Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по окружающему миру в 4-м классе

Тема: "Зона степей".

Цели:

  • обучающие - сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; сформировать навык бережного, созидательного отношения к природе.

  • развивающие - развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; развивать положительное отношение к природе, умение сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь.

  • воспитательные - сформировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; воспитывать чувство уважения к окружающему миру, осознания себя как части природы.

Задачи урока:

  • Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.

  • Развивать умения работать с картой, учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.

  • Прививать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • карта природных зон,

  • детские рисунки природных зон,

  • кроссворд,

  • карточки для индивидуальной работы,

  • материалы для игры,

  • картины и изображения растений и животных степи,

  • рабочая тетрадь.

Ход урока

I. Орг. Момент (1 м.)

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас -
Окружающий мир сейчас у нас (на экран проецируется картинка солнышка).

Учитель:
- Ребята, давайте вспомним наш девиз:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно (на экран проецируется текст девиза).

Актуализация знаний.

- Сегодня мы продолжим в путешествие по природным зонам, где вы встретитесь с удивительным растительным и животным миром, узнаете об особенностях климата и занятиях населения, об охране природы, но сначала повторим пройденный материал.

II. Проверка домашнего задания

1. По рисунку определить природную зону. (5 минут)

Учитель показывает рисунки детей.

- А пока проверим домашнее задание. Здесь рисунки природных зон, которые вы выполнили дома.

-Кто угадает природную зону по рисунку, покажет на карте и расскажет об её особенностях?

Ученик угадывает природную зону, показывает ее на карте природных зон, рассказывает об ее особенностях.

Машукова Карина - ледяная зона

Кумыков Амир - тундра

Батыров Ислам- лесная зона

III. Повторение изученного материала.

- Какую зону мы исследовали на прошлом уроке?

Ученики: - Мы изучали зону лесов.

Я предлагаю с помощью теста проверить знания по последней изученной зоне лесов.

2. Ответить на тестовые вопросы из мультимедийного пособия по окружающему миру по теме «Лесная зона». (5 минут)

-Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 1.)

IV. Игра "Кто откуда?" Работа в группах. ( 3 м.)

Детям раздаются карточки с изображениями животных, птиц, насекомых.

(Отдельно разрезанные карточки, такие же, как и на целом поле)

- Посмотрите на картинки. Определите, в какой природной зоне живут эти животные.

Ученики приклеивают рисунки с картинками животных леса на лист бумаги, а остальных животных - на другой лист.

Взаимопроверка листов с животными.

V. Кроссворд (3 мин.)

- Отгадайте, о каких лесных животных идет речь?

1.Кто в лесу тоннели роет,
Из ветвей плотины строит,
Зубы - точно топоры?
Это трудятся……. (бобры)

2.Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его - (медведь).

3.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)

4. На Дюймовочке решил жениться,
Девочку спасла лишь птица,
Зерном он набивает рот,
Ну конечно это - (крот).

5. Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?.. (Зайчишка)

- Найдите в кроссворде спрятавшееся животное. (белка)

Взаимопроверка. Ученики обмениваются кроссвордами и проверяют друг у друга. - Молодцы! Справились с заданием. Подведём итог вашей работе.

Физминутка. (2 м.)

VI. Объяснение нового материала. (8 м.)

Сегодня мы продолжим наше виртуальное путешествие и окажемся… А вот где мы окажемся, узнают те, кто внимательно прослушает загадку о новой природной зоне.

Тут, куда ни кинем взгляд, Травы ровные стоят И колышутся волнами Под душистыми ветрами. Здесь суховеи любят петь. А зовется это… ( Степь)

-Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник, карта и дополнительный материал, который мы подготовили.

1. Рассказ учителя из материалов к уроку. Показ презентации.

Лесная зона по мере продвижения на юг сменяется степью - обширным безлесным пространством, покрытым травянистой растительностью. (Слайд №2)

- На карте природных зон найдите степь. Каким цветом она обозначена? (Слайд №4)

Главная особенность этой зоны в том, что здесь четко выражены четыре сезона года: холодная зима, теплая весна, засушливое лето и сухая осень. Чем дальше к югу, тем жарче и продолжительнее лето, тем меньше осадков.

