Урок русского языка Открытие слова (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка Тема: «Открытие слова» Цели: формировать умение видеть, слышать и чувствовать художественный текст; пополнять речевую память новыми способами создания художественного образа; развивать эстетический вкус, образное мышление; воспитывать экологическую культуру. Оборудование: Раздаточный материал, карточки с изображениями подснежников, карточки со словами, портрет П.И. Чайковского, аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Подснежник».


Ход урока


I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя. Мы с вами счастливые люди, потому что нам дан самый богатый, певучий, удивительный русский язык. Замечательный писатель К. Г. Паустовский говорил, что любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Много прекрасных рассказов и сказок, басен и стихотворений написано на русском языке. Но сегодня мы проводим особый урок - урок, посвященный только одному слову. Вам предстоит убедиться, как много интересного можно открыть в одном лишь слове. …И поэтому наш урок так и будет называться «Открытие слова». Учитель открывает доску, на ней написано число, классная работа, тема урока. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Тему урока писать не надо. II. Изучение нового материала. На улице зима, холодно. Много дней не прекращается мороз. А мы попробуем перенестись на некоторое время в царство света и тепла, в царство маленького цветка, который англичане называют снежной каплей. У французов и итальянцев он -снегосверлитель, у чехов - снежинка, у немцев - снежный колокольчик. (Учитель прикрепляет на доску карточки со словами. Предлагает ученикам списывать слова с красной строки, через запятую)

Как же называем его мы? (Подснежник). (Прикрепляется карточка со словом)

- Какую общую часть в словах мы можем выделить?

- Как называются такие слова? (Родственные).

Вспомните, пожалуйста, а в какой известной сказке С.Я. Маршака случилось чудо - зимой в лесу расцвели подснежники? (12 месяцев).

Я сейчас произнесу заклинание, которое говорил в сказке месяц Апрель и чудо произойдет в нашем классе.

Учитель произносит:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник! (Дети прикрепляют к доске картинки с изображением цветов).

- Как вы думаете, почему подснежник так назвали?

Посмотрите на задание №1. Прочитайте, что написано о подснежнике в «Толковом словаре» С.И. Ожегова.

Подснежник - цветок, который распускается сразу после таяния снега, растущий под снегом. Спишите это предложение.

- Определите, какой частью речи является слово подснежник, почему? У. Послушайте рассказ о подснежнике. Будьте внимательны, по окончании рассказа я задам несколько вопросов. Подготовленный ученик читает текст. Показывает на цветок. Ученик. Подснежник цветет ранней весной. Цветок подснежника состоит из шести белых лепестков. В бутоне он похож на висящую каплю молока, поэтому его латинское название - "галантус", что в переводе значит "молочный цветок". У. На что похож бутон подснежника? Д. На висящую каплю молока. У. Что означает в переводе с латинского языка название "галантус"? Д. "Молочный цветок". Но на доске изображение не только молочно-белых цветов. Часто подснежниками называют все цветы, которые дарят нам свою красоту сразу после таяния снега: это и пролески, и примулы, и тюльпаны. А еще все эти цветы называются первоцветами. Как вы думаете, почему? Посмотрите на задание № 2, прочитайте текст.

Текст 1 Подснежник Как только в саду осядет рыхлый, потемневший снег, а на открытых местах появятся проталины, навстречу солнечным лучам раскроют свои венчики маленькие подснежники: стойкие и мужественные. Подснежник - цветок весны. Он идет к нам по снегу и несет радость и счастье. Легенда уверяет, что подснежники - это Снегурочкины слезы. Плакала Снегурочка, Зиму провожая, Шла за ней печальная, Всем в лесу чужая. Там, где шла и плакала, Трогая березы, Выросли подснежники - Снегурочкины слезы. Другая легенда рассказывает, что однажды сварливая старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну, но смелый маленький Подснежник расправил свои нежные лепестки и попросил защиты у ясного Солнца. Солнце заметило маленький цветочек, согрело землю жаркими лучами и открыло дорогу Весне. Так что первыми цветками на Земле, возможно, были именно подснежники. - Что нового узнали о подснежнике? Спишите 3 выделенных предложения. Физминутка. Прочитайте стихотворение А. Майкова, которое написано у вас под № 3.

