Конспект урока развития речи Изложение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык, 4 класс, урок развития речи Автор: Усоева Н.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» г. Кашира Тема урока: Изложение повествовательного текста с элементами сочинения Цель урока: обучение учащихся написанию текста повествовательного характера с элементами сочинения Планируемые результаты: Личностные Учащиеся получат возможность для формирования: интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; чувства прекрасного (умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи); интереса к письму, к созданию собственных текстов. У учащихся будут сформированы элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Метапредметные: Познавательные УУД Учащиеся: - научатся формулировать поставленную проблему; осмысливать текст, осуществлять поиск и выделение необходимой информации; - получат возможность научиться осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД Учащиеся: - научатся оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - получат возможность научиться: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения. Регулятивные УУД Учащиеся: - научатся: контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; - получат возможность научиться: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их. Предметные результаты: Учащиеся: - освоят умения создавать несложный монологический текст на доступные детям темы в форме повествования и описания. - приобретут навыки нахождения опасных мест в словах, записывать их в соответствии с правилами; передать текст орфографически и стилистически верно по памяти; определять тип текста. Оборудование: презентация, мультимедиапроектор, карточки для слабых учащихся в помощь при написании изложения, карточки с домашним заданием.

Оформление доски:

сторожка

иногда

осторожно

чутьё



сочинение диктант изложение



План.

1.

2.

3.

Белка - она, у неё, зверёк, белочка

Дети - Таня и Витя, ребята, они

большой пушистый хвост, кисточки, острые коготки, чёрные бусины

Сценарий урока:

  1. Организационный момент
(Приветствие детей, настрой на учебную работу. Демонстрируется слайд 1 презентации к уроку)

Конспект урока развития речи Изложение1. Учитель: - Добрый день, ребята. Очень рада вас видеть. - Сядьте те, кто любит думать и рассуждать на уроке. Очень надеюсь на вашу помощь. Одна голова хорошо, а две лучше. - Сядьте те, кто готов к уроку и настроен на плодотворную работу. Молодцы. Была бы охота, а ум приложится.

  1. Сообщение темы и целей урока
(На доске запись: сочинение, диктант, изложение) Учитель: - Прочитайте слова, исключите одно слово, определив количество слогов в словах. (Можно исключить слово диктант. В этом слове 2 слога, а в остальных словах - по 5 слогов) - Назовите, какой из двух видов творческой работы предполагает письменный пересказ текста. Сформулируйте тему урока. (Звучат ответы детей.) - Изложение - вид творческой работы, который предполагает письменный пересказ текста. Значит, сегодня мы будем писать изложение. - Зачем нужно уметь писать изложения? (Звучат рассуждения детей.) - Но наше изложение будет содержать элементы сочинения. - Итак, тема урока (слайд 2)

Конспект урока развития речи Изложение2.

  1. Ознакомление с текстом (Слайд 3). Первичное чтение текста осуществляет учитель.

Конспект урока развития речи Изложение3.

(Текст изложения см. в приложении 1)

Учитель: - Докажите, что это текст. (Звучат ответы детей) - Определите тип текста. (Текст-повествование) - Почему? (В тексте рассказывается (повествуется) о случае, который произошел в жизни ребят) - Определите тему текста. (Рассказ о лесной гостье - белке) - Определите основную мысль текста. (Появление белки у кормушки.) - Подберите заголовок к тексту. (Звучат ответы детей. Наиболее удачный заголовок записывается.)

  1. Повторное чтение текста по частям, беседа по содержанию, словарная работа. Коллективное составление плана.
Учитель: - Наш текст состоит из трех частей. Прочитайте 1-ую часть. (Чтение осуществляет отдельный ученик. На вопросы учителя учащиеся дают полные ответы, при необходимости - подтверждают, зачитывая предложение из текста.) - Где жили дети? (Дети жили в лесной сторожке.) - Что такое «сторожка»? (Звучат ответы учащихся. Значение слова «сторожка» уточняется в словаре С.И. Ожегова. Слайд 4)

Конспект урока развития речи Изложение4. - Что сделали ребята зимой? (Зимой ребята повесили кормушку для птиц и насыпали корм.) - Итак, о чем говорится в 1-ой части текста? Озаглавьте эту часть.

- Прочитайте 2-ую часть текста. Ответьте на вопросы. (Учащиеся отвечают полным ответом.) - Кто однажды появился у кормушки? - Что сделала белка? - О ком говорится в этой части? Озаглавьте эту часть.

- Прочитайте 3-ю часть. - Что сделали дети для белки? - Чем угощали ребята лесную гостью? - Что иногда делали Таня и Витя? - Почему белочка находила корм, зарытый в снегу? - Как долго белочка прибегала к кормушке? - О ком говорится в этой части? Озаглавьте эту часть.

В процессе работы на доске появляется план текста:

  1. Кормушка у сторожки.
  2. Неожиданная гостья.
  3. Столовая для белочки.


  1. Продолжение работы над содержанием изложения
Учитель: - В текст изложения мы добавим небольшое сочинение - описание появившейся у кормушки белочки. - В какую часть текста мы добавим описание зверька? (Во вторую часть, потому что именно здесь повествуется о его появлении.) - Кто видел белочку? - Кто может ее описать? (Звучат ответы детей.) Обобщение ответов детей: (рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов 5 - 11 презентации)

Конспект урока развития речи Изложение5. Конспект урока развития речи Изложение6. Конспект урока развития речи Изложение7.

