Соркровища русского языка. Знаешь ли ты пословицы?

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Сокровища родного языка. Игра «Знаешь ли ты пословицы?». Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний, подбор слов, близких по значению.

Цель: Обобщить знания учащихся о народных пословицах. Уточнить значения некоторых из них. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками. Расширить представления о синонимах, фразеологизмах, расширять кругозор учащихся, их словарный запас.

Развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией. Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности. Развивать логическое мышление, анализировать, рассуждать; развивать речь, память;

Воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

I. Мотивационно-целевой этап. 1) Организационный момент. 2) Психол.настрой.

2. Операционный этап.

1) -О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прослушаете вот эти предложения. На доске:
Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживешь.
Пословица - всем делам помощница.
- Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения? ( Пословицы.)
У. Правильно, и тема нашего урока: "Пословица - недаром молвится".
Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.
В пословице народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

-Знаете ли вы пословицы?
1 Закончите пословицу:
- Что с воза упало, то ... (пропало)
- Век живи, ... (век учись)
- Один в поле ... (не воин)
- Не зная броду, ... (не лезь в воду)
- Дело мастера ... (боится)
- Когда я ем, ... (я глух и нем)
- Утро вечера ... (мудренее)
- Чем дальше в лес, ... (тем больше дров)


2. Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.
(Семь раз примерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Семеро по лавкам.
За семь вёрст киселя хлебать.
Седьмая вода на киселе.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Ум хорошо, а два лучше.)

3. "Отгадай пословицу"
У. Вот мы и проверим, как вы можете дружно работать. Каждой группе я даю по две карточки со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.
Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса - камень. Д. Нашла коса на камень.
Лес - дрова. Д. Чем дальше в лес, тем больше дров.
Шило - мешок. Д. Шила в мешке не утаишь.
Язык - дело. Д. Не спеши языком, торопись делом.
Дело - мастер. Д. Дело мастера боится.
Труд - лень. Д. Труд человека кормит, а лень - портит.

Рассказы о пословицах (каждой группе будет прочитан рассказ- необходимо подобрать по смыслу пословицы
Всему свое время (делу-время, потехе- час)
Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.
Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать. На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку, потому что он совсем не учил уроки.
Дома мама сказала: «Всему свое время».

Тише едешь - дальше будешь
Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.
Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?
Маленькое дело лучше большого безделья.
На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.
А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.
Большое Безделье всегда хвасталось:
- Вон я какое большое! А ты - мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.
Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.
- На календарь все глядишь? - не унималось Большое Безделье. - Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?
Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.
Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.
А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.
Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:
- И все равно я лучше!

2) -Запишите в тетрадь.

Хватать звезды с небес.

Не ударить в грязь лицом.

Постановка проблемы, определение целей этапа урока.

- Как вы поняли эти высказывания?
- Как называются такие выражения в русском языке? Что это? (Кто-то отвечает, кто-то не знает совсем.)
- Перед нами проблема: Мы не знаем, что это за сочетания слов.
- Цель этого этапа урока - Узнать, как называются такие выражения и научиться их расшифровывать.
- Как поймем, что достигли цели? (Увидим, что стали понятны эти обороты, узнаем, как с ними работать).

Это фразеологизмы-устойчивые сочетания слов!!!

- Догадайтесь, что обозначают фразеологизмы:

Смотрит как баран на новые ворота. (Очень удивлённо.)

Сесть в лужу. (Оказаться в неловком, смешном положении.)

Рубит сук, на котором сидит. (Делает то, что может быть опасным для него же.)

- В парах поработайте над карточкой-тестом. Выделите правильные ответы.

О каком человеке так говорят:

1. Он выйдет сухим из воды:

  • ловкий,

  • робкий.

2. У него денег куры не клюют:

  • богатый,

  • бедный.

3. У него зимой снега не выпросишь:

  • щедрый,

  • жадный.

4. Он водит всех за нос:

  • показывает людям дорогу,

  • обманывает людей.

- Работа с текстом в парах.

Пригласил нас как-то сын лесник к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего "приятеля" дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке на воскресенье.

- Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, - со мной пойдете.

И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружье нам дедушка не дал. Малы еще.

- Чтение текста вслух.
- Посоветуйтесь и решите, каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку.)
- Что означает это выражение? (Обманулись.)
- Какие фразеологизмы вам встретились в тексте? Объясните их значение. (Пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать.)
- Запись предложения с комментированием на доске.

Мы попались на удочку.

- Подчеркните главные и второстепенные члены, укажите части речи, определите словосочетания.
- Запишите в тетрадь один любой фразеологический оборот из текста.

Из истории возникновения некоторых фразеологических оборотов.

Время истекло - свыше 2,5 тысяч лет назад в Вавилоне появились водяные часы в виде высокого узкого сосуда с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, т.е. время текло. Отсюда и "сколько воды утекло", "текущий год".

Спать без задних ног - спать очень крепко. Происхождение связано с тем, как спит лошадь. После тяжёлой работы лошадь ложится спать с расслабленными задними ногами. Если в это время заставить её подняться, то она будет пытаться встать на передние ноги, а задние некоторое время будут непослушными.

- Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.

- Зачитайте. Объясните.
- Что на уроке вызвало больше всего затруднений? Почему? Какие выводы делаем?

3) Синонимы

1. К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их.

путь

страх

работа

дело

метель

дорога

грусть

вьюга

тревога

нищета

бедность

тоска

родник

лошадь

тропинка

несчастье

друг

противник

враг

приятель

горе

дорожка

конь

ключ

2) Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.

  • Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.

  • Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

3) Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.

  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный

  • храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

4) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

____________ _____________ _______________

____________ _____________ _______________

____________ _____________ _______________

5) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

Пользуйтесь словами для справок.

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

Итоги урока


© 2010-2022