- Преподавателю
- Начальные классы
- Авторская программа Формирование готовности детей к школьному обучению
Авторская программа Формирование готовности детей к школьному обучению
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нигметова Г.В. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Оренбургская область
Красногвардейский район
с. Плешаново
Авторская программа
«Формирование готовности детей к школьному обучению»
Календарно - тематическое планирование подготовки детей к школе.
Составила Нигметова
Галина Васильевна
учитель начальных классов
высшей категории
Красногвардейской средней
общеобразовательной школы №1
Аннотация.
Предлагаю 68 часовую программу подготовки детей, которую лучше проводить в июне месяце (на базе пришкольных лагерей). Целью подготовительного курса является развитие будущих первоклассников, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы, и сократить до минимума адаптационный период. Обычно в конце мая, будущих первоклассников делят на классы, определяют учителя. Ребенок до школы знакомится в игровой форме с учителями, одноклассниками, классом, где будет заниматься. Все задачи, требования, расписание прописаны в программе. Удача будет сопутствовать тем, кто смог соответствующим образом подготовить детей к обучению в 1 классе. Вхождение в мир знаний, новых правил и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками особенно важно для детей не посещавших детский сад. В увлекательной форме дети получают азы подлинно научных знаний. Ребенок переступает школьный порог, переполненный впечатлениями и различного рода ожиданиями. И его эмоциональное состояние, отношение к окружающему миру во многом определяется этими сбывшимися или несбывшимися ожиданиями. Вот почему так важно, чтобы дошкольник имел правильное представление о школе.
Человек! Сколько сокровенного и таинственного, великого и мелочного, разумного и дикого, сильного и слабого, хорошего и плохого кроется под этим магическим словом. И в зависимости от того, какие из этих сторон будут больше проявляться в нем, тем он и станет. Каждый человек есть уникум. У каждого человека есть свои способности, воззрения, идеи и ценности, порой сильно отличающиеся от других. Однако, в одном все люди сходятся. В стремлении к счастью и успеху в общественной и личной жизни, в желании быть нужным, значимым, уважаемым обеспеченным человеком. Но, к сожалению, это все само собой не приходит. Для достижения этих целей личность должна выработать в себе соответствующие качества и отвечать всем требованиям новой эпохи, которую смело можно назвать эпохой информации. Удача будет сопутствовать тем, кто смог себя соответствующим образом подготовить к приему, обработке и рациональному использованию полученной информации. Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают родители и дети с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, который не всегда проходит гладко и беспроблемно, особенно у шестилеток. Вхождение в его мир знаний, новых правил и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители, воспитатели. Взрослые держат экзамен - именно сейчас, за школьным порогом проявят себя их плоды воспитательных усилий. Несколько лет тому назад появилось выражение «Готовность ребенка к школьному обучению». Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Как избежать этого, помочь ребенку преодолеть трудности? Как научить «Легко учиться?» Предлагаю 68 часовую подготовку детей, которую лучше проводить в июне-месяце. Для правильной подготовки детей к школе большую роль играет общий эмоциональный фон и содержание обучения. Чем разнообразнее и насыщеннее общение, тем значительнее положительные приобретения будущего школьника. Необходим индивидуально - дифференцированный подход на основе рекомендаций психолога, опираясь на их коммуникабельные возможности стараться максимально создать положительную мотивацию к обучению в школе. Три главных направления должны пройти через эту подготовку: Во-первых, это общее развитие. Речь идет о развитии памяти, внимания, интеллекта. Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой: «делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется». В-третьих, это то, что пожалуй, является наиболее важным делом: выработка мотивов, пробуждающих к учению. Главный принцип: «Ты сможешь - я помогу!» Целью подготовительного курса является развитие будущих первоклассников, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы. В процессе работы решаются следующие задачи:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- развивать умения и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
- укреплять здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.
- учет индивидуальных способностей и возможностей ребят;
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке знаний;
- систематичность и последовательность знаний;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
- быть наблюдательными, делать логические выводы.
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определённым звуком;
- выделять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
- составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
- пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
- ориентироваться на странице тетради;
- соотносить цифру числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги;
- измерять длину предметов с помощью условной единицы;
- называть основные признаки времен года;
- суток;
- русский алфавит
- состав чисел первого десятка
- название текущего месяца, последовательность дней недели.
