Из опыта работы по системе РО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Из опыта работы по системе РО учителя начальных классов МОУ лицей №11 г.Шахты Ростовской обл. Емельяненковой Анны Владимировны
Современное понимание качества образования связано не с наличием у школьника знаний как таковых, а с умением действовать в различных изменяющихся ситуациях, умением отобрать знания и свой опыт для каждой конкретной ситуации жизни, т.е. обладание человеческими компетентностями: мыслить, действовать, искать информацию, сотрудничать, изменяться, сохранять здоровье. Сегодняшние дети отличаются от тех учеников, которых я учила «вчера». Изучая методическую литературу, я чётко сформулировала для себя, что такое современный ученик, и как я должна строить образовательный процесс, исходя из новых реалий и возможностей, и потребностей общества. Мой многолетний опыт позволяет мне утверждать, что ученик усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает и 90-100% того, что делает сам. Для начального общего образования приоритетной целью на данном этапе развития общества является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Новое качество начального обучения требует новых подходов к ведению урока. Какие технологии, способы, приёмы, методы я для этого использую? Последние 14 лет работаю по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, в основу которой легли результаты исследований, проведенных известным российским ученым Л.С.Выгодским, психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста. Главные особенности системы: -введение научных знаний с первого дня обучения в школе; -организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний; -открытие в детях невидимого мира потенциальных интеллектуальных и личностных способностей. Основными целями своей учебной и воспитательной деятельности считаю: - обеспечение успешного освоения всеми учащимися программы начального образования; -создание условий для реализации способностей учащихся; - формирование умения учиться. Для достижения поставленных целей в процессе учебной и воспитательной работы ставлю перед собой следующие задачи: - формировать у ребёнка новый тип мышления - теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки; - воспитать интерес к познанию, к поиску новых источников информации; - создать условия для проявления таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты; - развивать желание и умение учиться. В своей работе опираюсь на принципы, позволяющие выйти на творчество детей: - принцип научности (содержание обучения, ориентированное на формирование научно-теоретического мышления, диалектическое обобщение знаний способствует становлению положительной мотивации); -принцип достаточного уровня сложности, обеспечивающий психологическое развитие учащихся; -принцип единства обучения и воспитания (учебный материал становится личностно-значимым); - принцип наглядности и теоретического мышления; - принцип справедливости и обоснованности требований (к детям должны предъявляться высокие требования - высокие, но справедливые). Работу по формированию у детей теоретического мышления веду как на уроках, так и через внеурочную деятельность. Формирование познавательной деятельности осуществляется в соответствии с намеченными целями и задачами. «Инструментами», при помощи которых формируются познавательная деятельность, служат методы, приёмы и средства обучения и воспитания. Основным средством обучения, как в традиционной системе, так и в системе развивающего обучения остаётся урок. Свою урочную деятельность строю в соответствии с логикой развёртывания учебного материала: Постановочный урок - это урок, на котором перед детьми ставлю учебную задачу, т.е. демонстрирую несовершенство старого, освоенного способа действий, находящегося в поставленной задаче. На этих уроках использую метод проблемной ситуации. Основным приемом ставлю ситуацию «успеха», в которой учащийся свободно владеет уже открытым способом действия. Однако, в определенный момент «старый» способ перестает работать. Проблема ставится в игровой форме. На уроках решения учебной задачи использую форму организации учебной деятельности - дискуссию, где учащиеся выдвигают гипотезы и предлагают способы их проверки. На этих уроках дети получают основы научного исследования, так как понятие не дается им в готовом виде. Для того чтобы учебная задача была успешно решена, использую такие приемы: - работа с источниками (учебный словарь, учебник и т.д.); - моделирование (изображение величины с помощью схемы, рисунка); - мыслительные (представления). Возникает проблемная ситуация, подталкивающая учащихся выдвигать гипотезы для выхода из проблемы. Я считаю, что оригинальность этого приема в том, что он способствует мыслительной деятельности учащихся и не дает учителю быть на уроке «безоружным», т.е. поставленным в тупиковую ситуацию, когда не хватает средств донести до ученика поставленную задачу. Главным правилом таких уроков ставлю взаимоуважение и взаимопонимание; создание на уроках обстановки, когда невозможно осмеять даже самое глупое высказывание, когда ученики чувствуют свободу мысли, любое высказывание обстоятельно разбирается и определяется его рациональное звено. Уроки конкретизации позволяют ребенку отработать новый способ действия. Эти уроки провожу в форме уроков - путешествий, тематических экскурсий, уроков-практикумов, групповых форм работы. Большое значение на этом этапе решения учебной задачи уделяю работе с научной литературой (энциклопедии, учебные словари, научные тексты). Для активизации учебной деятельности на уроке, помимо традиционной работы с учебником, применяю элементы игры: отгадывание ребусов, решение кроссвордов, пиктограмм и т.д., что позволяет детям развивать диалогическую и монологическую речи. Учебную деятельность организую с помощью: -работы в парах; -групповой и индивидуальной работы. Уроки контроля, позволяющие увидеть продвижение учащихся учебном материале, провожу с помощью как традиционных методов( контрольная, срезовая работы, тестирование, математические и словарные диктанты, творческие работы по литературному чтению, сочинения) так и нетрадиционных- в виде тематических игр «Математическая карусель», «Умники и умницы», «Словоформы» и т. д. . Анализируя их, выявляю на основе поэлементного анализа пробелы в знаниях учеников, что служит основой коррекции времени изучения данного материала. Формирование системы знаний определяю по устным ответам учащихся, логичности и последовательности построения ответа. В основе моего педагогического опыта лежит творческое сочетание и применение различных форм работы, методик, приёмов, а также современных педагогических информационных технологий в процессе обучения. Такая система работы позволяет максимально раскрыть креативные способности учащихся, привлечь к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого.
Результатом своей работы вижу положительную динамику в уровне развития интеллектуально-творческих способностей учащихся и уровня обученности: - дети моего класса с желанием посещают школу; - сформирован устойчивый учебно-познавательный интерес; - на уроках учащиеся умеют выдвигать гипотезы, стараются грамотно задать вопрос, отвечают на вопросы, опираясь на научное подтверждение; - в классе сформированы элементы коммуникативных компетенций. Считаю, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Научить ребенка созидать, творить, получать от этого процесса удовольствие. Правильно определить способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.

© 2010-2022