Маленькое участие в проекте «Школа культуры здоровья» так заинтересовало моих учащихся, что они сами предложили создать свой проект. Тему для проекта ребята предложили сами «Село, моё родное село». Цель проекта:

  • изучить историю села;
  • обогатиться знаниями о выходцах из села;
  • изучить растительный мир сельской местности;
  • воспитывать на обычаях и традициях села настоящих патриотов страны.

Задачи проекта:
• изучить историческое прошлое родного села;
• обогатиться знаниями о выходцах из села;
• заботиться об экологической культуре учащихся;
• прививать любовь к селу, желание следовать примеру старшего поколения.

Ожидаемые результаты:
• обогащение знаний учащихся об историческом прошлом села;
• побуждение учеников к краеведческо-поисковой работы;
• знакомство учащихся с людьми, которые являются гордостью села;
• создание экологической тропы в деревне;
• изготовление альбома «Тропами родного села».

Мероприятия:
«Тропами родного села» - экскурсия по экологической тропе.

«Гордость нашего села» - встреча за «круглым столом» с почётными жителями села.
«Растем вместе с деревцами» - высадка аллеи в центре села.

«Из бабушкиного сундука» - экскурсия в музей.

«Село мое - неповторимое» - выпуск стенгазеты (запись собственных стихов, размышлений о селе).
«Село мое, для меня ты единственное» - воспитательное мероприятие.

План реализации проекта

п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Исполнители

Прогнозируемые результаты

1.

Сбор материала по теме

Месяц

Учитель, ученики, родители Познакомиться с историей села, узнать происхождение названия «Почётное»; собрать интересные материалы о выходцах из села

2.

Выпуск стенгазеты «Село моё-неповторимое»

Неделя

Учитель, ученики Учить учащихся составлять собственные рассуждения о селе, поэтические произведения; прививать любовь к селу; обогатить знания учащихся воспоминаниями односельчан

3.

Экологическая дорожка «тропами родного села»

1 час

Учитель, ученики Принять участие в создании экологической тропинки; воспитывать любовь к природе

4.

Экскурсия по школьному двору

1 час

Учитель, ученики

Познакомить учащихся с растениями нашей местности, которые занесены в Красную книгу, поощрять сбор лекарственного сырья

5.

«Из бабушкиного сундука»

1 час

Учитель, ученики, руководитель школьного музея Познакомить учащихся с историей села, с материалами об односельчанах, которые есть в музее, с образцами вышивок национальной одежды, другими экспонатами

6.

«Растём вместе с деревцами»

1 час

Учитель, ученики Посадить аллею в центре села; заботиться об обогащении природы села

7.

Конкурс «Песни сердца моего»

1 час

Учитель, ученики, родители Научить детей исполнять украинские народные песни; записать колыбельные песни; прививать любовь к народной песне

8.

Воспитательное мероприятие «К бабушке на обед»

1 час

Учитель, ученики, родители Научить учащихся готовить украинские блюда; ознакомиться с рецептами любимых семейных блюд, рассказать о традициях Рождественского и Пасхального стола; воспитывать у учащихся культуру поведения за столом

9.

Встреча за круглым столом «Гордость нашего села»

1 час

Учитель, ученики Провести встречу с людьми, которые являются гордостью села, учить учеников наследовать лучшие черты этих людей; воспитывать любовь к своему любимому делу

10.

«Жизнь -наивысшая ценность»

1 час

Учитель, ученики Возложение цветов на могилу воинов, которые погибли за освобождение села

11.

Устный журнал «Моё село»

Неделя

Учитель, ученики Систематизировать собранные материалы в отдельном альбоме

12.

Участие в общешкольном празднике «Село моё, ты для меня единственное»

Месяц

Учитель, ученики класса и всего Почётненского УВК Раскрыть детям историческое прошлое села; развивать чувство уважения к старшему поколению; воспитывать любовь к «маленькой родине»


Итогом реализации проекта «Село, моё родное село» стала презентация на общешкольном родительском собрании. Заключение Таким образом, проектная деятельность, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Проектная деятельность, с точки зрения учителя, - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем реализации задач, вытекающих из неё. Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. Цель и задачи данной работы были выполнены. Изучены принципы проектной деятельности, её влияния на развитие личности учащихся начальной школы. Я изучила педагогические и психологические научно-методические издания, которые помогли мне раскрыть аспекты данной работы: историческое развитие проектного метода, его роль в развитии личности, понятия «проект», «метод проектов», «проектная деятельность»; требования к проектам, классификацию проектов, выполнение презентаций проектов; особенности осуществления проекта в начальной школе. Я проанализировала готовность младших школьников к проектной деятельности, рассказала о своём опыте и опыте коллег в этом вопросе, разработала методические рекомендации для педагогов - руководителей проектов.



Литература 1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. - 187 с. 2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. - 2005. - № 6. - с. 25-27. 3. Довгопол И.И., Ивкова Т.А. Современные образовательные и педагогические технологии. - Симферополь: НАТА, 2006. - 335 с. 4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. - 2005. - № 9. - с. 55-59. 5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. - 2004. - № 2. - с. 34-36 6. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. // Сельская школа. - 2004. - № 2. - 28-31 с. 7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005. - 103 с.

35


© 2010-2022