Конспект урока развития речи Изложение8. Конспект урока развития речи Изложение9. Конспект урока развития речи Изложение10.

Конспект урока развития речи Изложение11.

- Белка - лесной зверек. Её тело летом покрыто рыжей шерстью, а зимой - серой. У зверька большой пушистый хвост. На ушках - кисточки, на лапках острые коготки. Глазки белочки похожи на чёрные бусины. Белки ловко перемещаются по стволу дерева! Вверх и вниз и даже вокруг. Помогают им в этом острые коготки и сильные лапки. У белки хорошее чутьё. Даже под толстым слоем снега белка отыщет то, что закопала. Белка - подвижный, весёлый, любознательный зверёк. Если не обижать белок и приносить им лакомства, можно приручить их и стать друзьями. - Для описания белки на доске записаны слова и словосочетания-помощники, прочитайте их. (Большой пушистый хвост, кисточки, острые коготки, чёрные бусины). - Опишите белочку. (1-2 ученика описывают белочку)

  1. Пересказ текста

- Перескажите текст изложения с опорой на план, включив описание белки во вторую часть. (Звучит пересказ текста по частям)



  1. Орфографическая подготовка

  1. Учитель:

Конспект урока развития речи Изложение12.

- Прочитайте слова. (Слайд 12) Лесной, сторожке, зимой, кормушку, однажды, появилась, осторожно, зверёк, ребята, угощали, ягодами, орехами, зарывали, разгребала, прибегала.

- На какую орфограмму эти слова? - Объясните написание выделенных букв. - На какие две группы вы бы разделили эти слова? (Проверяемые безударные гласные в корне и непроверяемые)

  1. Учитель:


Конспект урока развития речи Изложение13. - На какую орфограмму эти слова? (Слайд 13) Повесили, насыпали, появилась, прибегала, разгребала.

(Дети доказывают написание слов)



  1. Учитель:


Конспект урока развития речи Изложение14. - На какую орфограмму эти слова? (Слайд 14) В строжке, для белочки, к кормушке, около кормушки, у белки. (Дети доказывают написание слов)
  1. Учитель:


Конспект урока развития речи Изложение15. - На какую орфограмму эти слова? (Слайд 15) Жили, кормушку, белочка, лапками, семечки, грибочками, угощали, чутьё, съестное. (Дети доказывают написание слов)

- Зачем нужно уметь писать эти слова?
  1. Учитель:
- Как связаны предложения в рассказе? - Как писатель обходит повтор слова «белка»? (Белка - она, у неё, зверёк) - Как писатель обходит повтор имен детей? (Дети - Таня и Витя, ребята, они) - (Слайд 16)

Конспект урока развития речи Изложение16.

Подбери синонимы: съестное - (еда, корм), чутьё - (нюх), повесить - (прикрепить)



  1. Физкультурная минутка

  2. Пересказ текста

- Используя план текста и опорные слова перескажите текст еще раз (Звучит пересказ текста в исполнении учащегося целиком.)

  1. Самостоятельная работа учащихся (запись текста изложения в тетрадь)

В помощь слабым учащимся даётся карточка (см. приложение 2)

  1. Итог урока:

- Внимательно прочитайте текст. Проверьте, не пропущено ли что-то главное. - Какую часть текста труднее было писать, почему? (Слайд 17)

Конспект урока развития речи Изложение17. - Сегодня все молодцы. Прекрасно поработали на уроке.

- Какая была задача на урок? - Оцените себя, кто как справился: если вам понравилось то, что вы написали, изобразите на полях тетради смайлик с улыбкой, если есть недочёты - без улыбки.



  1. Домашнее задание: (слайд 18)

- Выберите домашнее задание соответственно своему настроению (см. приложение 3)

Конспект урока развития речи Изложение18.

Конспект урока развития речи Изложение19.

- Благодарю всех, кто думал и размышлял. Спасибо за работу. (Слайд 19)



Приложение 1 Текст изложения

Таня и Витя жили в лесной сторожке. Зимой дети повесили на ёлку кормушку для птиц и насыпали корм. Однажды около кормушки появилась белочка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Зверёк начал есть семечки. Ребята сделали для белочки столик. Они угощали её ягодами, орехами и сухими грибочками. Иногда дети зарывали корм в снег. У белки хорошее чутьё. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала съестное. Всю зиму белочка прибегала к кормушке.





Приложение 2

Карточка для слабого учащегося



  1. Ответь на вопросы к тексту изложения.

  2. Запиши ответы, начиная предложение с выделенных слов.



I часть 1. Где жили Таня и Витя? 2. Что сделали дети зимой?

II часть 1. Кто однажды появился около кормушки? 2. ОПИСАНИЕ белки. 3. Что сделала белка?

III часть 1. Что сделали ребята для белочки? 2. Чем они угощали лесную гостью?

3. Что иногда делали дети? 4. Почему белка без труда находила съестное под снегом? 5. Как долго прибегала белка к кормушке?

лесная сторожка кормушка, корм



белочка (слова-помощники на доске) она, прыгнула, начал есть



столик ягодами, орехами, сухими грибочками зарывали чутьё, разгребала, брала

всю зиму



© 2010-2022