Конспект урока по обучению грамоте Гласные буквы Я, я, обозначающие звук (й, а)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1

Подгоренского муниципального района Воронежской области







Конспект урока

по обучению грамоте


Гласные буквы Я,я, обозначающие звуки [й,а].




Конспект урока составил учитель начальных классов Прохоренко Елена Борисовна


2011-2012 учебный год

п.г.т. Подгоренский



Конспект урока по обучению грамоте.

Тема урока: Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а].

Цели урока: через наблюдение познакомить детей с новыми гласными буквами Я, я, обозначающими два звука в начале слова и после гласного звука); работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного и выразительного чтения; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания; воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Я пришла к вам неспроста:
До меня молва дошла -
В первой школе появилась
Очень дружная семья.
Вместе учатся, играют
И друг другу помогают.
Все девчонки хороши,
А мальчишки удальцы!



  1. Актуализация знаний.

Логическая разминка.

Работа над скороговоркой. (Слайд)

Работа над гласными звуками. - Ребята, давайте вспомним, какие гласные буквы мы уже с вами выучили? - Почему одни на ленте букв располагаются внизу, а другие вверху? - А теперь вспомните, какая из гласных букв может обозначать два звука?

  1. Самоопределение к деятельности.

- Правильно, Е. Ребята, а как вы думаете, есть ли в русском алфавите еще гласные буквы, при произношении обозначающие два звука? - Кто-то считает, что есть такие буквы, некоторые уверенны, что таких букв не существует. Кто прав из вас, мы узнаем в ходе нашего урока, если вы будете внимательно и активно работать.

- Давайте вспомним, что мы знаем о букве Е?

- Сегодня вы познакомитесь с новой буквой - подругой буквы Е.

  1. Работа по теме урока.

  1. Звуко-буквенный анализ слов.

- Кто внимательный? Найдите одинаковые звуки в словах:

(Слайд)

Производится слого - звуковой анализ слов.

- Произнесите слово «яблоки» по слогам.

- Сколько слогов? (3)

- Какой первый слог: (яб), второй - (ло), третий - (ки).

Рассмотрение схемы слова на слайде.

Устанавливается, что первый слог - это слияние с примыкающим к нему согласным звуком.

- Ребята, давайте еще раз медленно произнесём первый слог - слияние. Какие мы слышим звуки? ([й], [а]).

2. Знакомство с буквой Я, я

- Два звука, образовавшие слог-слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной. Буквой Я,я ( показ буквы)

- На что же похожа буква Я? (чтение отрывка из книги)

3. Звуко-буквенный анализ слов.

Аналогично проводится работа по слайду над схемой к слову маяк.

- Ребята, а давайте определим, какая это буква Я, гласная или согласная? Почему?

- Так что же мы узнали про букву Я, что же она похожа с гласной буквой Е? (если буква «я» стоит в начале слова или после гласной буквы, она обозначает два звука ([й], [а]).

- Всем на свете буква Я

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я-

Буква,

Слог

И слово!

4. Соотнесение звуков и букв в словах «яблоки», «маяк».

- Давайте на доске составим эти два слова. Весь класс работает в печатной тетради

- Сколько вы использовали букв для каждого слова, а сколько звуков (схема). - Какой можно сделать вывод? Почему?

5. Распознавание звуков, обозначающих букву Я.

Игра «Светофор» (Сигнальные карточки).

- Какие слова запомнили? Какие из них для вас оказались непонятными?

6. Закрепление изученного материала. Чтение слогов и слов с изученной буквой.

Работа по учебнику. С. 111

А) -Ребята, так с какой мы буквой сегодня познакомились, что будем делать на уроке?

Чтение слогов-слияний.

- Что вы заметили, при чтении слогов с буквой Я?. Как звучат согласные в слогах слияния?

Б) Чтение слов с доски

Яблоки, яблони, Зоя, Рая.

- Где находится буква Я в первых двух словах? Какие два звука мы слышим?

- Где букву я мы встречаем в другой паре слов? После каких букв? Какие два звука мы слышим? Почему эти слова пишутся с большой буквы?

В)Самостоятельное чтение слов в Азбуке.

7. Физкультминутка.

8. Работа беседа о России.

- Посмотрите внимательно, у нас ученик 1 класса фотографирует огромную страну …

- Давайте прочитаем, о чем у нас сейчас пойдет речь.

(Слайды о России. Дети читают стихи. «Что мы Родиной зовем?»)

- Россия - это наша Родина. Столица нашей Родины - Москва. Каждое государство имеет свою символику, Россия тоже имеет герб РФ, Флаг РФ и Гимн РФ

(Слады о символике. Учитель рассказывает о символах Российского государства. Дети читают стихи).

Символы - это знаки отличия нашей страны от других стран.
Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.

Первый государственный Герб России появился в конце 15 века, первый Флаг - в 18 веке, а первый Гимн - в 19 веке.

Герб - это отличительный знак государства изображаемый на флагах и других официальных документах.
В нем отражена история.

Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России.

(Слайд. Стих)

Наш российский флаг - трёхцветный.

Каждому цвету придаётся своё значение.

Белый цвет - цвет чистоты и надежды. Красный - цвет крови, жизни.

Синий - цвет безоблачного мирного неба.

Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических

представительств России за рубежом. Флаг - наша святыня, и мы

должны относиться к нему с уважением и почитанием.

(Слайд. Стих)

Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя. Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом так и в настоящем.
Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения - такова идея гимна.

(Слайд. Стих)

9. Чтение текста в учебнике.

- Сейчас мы прочитаем текст. После прочтения скажите, о чем говорится в тексте.

Чтение текста цепочкой, хорошо читающими учениками.

Вопросы по содержанию текста:

- О чем этот текст?

- Что мы посадим у дома?

- Какие фрукты вырастут?

- Кто будет рад нашим успехам?

- Чем же славятся русские?

10. Музыкальная пауза.

Демонстрация «Ромашковой поляны»

11. Составление рассказа по опорным словам. Работа в парах.

- Прочитайте слова на доске.

Россия, Родина, Москва, земля. Печатание слов в тетради

(заслушиваются рассказы).

12. Игра «Угадай сказку». (Слайды)

13. Чтение пословиц. Учитель выясняет, как дети поняли смысл этих пословиц.

14. Беседа о своей малой Родине, Подгорном.

  1. Рефлексия

- Что особенно понравилось на уроке? Что вызвало затруднение?

Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

  1. Итог урока.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- Какие она звуки обозначает в начале слова и после гласной буквы?

- Если она стоит после согласной буквы, что происходит с звуком?



© 2010-2022