Расписание.
Понедельник Вторник
1. Обучение грамоте 1. Математика 2. Ритмика + физкультура +пение 2. Обучение грамоте 3. Математика 3. Труд 4. ИЗОСреда Четверг 1. Обучение грамоте 1. Математика 2. Обучение грамоте 2. ИЗО 3. Ритмика + физкультура +пение 3. Обучение грамоте 4. Математика
Пятница Расписание звонков 1. Обучение грамоте 1. 9:00 - 9:35 10 мин. 2. Труд 2. 9:45 - 10:20 20 мин. 3. Ознакомление + К.Р. 3. 10:40 - 11:15 10 мин. 4. 11:25 - 12:00
После 2 урока динамическая
пауза на развитие эмоциональной сферы и навыков общения.Сетка часов.
№ Тема
1.
Ознакомление с окружающим миром
1 ч. 4 ч. 2. Чтение + письмо = обучение грамоте 6 ч. 24 ч. 3. Математика 4 ч. 16 ч. 4. Рисование 2 ч. 8 ч. 5. Труд 2 ч. 8 ч. 6 Ритмика с элементами физкультуры и пения 2 ч. 8 ч.Всего: 17 ч. 68 ч.
«Развитие эмоциональной сферы и навыков общения
будущего первоклассника».
Основной целью этих занятий является развитие у детей способности управляемости своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения; формирование эмоционально-положительного отношения к школе; развитие навыков общения. В работе с детьми используется синтез методов группового тренинга, игротерапии, психодрамы и ее различных модификаций. Основная задача игр - знакомство детей и формирование сплоченности группы. Необходимо поддерживать не только любой успех ребенка, но и его усилия, прилагаемые для получения результата. В структуру занятий необходимо вводить ритуалы встречи и прощания. Ведущему необходимо использовать импровизацию, ориентируясь на ситуации, возникающие в процессе работы с детьми. Тематика динамических пауз может быть различной и определяется особенностями группы и динамикой складывания отношений в ней.
Тематическое планирование занятий
Тема 1. Знакомство
Знакомство детей друг с другом. Обсуждение вопросов: «Что такое школа?», «Для чего нужно учиться?», «Что значит быть учеником?». Правила поведения на занятиях.Тема 2. Играем, общаемся, учимся вместе
Знакомство детей с понятиями «классный коллектив», «Сплоченность». Правила совместной деятельности, дружной и честной игры. Правила общения в группе.Тема 3. Внимание и наблюдательность
Что значит быть внимательным. Внимание и школьные успехи. Тренинг внимания и наблюдательности, умение видеть различия и сходства, умение замечать детали. Развитие способности к сосредоточению. Диагностика внимания.Тема 4. Память
Зачем человеку память? Мои воспоминания. Тренировка памяти: запоминание зрительных образов, ассоциативное запоминание, запоминание считалок, стихов. Диагностика опосредованной памяти.Тема 5. Переживания, настроения, эмоции
Основные виды эмоций (чувств) человека: радость, грусть, интерес, страх, гнев. Их проявление в мимике, жестах, позе. Эмоции и цвет. Определение своих эмоциональных состояний. Как понять чувства другого человека? Этюды на выражение основных эмоций.Тема 6. Скоро в школу
Обсуждение вопросов: «Что ждет меня в школе? Ученик, учитель, одноклассник. Права и обязанности ученика. Ролевые и психотерапевтические игры».- Игра «Слева друг и справа друг»
- Понравилась ли вам игра?
- Запомнили ли вы имена своих новых друзей?
- Как ты чувствуешь себя сейчас?
- Приятно ли тебе чувствовать рядом с собой плечо своего нового друга?
- Игра «Паровозик»
- Игра «Паутинка»
- Все ли высказались в ходе игры?
- Чьи рассказы тебя заинтересовали больше всего?
- Кто в группе вызвал у тебя любопытство?
- Игра «Чем мы похожи»
- Понравилась ли тебе игра?
- Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
- Какими должны быть твои друзья - похожими на тебя или совсем другими?
- Игра «Передай маску!»
