Рекомендации по составлению рабочих программ в условиях реализации ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(Слайд №1) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с вами в педагогической мастерской, чтобы решить актуальные проблемы по составлению предметных программ в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Начать нашу встречу хотелось бы с определения самого понятия «мастер-класс». Что же это такое? На столах у вас листы с определениями этого понятия, существующими в российской педагогике. Ваша задача - определить для себя: ЧТО вы подразумеваете под этим понятием в свете сегодняшней нашей встречи. (обсуждение в группах, выбор определения)

Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, безусловно, является мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». На нашем сегодняшнем занятии мы будем опираться на следующее определение мастер-класса: (Слайд №2)

Мастер-класс - это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. , так как считаем, что в этом определении обозначены ключевые свойства сегодняшнего мастер-класса.

Обобщив все представленные ранее определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно: (Слайд №3)

1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Наш совместный поиск будет направлен на оптимальные пути решения проблемы по составлению предметных рабочих программ в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Уже через год вам всем предстоит вплотную заняться составлением рабочих программ и не секрет, что не все из вас уже сейчас ясно представляют: в чём же заключается отличие рабочих программ от привычного тематического планирования, которое вы составляли на протяжении всех лет своей педагогической деятельности. Наша с вами задача: выяснить эти отличия и облегчить себе на будущее задачу по составлению рабочих программ.

Начнём работу с определения и ответим на вопрос: Что такое рабочая программа? (блиц-опрос участников)

(Слайд №4) Рабочая программа - нормативный документ школы, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в условиях конкретного образовательного учреждения.

Рабочая программа является составной частью образовательной программы школы.

(Слайд №5) Рабочая программа разрабатывается в целях:

-обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного начального общего образования;

-обеспечения достижения обучающимися планируемых (личностных, предметных, метапредметных) результатов обучения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;

-повышения профессионального мастерства педагогов.

(Слайд №6) Структура и содержание рабочей программы

Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:

- титульный лист;

- пояснительная записка;

- содержание рабочей программы;

- планируемые результаты освоения программы обучающимися (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные);

- ресурсное обеспечение образовательного процесса: литература и средства обучения;

- календарно-тематический план (приложение к рабочей программе).

(Слайд №7) В титульном листе указываются:

полное наименование школы ;

наименование «Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по _______________;

годы, на которые составлена рабочая программа.

(Слайд №8) В пояснительной записке указываются:

-нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;

-сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской);

-обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы;

-информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;

-информация об используемом учебнике;

(Слайд №9) - цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учётом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения;

-определение места и роли учебного курса, предмета в освоении обучающимися планируемых результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

-информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с образовательным планом), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;

-формы организации образовательного процесса и учебной деятельности;

-технологии обучения.

(Слайд №10) Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы ОУ.

Содержание рабочей программы выстраивается по темам с выделением разделов.

(Слайд №11) Учитель самостоятельно:

-раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на научные труды и учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня);

-определяет содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах;

-определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.

По каждой учебной теме (разделу) указываются:

-наименование темы (раздела);

-содержание учебного материала (дидактические единицы);

(Слайд №12) Планируемые результаты освоения обучающимися учебного курса: предметные, метапредметные ( познавательные, регулятивные, коммуникативные), личностные определяются по окончании каждого учебного года, ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы школы.

(Слайд №13) В разделе «Ресурсное обеспечение образовательного процесса: литература и средства обучения» указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения, ЦОРов, дидактических материалов:

- Печатные пособия

-Информационно-коммуникативные средства

-Технические средства обучения

-Учебно-практическое оборудование

-Интернет-ресурсы

(Слайд №14) Календарно-тематический план учителя конкретизирует содержание тем, разделов.

Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой.

В школе устанавливается единая структура календарно-тематического плана.

В календарно-тематическом плане должно быть обязательно определено:

-количество часов, отведённое на изучение разделов;

-тема каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);

-дата прохождения темы: запланированная, фактическая;

-характеристика деятельности учащегося.

Порядок разработки и утверждения рабочей программы

Порядок разработки и утверждения рабочих программ определяются положением о рабочих программах .

Рабочие программы рассматриваются на МО школы, по итогам рассмотрения оформляется протокол. МО школы принимает решение «рекомендовать к утверждению».

Рабочие программы утверждаются директором школы. По итогам утверждения рабочих программ издается приказ «Об утверждении рабочих программ».

Школа (учитель) может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании методического объединения школы, утвердив их приказом директора школы.

(Слайд №15) Контроль за реализацией рабочих программ

Контроль за реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля.

Работа в группах


  1. Определение неверного пункта в структуре Рабочей программы.

  2. Нахождение пропущенного пункта в календарно-тематическом плане.

  3. Определение ошибок в составлении программ из Интернет-среды.

(Слайд №16) Итак, уважаемые коллеги, в конце нашей встречи хотелось бы услышать ваши мнения по поводу эффективности нашей встречи. (обмен мнениями)

Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

(Слайд №17) Благодарю вас за внимание и желаю вам творческих успехов в педагогической деятельности!

5

© 2010-2022