- Преподавателю
- Начальные классы
- Рекомендации по составлению рабочих программ в условиях реализации ФГОС
Рекомендации по составлению рабочих программ в условиях реализации ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Райкова Л.Н. |
Дата | 14.10.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
(Слайд №1) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с вами в педагогической мастерской, чтобы решить актуальные проблемы по составлению предметных программ в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Начать нашу встречу хотелось бы с определения самого понятия «мастер-класс». Что же это такое? На столах у вас листы с определениями этого понятия, существующими в российской педагогике. Ваша задача - определить для себя: ЧТО вы подразумеваете под этим понятием в свете сегодняшней нашей встречи. (обсуждение в группах, выбор определения)
Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, безусловно, является мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога.
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». На нашем сегодняшнем занятии мы будем опираться на следующее определение мастер-класса: (Слайд №2)
Мастер-класс - это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. , так как считаем, что в этом определении обозначены ключевые свойства сегодняшнего мастер-класса.
Обобщив все представленные ранее определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно: (Слайд №3)
1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
3. создание условий для включения всех в активную деятельность;
4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Наш совместный поиск будет направлен на оптимальные пути решения проблемы по составлению предметных рабочих программ в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Уже через год вам всем предстоит вплотную заняться составлением рабочих программ и не секрет, что не все из вас уже сейчас ясно представляют: в чём же заключается отличие рабочих программ от привычного тематического планирования, которое вы составляли на протяжении всех лет своей педагогической деятельности. Наша с вами задача: выяснить эти отличия и облегчить себе на будущее задачу по составлению рабочих программ.
Начнём работу с определения и ответим на вопрос: Что такое рабочая программа? (блиц-опрос участников)
(Слайд №4) Рабочая программа - нормативный документ школы, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в условиях конкретного образовательного учреждения.
Рабочая программа является составной частью образовательной программы школы.
(Слайд №5) Рабочая программа разрабатывается в целях:
-обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного начального общего образования;
-обеспечения достижения обучающимися планируемых (личностных, предметных, метапредметных) результатов обучения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
-повышения профессионального мастерства педагогов.
(Слайд №6) Структура и содержание рабочей программы
Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- содержание рабочей программы;
- планируемые результаты освоения программы обучающимися (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные);
- ресурсное обеспечение образовательного процесса: литература и средства обучения;
- календарно-тематический план (приложение к рабочей программе).
(Слайд №7) В титульном листе указываются:
полное наименование школы ;
наименование «Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по _______________;
годы, на которые составлена рабочая программа.
(Слайд №8) В пояснительной записке указываются:
-нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;
-сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской);
-обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы;
-информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;
-информация об используемом учебнике;
(Слайд №9) - цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учётом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения;
-определение места и роли учебного курса, предмета в освоении обучающимися планируемых результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
-информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с образовательным планом), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;
-формы организации образовательного процесса и учебной деятельности;
-технологии обучения.
(Слайд №10) Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы ОУ.
Содержание рабочей программы выстраивается по темам с выделением разделов.
(Слайд №11) Учитель самостоятельно:
-раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на научные труды и учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня);
-определяет содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах;
-определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.
По каждой учебной теме (разделу) указываются:
-наименование темы (раздела);
-содержание учебного материала (дидактические единицы);
(Слайд №12) Планируемые результаты освоения обучающимися учебного курса: предметные, метапредметные ( познавательные, регулятивные, коммуникативные), личностные определяются по окончании каждого учебного года, ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы школы.
(Слайд №13) В разделе «Ресурсное обеспечение образовательного процесса: литература и средства обучения» указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения, ЦОРов, дидактических материалов:
- Печатные пособия
-Информационно-коммуникативные средства
-Технические средства обучения
-Учебно-практическое оборудование
-Интернет-ресурсы
(Слайд №14) Календарно-тематический план учителя конкретизирует содержание тем, разделов.
Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой.
В школе устанавливается единая структура календарно-тематического плана.
В календарно-тематическом плане должно быть обязательно определено:
-количество часов, отведённое на изучение разделов;
-тема каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);
-дата прохождения темы: запланированная, фактическая;
-характеристика деятельности учащегося.
Порядок разработки и утверждения рабочей программы
Порядок разработки и утверждения рабочих программ определяются положением о рабочих программах .
Рабочие программы рассматриваются на МО школы, по итогам рассмотрения оформляется протокол. МО школы принимает решение «рекомендовать к утверждению».
Рабочие программы утверждаются директором школы. По итогам утверждения рабочих программ издается приказ «Об утверждении рабочих программ».
Школа (учитель) может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании методического объединения школы, утвердив их приказом директора школы.
(Слайд №15) Контроль за реализацией рабочих программ
Контроль за реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля.
Работа в группах
-
Определение неверного пункта в структуре Рабочей программы.
-
Нахождение пропущенного пункта в календарно-тематическом плане.
-
Определение ошибок в составлении программ из Интернет-среды.
(Слайд №16) Итак, уважаемые коллеги, в конце нашей встречи хотелось бы услышать ваши мнения по поводу эффективности нашей встречи. (обмен мнениями)
Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
(Слайд №17) Благодарю вас за внимание и желаю вам творческих успехов в педагогической деятельности!
5