-Сейчас мы рассмотрим растительный мир степной зоны. Степь - царство трав (Слайды №5).

За короткий срок, пока не наступило жаркое и сухое лето растения спешат отцвести и дать семена. В почве до следующей весны остаются семена или корни с запасом питательных веществ. Это и есть приспособленность травянистых растений к жизни в степи. (Слайд №6, 7).

Благодаря обилию кормов весной и летом здесь достаточно большое разнообразие растительноядных животных. (Слайд №8)

Сейчас в природном мире этой зоны преобладают грызуны: хомяки, суслики, тушканчики, питающиеся зерном. Живут они в норках, где можно спрятаться от хищников: волка, лисицы, ласки. (Слайд №9).

В степной траве устраивают гнезда перепела, куропатки, жаворонки. Пищей им служат растения. А птенцов они выкармливают кузнечиками, жуками и др. насекомыми. Ящерицы охотятся на насекомых, а змеи - на грызунов.

- Так как почвы степей очень плодородны, ее распахали и стали выращивать культурные растения. Степь является кормилицей нашей. На полях выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник и другие культуры. На нераспаханных участках степи пасут скот. Поэтому многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. На страницы Красной книги России занесены растения и животные. В отдаленных от поселений местах сохранилась большая степная птица дрофа. Она около метра высотой, с длинными ногами, плохо летает. Питается семенами растений и насекомыми, которых в степи очень много. Эта редкая птица охраняется законом. Она занесена в Красную книгу.

Сообщение о Дрофе - красотке, заранее подготовленное учеником дома из дополнительной литературы. Самурханова Карина. (3 м.)

2. Работа с учебником и гербарием степных растений. (6 м.)

Задание: рассмотреть гербарный материал, записать названия типичных растений природной зоны - степь в тетрадях на стр. 32.

- А теперь более подробно познакомимся с растительным миром зоны степей. Учебник с. 98. Дети читают текст учебника.

3. (Работа в парах). Рассмотрите рисунок на с. 96-97. (2 м.)

Проблемный вопрос:

- Почему на рисунке нет деревьев? (Влаги в степи хватает лишь для травянистых растений, поэтому деревья здесь почти не растут.)

6. Применение новых знаний.

Работа в парах. Составьте цепь питания. (Приложение №2)

Карточка: составьте с соседом по парте цепь питания, характерную для зоны степей.

VII. Закрепление изученного материала. (3 м.)

- Как приспособились растения в степи? (травянистые растения, длинные корни, корни-пучки, узкие или мясистые листья).

- Как приспособились животные степи? (некрупные животные, защитная окраска, наземный или подземный образ жизни).

- Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (неумеренный выпас скота, распашка земель, браконьерство).

IX. Домашнее задание (1 м.)

  • учебник с. 95-103, читать, отвечать на вопросы.

X. Итог урока. Рефлексия.(2 м.)

- Какую природную зону мы изучали сегодня?

- Назовите ее особенности.

- Чем она отличается от зоны лесов?

- Выставление оценок.

«Лист самооценки» (Расставьте стрелочки) Фамилия, имя ученика_____________________________

Я

Научился



Узнал что-то новое

Получил радость

Расстроился

Удивился

Ничего не понял

Спасибо за урок



Зона лесов.

1. Природная зона лесов состоит из…
а) пяти частей в) трех частей
б) двух частей г) одной части
2.Самую большую территорию занимают…
а) смешанные леса
б) широколиственные леса
в) хвойные леса
3. Природные зоны расположены так…
а) тундра, арктическая зона, зона лесов
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов;
4. В тайге растут…
а) пихты, ели, лиственницы
б) дубы, сосны, ели;
в) березы, липы, лиственницы;
5. Лесным исполином называют…
а) благородного оленя
б) лося
в) медведя
6. Экологические проблемы лесной зоны связаны…
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами;
7. На территории зоны лесов расположен заповедник…
а) Таймырский
б) Кандалакшский
в) остров Врангеля
8. Охрана лесов - это….
а) обязанность государства
б) забота самих обитателей леса
в) обязанность государства и долг каждого гражданина.

© 2010-2022