- Игра «Чувства и настроения»
- Игра «Покажи дневник маме»
- Игра «Царевна Несмеяна»
- Легко ли рассмешить другого человека?
- Кому это удалось лучше, чем другим?
- Что он для этого сделал?
- Игра «Смелый мальчик»
- трудно ли тебе было изобразить чувства другого человека?
- Легко ли угадать чужие чувства?
- Что приятнее изображать?
- Игра «Две школы» (метод биодрамы А. Вольтмана)
- Игра «В школе»
- Игра «Сочинение историй» (метод общего сочинения историй Р.М. Стирцингер)
- Игра «В школе и дома»
- Игра «Педсовет»
- Ученик должен всегда слушаться учителя.
- Ученик не должен всегда слушаться учителя, потому что он отвыкнет думать своей головой. Ученик должен всегда хорошо вести себя в школе и т.д.».
Обучение грамоте.
24 часа (6 часов в неделю).
№
Темы по чтению + письмо.
Главный принцип - делай как я по образцу. 1 Дыхательная гимнастика. Речь (внутренняя и внешняя). Речевое дыхание. Окружающие предметы. Звуки (Что слышишь?) Слово. Одушевленные и неодушевленные предметы. Игра: «Кто как голос подает?» Знакомство с тетрадью. Линовка. Верхняя и нижняя рабочие строки. Правила посадки. Техника безопасности. Гигиена. В тетради:
2 Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
3 Дыхательная гимнастика. Логопедические болтушки. Чистоговорки. Звук. Буква. Гласные: а, о, у, и, ы, э. (Знакомство, голос). ЦЕЛЬ: сделать два открытия: Речь строится из звуков; Соотношение звук - буква.
Письмо овала.
4 Дыхательная гимнастика. Логопедические болтушки. Чистоговорки. Закрепление гласных (Инструмент - рот, ноты - буквы). Составление предложений. (Понятие слова, предложения) Письмо палочки с закруглением. (Прыжок с трамплина)
- капли дождя обведи
5 Интонационное подчеркивание. Гласные звуки. Закрепление. Предложение рассказ. Сказка. Ответь на вопросы по теме: «Моя семья» протягивание звуков Письмо - обводка и письмо через кальку. (По карточке)
г - уточка
- лента гимнастики
6 Слоги - слияния. Согласные звуки [к, л, м, н, р]. Ответьте на вопросы по теме: «Какое что бывает?» Упражнение в тренировке изменение по числам. Красный и синий дома. Письмо - обводка и письмо через кальку.
- палочка, веточка
7 Закрепление. Слоги - слияния. Игра: «Кто где живет?» Звукобуквенный анализ слов. Ассоциативная цепочка слов, тема: «Улица» Письмо - обводка
- полуовалы левый и правый
8 Закрепление. Слоги - слияния. Познакомить со словами: предмет, действие, признак. Игра: «Хорошо - плохо» Эмоции: радость, интерес, стыд, страх, обида, злость, … Штриховка вырезанных овощей. Письмо плавной наклонной линии.
9 Игра в слова. Выделение звуков. Цель: притягивание звука.
- Разговор на пчелином языке, выделение звука жжж.
- Встреча двух машин - ВВВ-
- Разговор двух пароходов -У-У-У-
10 Закрепление. Звукоподражательные игры с использованием стихов. Например, стихи Э. Мошковской «Ночные стихи»
11 Слог - слияние. Закрепление. Игры в слова. Цель: когда научатся интонировать, протягивать, учить сознательно работать со словами. Поиск того или иного звука в словах. Игры помогающие этому: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», и т.д.
12 Работа над словом, предложением. Логопедические лекарства, работа над произношением слов. Доктор звуков. Мягкие и твердые звуки.
13 Работа над гласными и согласными. Учить различать. Упражнять в распознавании звуков (Языковая интуиция).
14 Ударные и безударные гласные. Игра: «Заблудились в лесу» (Показать правильно, чтобы голосом ударить самый громкий - голосовой или гласный звук в слове).
15 Закрепление. Ударные и безударные гласные. Звуковые мастера: Эх, Ух, Ах, Ох.
16 Игра «Дом звуков». Угадай кто где живет? А твой дом какой? Стихотворение Б. Заходера «Никто» (Ты делаешь так?)