Голубенький, чистый…

Подснежник - цв.ток…

А подле скв.зистый

Последний сн.жок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грёзы

О счаст.е ином.

В стихотворении встретились незнакомые слова: подле, сквозистый, грезы.

Выяснение значения слов. Повторное чтение.

- Каким настороением проникнуто стихотворение? - Давайте вставим буквы, объясним орфограммы. Ребята, это не простое стихотворение. Много лет назад в России жил замечательный композитор. П.И. Чайковский. Однажды издатель одного музыкального журнала попросил Петра Ильича ежемесячно сочинять пьесы, содержание которых отображало бы определенный месяц года. Композитор с радостью принял это предложение и даже попросил своего слугу, чтобы тот не забывал ежемесячно напоминать о заказе. Петр Ильич создал 12 чудесных пьес, в которые вложил всю душу и любовь к русской природе. К каждой пьесе Чайковский подбирал стихотворение, которое помогало бы слушателю прочувствовать настрение музыкального произведения. Стихотворение, над которым мы с вами работали, композитор поместил к пьесе «Апрель. Подснежник». Сейчас мы послушаем эту пьесу. - Как вы думаете, какой должна быть музыка, передающая красоту и нежность подснежника? - Какую мелодию сочинили бы вы? - Как она звучала бы: громко или тихо? - В каком темпе должна быть музыка, в каком регистре звучать?

Для апрельской пьесы "Подснежник" Чайковский искал очень простую, наивную и нежную мелодию, которая звучала бы "зыбко", напоминая робкую русскую весну, когда природа пробуждается от зимнего сна. С крыши капает капель. Появляются первые цветы…
Слушание. -Удалось ли композитору создать образ подснежника в музыкальном произведении? Мы угадали замысел композитора?
После работы над музыкальным произведением работа над сказкой Андерсена. Вы убедились, что подснежник можно нарисовать звуками, как это сделал П.И. Чайковский. А можно нарисовать его словами так, как это сделал Г.Х. Андерсен. Учитель читает отрывок из сказки «Подснежник». Завывал зимний ветер, а в домике было тепло и уютно. В этом домике укрывался цветок. Он укрывался в своей луковице под землей и снегом. Потом выпал дождь. Капли пробили снежное покрывало и застучали по цветочной луковице. Они говорили о светлом наземном мире, и вслед за ними сквозь снег пробился нежный и настойчивый солнечный луч и пригрел луковицу. - Кто там? Войдите! - сказал цветок. - Не могу! - сказал солнечный луч. - Мне никак не отворить дверь. Подожди до лета, тогда я наберу силу. - А когда будет лето? - спросил цветок и повторял этот вопрос всякий раз, как новый солнечный луч пробивался под землю. Но до летней поры было еще далеко, повсюду лежал снег, и каждую ночь вода подергивалась ледком. - Как мне это надоело! - сказал цветок. - Все тело ноет! Я должен потянуться, выпрямиться и выйти на волю, я должен поклониться лету и пожелать ему доброго утра. Цветок встал, потянулся и рванулся вверх, неся на зеленом стебле бледно-зеленый бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками, и очутился в снегу. Снег был холодный, но весь просвечивал, и пробиваться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были теперь совсем близко, так близко, как никогда прежде. Они звенели и пели: - Добро пожаловать! Добро пожаловать! И цветок поднялся из снега навстречу светлому солнечному миру. Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял, белый как снег, украшенный зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову. - Прекрасный цветок! - пели солнечные лучи. - Как ты нежен и свеж! Ты первый! Ты единственный! Ты несешь в города и селенья весть о лете. Весь снег растает, улетят холодные ветры! Придет наша пора! Все зазеленеет. И у тебя появятся друзья: сирень, ракитник, а потом розы, но ты у нас первый, такой нежный, такой прозрачный! Ему было так радостно, словно пел весь воздух, словно лучи света пронизали все его листики и стебель, и цветок стоял нежный и хрупкий и вместе с тем сильный в своей юной красе. Он стоял в бело-зеленом наряде и славил лето. - Определим главную мысль этого отрывка из сказки? (Радостно, когда рождается цветок). - Назовите слова, которые помогли сказочнику нарисовать подснежник
Прекрасный, первый, единственный, любимый, нежный, прозрачный, хрупкий, сильный, маленький, слабый, славный, красивый.

