Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса средней общеобразовательной школы

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Рабочая программа по курсу

«Основы религиозных культур и

светской этики» для 4 класса

средней общеобразовательной школы










Аннотация к рабочей программе по курсу

основы религиозных культур и светской этики - 4 класс

Программа по курсу основы религиозных культур и светской этики для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по курсу основы религиозных культур и светской этики. Согласно учебному плану ГБОУ «СКОШ № 87» на изучение чтения в 4 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе гимназии. Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий учебник М.Т.Студеникина «Основы светской этики» Учебник для 4 класса. Данная рабочая программа по ОРКСЭ (модуля «Основы светской этики») для 4 класса составлена на основании следующих документов:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего образования и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05 марта 2004г. №1089);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897// window.edu.ru/resource/768/72768
  • Примерной программы начального общего образования (для 1 - 4 классов).
  • Приказа МО и Н РФ от 10 апреля 2002 года № 29 / 2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Учебного плана ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 87 IV вида для детей с нарушением зрения» города Набережные Челны Республики Татарстан на 2015 - 2016 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (протокол №1. от 28 августа 2015 года);
  • Приказ МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922
  • Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 № 08-761 Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Минобрнауки РФ // минобрнауки.рф
  • Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ по предметам.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал школьного курса 4 класса располагается следующим образом: Введение 1 час Основы светской этики 32 часа Повторение 2 часа

В результате изучения курса в 4 классе ученик должен:

Требования к личностным результатам:

− формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; − формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

− развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

− развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

− воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

− развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

− наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

− овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

− формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

− адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

− умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

− овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

− овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

− готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

− определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

− знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

− знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

− формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

− осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ОРКСЭ УЧЕНИК ДОЛЖЕН

знать/понимать:

  • основные понятия религиозных культур;

историю возникновения религиозных культур;

историю развития различных религиозных культур в истории России;

особенности и традиции религий;

описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

уметь

  • описывать различные явления религиозных традиций и культур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

готовить сообщения по выбранным темам.

Формы проведения устного контроля по курсу основы религиозных культур и светской этики: - защита реферата.

Структура рабочей программы: титульный лист, пояснительная записка, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся, календарно- тематическое планирование, критерии и нормы оценки знаний умений, навыков учащихся, литература.











Основное содержание программы


5 класс
Введение 1 ч. История нашего народа.
Основы светской этики - 32 ч.

Россия - Родина моя. Природа и люди России.

Этика. Этикет. Вежливость. Добро и зло. Вежливые слова. Проявление добра в жизни. Дружба. Порядочность. Честность. Искренность. Гордость и гордыня. Отечественная война 1812 г.

Терпение. Труд. Роль труда в жизни человека. Семья. Этикет застолья. Семейные традиции. Сердце матери. Наши мамы.

Правила твоей жизни. Транспорт - помощник человека.

Обычаи и обряды русского народа. Праздники народов России. Русская масленица. Праздники татарского народа.

Защитники Отечества. Маршал Жуков. Патриотизм.
Повторение - 2 ч.

История России.

Светская этика.




























Требования к уровню подготовки учеников
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования1 9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:…
10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 7 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: 12.4. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни.
Основные задачи реализации содержания Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.

Самостоятельные работы, выполняемые учащимися, предполагают следующее:

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на знания по основам духовно-нравственной культуре народов России; извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
  • защита рефератов, совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.































Контрольно-измерительные материалы Положения Государственного образовательного стандарта предполагают использование педагогических технологий, связанных с коллективным взаимообучением: «организованный диалог», «работа учащихся в парах сменного состава», «мозговой штурм», «игра», «диспут». Предполагается, что при реализации данной программы большое внимание будет уделено работе с источниками при ориентации на формирование у обучающихся умений: - проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа для оценки духовно-нравственного развития народов России, этики народов; - осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника; - классифицировать источники по типу информации. Достижение целей курса происходит через индивидуальную и групповую историко-познавательную деятельность обучающихся, результаты которой целесообразно представить в форме доклада или зачетной устной работы, исследовательского проекта, публичной презентации.




































Источники информации
В помощь учителю
  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1-5 кл.). М., 2005.
  2. Азбука для несовершеннолетних / сост. А. Алексеева, А. Стреляный. М., 1985.
  3. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.
  4. Аникин В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.
  5. Архарова Л.И., Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. М., 2005.
  6. Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.
  7. Безгина О.Ю. Этикет старших дошкольников. М., 2005.
  8. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. М., 1982.
  9. Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.
  10. Глушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1996.
  11. Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.
  12. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. М., 2001.
  13. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.
  14. Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.
  15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
  16. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. М.,2004.
  17. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001.
  18. Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.
  19. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова,О.С. Богдановой. М., 1979.
  20. Остер Г. Вредные советы. М., 1998.
  21. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.
  22. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.
  23. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004.
  24. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. М., 1999.
  25. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров.М., 1990.
  26. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1983.
  27. Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев. М., 1999.
  28. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.
  29. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.
  30. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000.
  31. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.
  32. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб., 2005.
  33. Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994.



Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы

Литература для учителя
Рабочие программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики».4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: OOO «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с. Адьютант: Историческое обозрение: adjudant.ru/. Большая библиотека, много интересных материалов по военной истории империи (немного и по XVII в.). Отдельный проект посвящен А. В. Суворову. Библиотека Исторического факультета МГУ. hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm.

Литература для учащихся
  1. Остер Г. Вредные советы. М., 1998.
  2. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.
  3. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.
  4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004.
  5. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. М., 1999.
  6. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров.
  7. М., 1990.
  8. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1983.
  9. Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев. М., 1999.
  10. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.
  11. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.
  12. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000.
  13. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.
  14. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб., 2005.
  15. Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994.



Интернет-ресурсы:
Искусство, культура, история, мифология Древней Греции.ellada.spb.ru/ Мифы Древнего Египта gumer.info/bibliotek_Buks/History/rak/index.php

1 Приказ МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922


© 2010-2022