17 Закрепление. Звуковая оболочка слова ощутима, интересна и привлекательна. Игра: «Звукоедки» (угадай слово без первой буквы, слога, …) Игра: «Звуковое лото»
18
Развитие речи. Разговор друзей. Расскажи о своем друге, игрушке. Стихи Д. Хармаса «Врун».
19 Развитие речи. Расскажи, что для тебя интересно. О чем ты не знаешь? Спроси - отвечу. Урок - почему. Игра: «Отвечайте, правда ли?»
20 Развитие речи. Сказки. (Как тебе нравится). Принесли любимую книгу, игрушку. Игра: «Определи по части целое»
21 Развитие речи. Метод маленьких человечков. (Понятие о твердых, жидких и мягких веществах).
22 Развитие речи. Игры на подражание. Например: «Угадай-ка», «Бедный котенок», «Неслышная музыка»
23 Совершенствование общих речевых навыков. Игра в слова.
24 Как живется нашим детям? Урок - отчет. (урок - праздник)
Математика - 16 часов
(4 часа в неделю) №
Темы
1
Счет предметов. Понятие «Пустое множество О», «один», «много». В тетради: штриховка самолетов.
2
Геометрический материал. Образование числа 2. В тетради:
3
Геометрический материал. Свойства предметов: форма, цвет, размер. Счет до 10. Цифры 1,2. Понятие «+» В тетради
Игра «Поиск 3»
4
Счет от 1 до 10. Сравнение 1 и 2. Сказка о жадном Кирюше. В тетради:
>>>><<<< клювик утенка 2 2 2 2 2 обводка и письмо через кальку
5
Сравнение групп предметов методом взаимно - однозначного соотнесения. Понятия: много - мало, несколько, столько же, одинаково, поровну, больше. Меньше, пара. В тетради:
6 Соотнесение числа с количеством предметов. Соотнесение цифры, числа и количества. В тетради:
Соедини точки
1 2 1 2
7 Порядковый счет предметов до 10. Который по счету? Воспроизведение ряда чисел, начинается с любого числа. Игра «Доскачи до чудища - ведра - считай предметы».
0 1 0 1 0 1 Соедини точки
8 Пространственные и временные понятия (вверху - внизу, сегодня, …) Решение простейших задач на нахождение суммы. В тетради:
Графический диктант:
- одна клетка вниз,
- одна клетка вправо,
- одна клетка вверх,
- одна клетка вправо,
- одна клетка вниз,
- одна летка вправо,
- одна клетка вверх.
9 Счет в пределах 10. Сколько? Который по счету. Сколько же. Равно. В тетради:
Δ Δ = O O
Графический диктант.
Соедини точки.
Нарисуй три моркови. 10 Сравнение предметов. Выражения: между, за, перед. Посередине, раньше, позже. Цифра 3. В тетради:
2 2 2 2 3 3 3 3 11 Образование последующего числа: а + 1. Понятие: последующее, предыдущее. В тетради: Игра «Внимание»
Поиск третьего. Дорисуй.
3 2 1 1 2 3
Нарисуй три круга, 2 треугольника.
12 Закрепление счета в пределах 10. Перестановка слагаемых (чисел). Цифра 4. В тетради:
Графический диктант.
Штриховка. Раскрашивание.
13 Счет в пределах 10. Решение простейших задач на нахождение разности. Состав чисел 2, 3, 4. В тетради:
14 Счет прямой и обратный в пределах 10. Цифра 5. В тетради:
5 5 5 1 + 1 = 2 2 - 1 = 1 2 + 1 = 3 3 - 1 = 2
15 Закрепление пройденного материала. Урок - путешествие.
16 Урок - праздник: «В гостях у королевы Математики».
Ознакомление с окружающим миром + культура речи.