Запишем под диктовку: Подснежник - прозрачный и хрупкий цветок. III. Итог урока. У. Совсем скоро сойдет снег, птичьим веселым гомоном и звонкими ручьями ворвется в наш город весна. В степи зацветут тюльпаны - первые весенние цветы нашей местности. Прежде, чем сорвать их вспомните, что первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. Подснежник Ему ветра апреля В снегу о лете пели, А поздние метели Совсем не так страшны. И он не знал, что будет, Когда его разбудят, Зачем в апреле людям Подснежники нужны. Отдал тебе всю нежность Доверчивый подснежник, Поверил безмятежно В тепло ласкавших рук... Но в городе подснежник Завянет неизбежно, И выбросит небрежно Его вчерашний друг... У. Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам: многие из них стали редкими. Многие занесены в Красную книгу

Помните!

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Запишем в тетрадь еще одно важное предложение.

Запись под диктовку: Берегите подснежники!
Д/З Списать стихотворение о подснежнике. Выучить его наизусть. Задание №4. На поля дохнуло ветром весенним, Ивы распустились за прудом. У тропинки маленький подснежник Загорелся белым огоньком. Закачался слабенький и гибкий, Удивленно радуясь всему. И в ответ, с приветливой улыбкой, Солнце наклоняется к нему.
А наш урок подходит к концу. Мне осталось произнести заклинание, которое произносил в сказке С. Маршака « 12 месяцев» Месяц Январь, и тогда он вновь вступит в свои права. Из- за северных морей, Из серебряных дверей, На приволье, на простор Выпускаю трех сестер. Буря, старшая сестра, Ты раздуй огонь костра, Стужа, средняя сестра, Скуй котел из серебра. А последнюю зову Метелицу - куреву. Метелица-курева Все дорожки замела. Учитель закрывает доску, на ней изображение снежинок.
























№ 1 Подснежник - цветок, который распускается сразу после таяния снега.

№2

Подснежник Как только в саду осядет рыхлый, потемневший снег, а на открытых местах появятся проталины, навстречу солнечным лучам раскроют свои венчики маленькие подснежники: стойкие и мужественные. Подснежник - цветок весны. Он идет к нам по снегу и несет радость и счастье. Легенда уверяет, что подснежники - это Снегурочкины слезы. Плакала Снегурочка, Зиму провожая, Шла за ней печальная, Всем в лесу чужая. Там, где шла и плакала, Трогая березы, Выросли подснежники - Снегурочкины слезы. Другая легенда рассказывает, что однажды сварливая старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну, но смелый маленький Подснежник расправил свои нежные лепестки и попросил защиты у ясного Солнца. Солнце заметило маленький цветочек, согрело землю жаркими лучами и открыло дорогу Весне. А еще одна легенда гласит, что, когда Бог изгнал Адама и Еву из Рая, на земле была зима, и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Она с грустью вспоминала о теплых райских садах. Чтобы утешить ее, Бог превратил несколько снежинок в цветки подснежника. Так что первыми цветками на Земле, возможно, были именно подснежники.

№3

Голубенький, чистый…

Подснежник - цв…ток…

А подле скв…зистый

Последний сн…жок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грёзы

О счаст…е ином. Д/З Списать стихотворение. Подчеркнуть безударные гласные
На поля дохнуло ветерком весенним, Ивы распустились за прудом. У тропинки маленький подснежник Загорелся синим огоньком.



Закачался слабенький и гибкий, Удивленно радуясь всему. И в ответ с приветливой улыбкой Солнце наклоняется к нему.


© 2010-2022