- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса средней общеобразовательной школы
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса средней общеобразовательной школы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Липартелиани О.Н. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
10
Рабочая программа по курсу
«Основы религиозных культур и
светской этики» для 4 класса
средней общеобразовательной школы
Аннотация к рабочей программе по курсу
основы религиозных культур и светской этики - 4 класс
Программа по курсу основы религиозных культур и светской этики для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по курсу основы религиозных культур и светской этики. Согласно учебному плану ГБОУ «СКОШ № 87» на изучение чтения в 4 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе гимназии. Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий учебник М.Т.Студеникина «Основы светской этики» Учебник для 4 класса. Данная рабочая программа по ОРКСЭ (модуля «Основы светской этики») для 4 класса составлена на основании следующих документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего образования и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05 марта 2004г. №1089);
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897// window.edu.ru/resource/768/72768
- Примерной программы начального общего образования (для 1 - 4 классов).
- Приказа МО и Н РФ от 10 апреля 2002 года № 29 / 2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Учебного плана ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 87 IV вида для детей с нарушением зрения» города Набережные Челны Республики Татарстан на 2015 - 2016 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (протокол №1. от 28 августа 2015 года);
- Приказ МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922
- Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 № 08-761 Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Минобрнауки РФ // минобрнауки.рф
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ по предметам.
В результате изучения курса в 4 классе ученик должен:
Требования к личностным результатам:
− формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; − формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
− развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
− развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
− воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
− развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
− наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
− овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
− формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
− адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
− умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
− овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
− овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
− готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
− определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
− знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
− знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
− формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
− осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ОРКСЭ УЧЕНИК ДОЛЖЕН
знать/понимать:
-
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
уметь
-
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Формы проведения устного контроля по курсу основы религиозных культур и светской этики: - защита реферата.
Структура рабочей программы: титульный лист, пояснительная записка, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся, календарно- тематическое планирование, критерии и нормы оценки знаний умений, навыков учащихся, литература.
Основное содержание программы
5 класс
Введение 1 ч. История нашего народа.
Основы светской этики - 32 ч.
Россия - Родина моя. Природа и люди России.
Этика. Этикет. Вежливость. Добро и зло. Вежливые слова. Проявление добра в жизни. Дружба. Порядочность. Честность. Искренность. Гордость и гордыня. Отечественная война 1812 г.
Терпение. Труд. Роль труда в жизни человека. Семья. Этикет застолья. Семейные традиции. Сердце матери. Наши мамы.
Правила твоей жизни. Транспорт - помощник человека.
Обычаи и обряды русского народа. Праздники народов России. Русская масленица. Праздники татарского народа.
Защитники Отечества. Маршал Жуков. Патриотизм.
Повторение - 2 ч.
История России.
Светская этика.
Требования к уровню подготовки учеников
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования1 9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:…
10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 7 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: 12.4. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни.
Основные задачи реализации содержания Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.
Самостоятельные работы, выполняемые учащимися, предполагают следующее:
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на знания по основам духовно-нравственной культуре народов России; извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- защита рефератов, совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Контрольно-измерительные материалы Положения Государственного образовательного стандарта предполагают использование педагогических технологий, связанных с коллективным взаимообучением: «организованный диалог», «работа учащихся в парах сменного состава», «мозговой штурм», «игра», «диспут». Предполагается, что при реализации данной программы большое внимание будет уделено работе с источниками при ориентации на формирование у обучающихся умений: - проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа для оценки духовно-нравственного развития народов России, этики народов; - осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника; - классифицировать источники по типу информации. Достижение целей курса происходит через индивидуальную и групповую историко-познавательную деятельность обучающихся, результаты которой целесообразно представить в форме доклада или зачетной устной работы, исследовательского проекта, публичной презентации.
Источники информации
В помощь учителю
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1-5 кл.). М., 2005.
- Азбука для несовершеннолетних / сост. А. Алексеева, А. Стреляный. М., 1985.
- Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.
- Аникин В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.
- Архарова Л.И., Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. М., 2005.
- Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.
- Безгина О.Ю. Этикет старших дошкольников. М., 2005.
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. М., 1982.
- Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.
- Глушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1996.
- Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. М., 2001.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.
- Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. М.,2004.
- Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001.
- Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.
- Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова,О.С. Богдановой. М., 1979.
- Остер Г. Вредные советы. М., 1998.
- Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.
- Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004.
- Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. М., 1999.
- Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров.М., 1990.
- Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1983.
- Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев. М., 1999.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.
- Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.
- Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб., 2005.
- Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994.
Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы
Литература для учителя
Рабочие программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики».4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: OOO «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с. Адьютант: Историческое обозрение: adjudant.ru/. Большая библиотека, много интересных материалов по военной истории империи (немного и по XVII в.). Отдельный проект посвящен А. В. Суворову. Библиотека Исторического факультета МГУ. hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm.
Литература для учащихся
- Остер Г. Вредные советы. М., 1998.
- Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.
- Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004.
- Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. М., 1999.
- Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров.
- М., 1990.
- Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1983.
- Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев. М., 1999.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.
- Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.
- Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб., 2005.
- Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994.
Интернет-ресурсы:
Искусство, культура, история, мифология Древней Греции.ellada.spb.ru/ Мифы Древнего Египта gumer.info/bibliotek_Buks/History/rak/index.php
1 Приказ МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922