1 час в неделю. Всего - 4 часа. № Тема 1 Мир, который тебя окружает. Наше село, твоя улица. Форма предметов, цвет, размер, … Школа. Учение. Будущее. Как нужно вести себя в школе. Правила поведения школьников. Правила гигиены. Знаешь ли ты, как ухаживать за телом, волосами, зубами, одеждой, обувью. 2 Наша школа, наш класс. Расширение конкретных представлений и знаний. Труд работников школы. Все работы хороши - знакомство с директором, библиотекарем, учителями, техническим персоналом. Игра - путешествие «Моя дорога из школы домой» Какие бывают слова: важные, пушистые, полосатые, … 3 Экскурсия в парк, школьный двор. Зеленое чудо - растения. Наблюдения за растениями, деревьями. (Погода, время года, …) наши друзья животные. Пополнение активного словаря детей. Учить сравнивать, анализировать. Игра: «Хорошо - плохо» Твоя семья. Расскажи. Хорошо ли тебе в школе. Твои желания. 4 Расположение предметов в пространстве. Точное словесное обозначение анализируемых пространственных отношений. Слева - справа, в середине, прямо, …, около. Рядом. Твои друзья. Умеешь ли ты общаться? Друг - это кто? Игра: «Разговор по телефону»
Рисование
2 часа в неделю всего 8 часов.
№ урока Темы 1 Беседа об уроках рисования. Игра «Определи на ощупь». Рисование на выбор. 2 В гостях у цветных карандашей «Цветные загадки». Отгадку нарисовать. Штриховка.
3 Беседа о правилах Д.Д. Рисование - обводка по трафарету машины. Штриховка. 4 Игра - путешествие «Почта». Обводка по трафарету, штриховка конверта, марки. 5 Игра - путешествие «Повар. Столовая». Штриховка посуды. 6 Правила гигиены. Раскрась платье. (шаблон) 7 Беседа «Что из чего?». Вырезание и штриховка фартука. Игра «Чего на свете не бывает». 8 В гостях. Правила поведения в гостях. Вырезание круга. Украсить торт:
Примечание: штриховка и письмо производить ручкой, затем можно раскрасить карандашом.
Например:
Труд
2 часа в неделю всего 8 часов.
№ урока Темы 1 Работа с пластилином. (вытягивание) Лепка из одного куска пластилина: моркови, мышки, колобка … Научить: делить брусок пластилина на части. Скатывание и расплющивание пластилина. Приемы плоскости. 2 Работа с пластилином. (примазывание) Лепка с добавлением веточек, шишек … Лепка по выбору «Покажи, что умеешь». 3 Аппликация. Конструирование из цветной бумаги машины, ракеты. Научить: работать ножницами, вырезать геометрические фигуры, работать с клеем, учить правильно располагать работу на листе. Техника безопасности. 4 Аппликация. «Домик». Вырезание по трафарету. Складывание и склеивание бумаги. 5 Складывание. Работа с бумагой. Учить приемам сгибания бумаги: квадрата по диагонали, пополам, круга по диаметру. Учить складыванию из бумаги - кораблика, стаканчика. 6-7 Конструирование. Работа с конструктором. 8 Сельхоз. труд. Учить детей оказывать посильную помощь в поливе и прополке овощей. Правила гигиены при сельхозработе. Уход за комнатными растениями.
Ритмика (с элементами физкультуры и пения)
2 часа в неделю всего 8 часов.
№ урока Темы 1 О.Р.У. Ритмическая ходьба, легкие подскоки. Движение рук. Комплекс дыхательной гимнастики. Песенка про ежика. 2 О.Р.У. Различие контрастов звучания (громко - тихо, быстро - медленно, высоко - низко). Хороводный шаг. Песенка про ежика. Ритмические хлопки. 3 О.Р.У. Свободное дыхание импровизационного характера под плясовую музыку. Подбрасывания и ловля мяча. Песенка «Зеленые ботинки». 4 О.Р.У. Шумовые инструменты. Такт. Ритм. Похлопывание в ладоши. Песенка «Зеленые ботинки». 5 О.Р.У. Прыжки через скакалку. Музыкальные игры. Танцевальные упражнения; простой шаг, перекатный, топающий, острый с высоким подниманием бедра. Игра «Угадай чей голос». 6 О.Р.У. Простейшие подражательные движения сопровождающие голосом. Игра в мяч. Упражнения с мячом. 7 О.Р.У. ходьба, бег. По два, одному. Игра «Повтори». 8 Ритмическое выполнение упражнений. Танцевальные упражнения в паре. Игры на воздухе «Кто как скачет? Поет? Идет?».
Нигметова Галина Васильевна, МОУ «Красногвардейская СОШ №1, Красногвардейский район